Тема: «Внешняя политика России во второй половине 18 века. Русско-турецкая война 1768-1774»
Цели урока.
Образовательные:
· выявить основные направления внешней политики России во второй половине 18 века
· показать, что внешняя политика проводилась в интересах помещиков и купцов
· подвести обучающихся к пониманию того, что утверждение России на севере Черноморского побережья отвечало потребностям прогрессивного развития страны
· ознакомить обучающихся с причинами русско-турецкой войны, с основными фронтами, где велись боевые действия, с выдающимися полководцами и флотоводцами, участвовавшими в войне
Воспитательные:
· на примере полководческого таланта П.А.Румянцева и др. способствовать военно-патриотическому воспитанию обучающихся
Развивающие:
создать условия для закрепления умений
· работать с историческими источниками, учебником, учебной картой
· умения умственной деятельности ( делать выводы, анализировать, находить причинно-следственные связи)
Оборудование урока:
учебник «История России .15-конец18 века» авт. Данилов, Косулина, издательство « Просвещение», М., 2009 г.
Хрестоматия по истории России, пакет исторических документов по теме
Учебная карта «Российская империя во второй половине 18 века»
Схемы, таблицы
Мультимедиа приложение к учебнику учебник «История России .15-конец18 века» авт. Данилов, Косулина
Мультимедийный проектор, компьютер, экран
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Описание урока:
1. Организационный момент. Целевая установка., мотивация обучающихся к изучению темы.
2. Класс заранее поделен на 4 группы, каждая из которых получает карточки с отрывками из исторических источников, дополнительной литературы и вопрос для всех одинаковый Какие задачи стояли во внешней политике России во второй половине 18 века? ( время работы 10 минут)
3. Далее идет обсуждение и подводится вывод .
На доске вывешиваются таблички с основными направлениями внешней политики, которые сформулированы детьми.
В частности:
1 направление: выйти к берегам Черного моря
2 направление: продолжить возвращение земель Древнерусского государства
3 направление: участив в борьбе с революционной Францией.
4. На данном уроке подробно рассматривается , как решалась задача завоевание выхода к берегу Черного моря.
Беседа с обучающимися: вспомните, когда была попытка решения этого вопроса (при Петре Первом, в 1695,1696 годах Азовские походы)
При Екатерине Второй в 1768-1774 году произошла очередная русско-турецкая война.
5. Объяснение учителя: начало войны, союзники Турции.
6. Изучение хода войны: каждая из групп изучив материалы учебника, документы будут представлять тот или иной фронт: (7 минут)
1 группа - в причерноморских степях
2 группа – на Балканах
3 группа – на Кавказе
4 группа – в Средиземном море
7. Воображаемое путешествие: « Мы участники той войны»
Каждая команда рассказывает у настенной карты «Русско-турецкая война 1768-1774гг.» о боевых действиях на своем фронте, рассказ должен звучать в виде донесения и начинать с таких слов «На нашем фронте происходили такие боевые события …. И в конце сделать вывод». Донесение делает один из участников . Находятся на карте места сражений .
8. Все ответы обучающихся обобщаются и подводится итог войны.
9. Беседа с обучающимися: Какие факторы способствовали победе России в войне?
· Превосходство экономики России над экономикой Турции
· Выучка , храбрость и мужество русских солдат
· Военное полководческое искусство командиров, среди которых П.А.Румянцев, Г.А.Спиридонов, В.М.Долгоруков.
10. Показ слайдов с помощью мультимедийного проектора, одновременный рассказ о П.А.Румянцеве.
11. Рассказ учителя: о подписании 10 июля 1774 года Кючук-Кайнаржикского мирного договора между Россией и Турцией. Условия договора. Значение подписанного договора для России.
На: конспект урока
Гульфия Ильдаровна! Конспект трудно прочесть, поэтому не могу оставить содержательный коментарий. Может быть, его прикрепить файлом к этому листу?
С уважением, Воробьева Елена Евгеньевна, администратор Сообщества учителей истории http://www.openclass.ru/communities/1294
На: конспект урока
Гульфия Ильдаровна. Посмотрела Ваш конспект урока. Видно, что задумка хорошая. Но текст так написан, что в мелочах очень трудно разобраться
С уважением, Наталья Донскова, учитель географии МБОУ г. Астрахани "СОШ №35"