Тест(англ.test– проба, испытание, исследование) – это стандартизированная измерительная методика, направленная на выявление скрытого свойства интересующего объекта путем одного или нескольких кратких испытаний (заданий), обладающих максимальной информативностью.
Актуальность данной программы в том, чтобы применить тестирование на компьютере в данном предмете, а также учет времени ответа на каждый вопрос.
Тесты существуют и активно используются не только в психологии, но и в медицине, педагогике, технике.
1) в психологии и педагогике – стандартизированные задания, по результатам выполнения которых судят о психофизиологических и личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыках испытуемого;
2) в физиологии и медицине – пробные воздействия на организм с целью изучения различных физиологических процессов в нем, а также для определения функционального состояния отдельных органов, тканей и организма в целом;
3) в вычислительной технике – контрольная задача для проверки правильности работы ЭВМ;
4) в распознавании образов – множество функционально взаимосвязанных признаков, характеризующих образ (класс).
Тестыв физическом воспитании – упражнения, используемые для количественной оценки уровня развития конкретного физического качества или двигательного навыка человека. Тест должен быть стандартизирован по всем параметрам, влияющим на его результат, простым в выполнении и характеризовать только одно из свойств тестируемого.
Оценка результата производится с помощью таблиц нормативов. Для всесторонней оценки физических возможностей человека составляются комплексы (батареи). Тесты (например, комплекс «Готов к труду и обороне» - ГТО, тест мэра Москвы и т. п.), состоящие из упражнений на выносливость, быстроту, силу, гибкость, координационные способности и т. п.
Тесты в психодиагностике– это технологическая альтернатива произвольным субъективным оценкам (они слишком зависят от личности оценщика) и чрезмерно громоздким экспериментальным процедурам, и реальному «полевому» наблюдению (наблюдение за реальной деятельностью в реальных, а не в лабораторных условиях) – процедурам, которые оказываются слишком дорогостоящими и длительными.
Различают тесты бланковые и аппаратурные, для индивидуального применения и группового.
Применение тестов, построенных по принципу психологического моделирования и последующего психологического анализа, дает весьма ценные данные для изучения личности и ее потенциальных способностей.
Теста заданий генеральная совокупность –гипотетическое множество заданий, тестов, связанных общим фактором. Каждый тест теоретически представляет собой выборку на Тесте заданий генеральной совокупности, которая релевантна исследуемой психологической переменной. Так, если разрабатывается тест для диагностики тревожности, то предполагается, что он является выборкой из всех возможных заданий, с помощью которых может быть обнаружена эта особенность личности. Тестовые результаты будут искажаться, если отобранные задания не репрезентируют на удовлетворительном уровне Теста заданий генеральная способность. Степень связи выборки заданий, включенных в конкретный тест, во многом определяет надежность теста.
Тестирование –метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную школу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Существует три основные сферы тестирования:
а) образование – в связи с увеличением продолжительности обучения и усложнением учебных программ;
б) профессиональная подготовка и отбор – в связи с увеличением темпа, роста и усложнением производства;
в) психологическое консультирование – в связи с ускорением социодинамических процессов.
Тестирование позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т. д. Процесс тестирования может быть разделен на три этапа:
1) выбор теста (определяется целью тестирования и степенью достоверности и надежности теста);
2) его проведение (определяется инструкцией к тесту);
3) интерпретация результатов (определяется системой теоретических допущений относительно предмета тестирования).
На всех трех этапах необходимо участие квалифицированного психолога, обладающего тестовой компетентностью.
Тестовая компетентность –совокупность требований, предъявляемых к психологу, осуществляющему психодиагностическое обследование с помощью тестов. Вот эти требования:
1.Всесторонность оценки. Следующий за тестированием и имеющий отношение к его результатам сбор информации о жизненном пути обследуемого и интерпретации последних.
2.Правильное использование теста. Признание ответственности за компетентное использование теста, регулярное применение соответствующих процедур контроля качества по всем аспектам использования теста.
3.Психометрические знания. Знание и правильное использование основных статистических принципов измерения (например, ошибки измерения, надежности, валидности и т. д.).
4.Поддержание принципа целостности результатов теста. Корректное применение психометрических принципов для адекватной интерпретации результатов, понимание ограниченности тестовых показателей.
5.Точность оценки. Обеспечение правильного выполнения всех процедур оценивания результатов теста (точная запись, работа с «ключами», корректное прочтение таблиц и т. д.).
6.Уместное использование норм. Понимание и корректное использование разного типа норм, особенно при решении Обратная связь с клиентами на этапе интерпретации данных. Представление обследуемому корректной интерпретации тестовых показателей.
Тесты достижений –психодиагностические методики, направленные на оценку достигнутого уровня развития знаний, умений, навыков. В отличие от тестов интеллекта, тесты достижений не только отражают влияние накопленного опыта, общих способностей на понимание и решение тех или иных проблем и задач, сколько измеряют воздействие специальных программ обучения, профессиональной и другой подготовки на эффективность усвоения того или иного комплекса знаний, формирование различных специальных умений и навыков. Таким образом, тесты достижений ориентированы на оценку достижений индивида после завершения обучения. Другой особенностью тестов достижений, отличающей их от тестов интеллекта, является преимущественная направленность на измерение достижений испытуемого в изучаемой области к моменту обследования, в то время как исследование общих способностей предусматривает в определенной степени и прогноз последующей критериальной деятельности, предсказание будущего развития. Тесты достижений относятся к наиболее многочисленной группе психодиагностических методик. Среди тестов достижений имеются широориентированные тесты, применяемые для оценки навыков по основным, рассчитанным на продолжительное время целям обучения (тесты на понимание научных принципов и закономерностей, восприятие литературы и т. д.). Некоторые из них предназначены для измерения влияния обучения на логическое мышление, приемы решения широкого круга задач. По содержанию они наиболее близки тестам интеллекта. Другую большую группу составляют методики по конкретным учебным предметам (достижения в чтении и математике) и более специализированные тесты достижений, направленные на исследование усвоения отдельных тем, частей учебной программы, комплексов действий и прочее. Тесты достижений, применяемые в школьной психодиагностике, имеют заметные преимущества по сравнению с существующей оценкой успеваемости учащегося. Их показатели ориентированы на измерение освоения ключевых понятий, тем и элементов учебной программы, а не конкретной совокупности знаний, как это имеет место при традиционной школьной оценке. Тесты достижений, благодаря стандартизированной форме оценки, позволяют соотнести уровень достижения учащегося по предмету в целом и по отдельным существенным элементам с аналогичными показателями в классе или в любой другой выборке испытуемых. Применяя серию тестов достижения, можно изучить профиль овладения учащегося отдельными элементами учебных программ или достижений по разным предметам. Тесты достижений обычно компактны, большинство из них являются тестами бланковыми, многие предназначены для учителей, а не психологов. Тесты достижений относятся к числу наиболее распространенных методов в западной школьной психодиагностике. В СНГ тесты достижений пока не нашли широкого применения (С. Л. Бурлачук, С. М. Морозов, 1999 г.).
Тесты интеллекта –психодиагностические методики, предназначенные для определения уровня интеллектуального развития индивида и выявления особенностей структуры его интеллекта. Тесты интеллекта разделяются на две группы:
1) манометрические тесты интеллекта (шкала Станфорд – Бине, тест Р. Кеттела, тест «Прогрессивные матрицы Дж. Равенна);
2) тестовые батареи, диагностирующие как общий интеллект факторы (тест Д. Векслера, тест Р. Амтхауэра и другие).
В состав тестов интеллекта включают задания на словесно – логическое, пространственно-образное, арифметическое мышление, а также на память, внимание, общую осведомленность и прочее. Существуют варианты тестовых батарей для подростков, детей, взрослых, лиц с высоким уровнем интеллектуальных достижений и т. д. Результаты тестирования могут выражаться тестовым баллом, коэффициентом интеллекта, профилем интеллекта, качественной характеристикой индивидуального интеллекта. В последнем случае принимается во внимание не только количество решенных заданий и время решения, но и характер ошибок реакция испытуемых на тест, способы решения, эмоциональность поведения и другое. Тесты интеллекта широко применяются во всем мире для диагностики умственной отсталости, при решении проблемы индивидуализации обучения, при работе с персоналом. Результаты диагностики интеллекта сильно зависят от уровня образования испытуемых, от их приобщенности к культуре, от ситуации тестирования и других факторов.
Тесты креативности –совокупность методик для изучения и оценки творческих способностей личности. Способность порождать идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации была выделена среди интеллектуальных способностей в особый тип и названа креативностью. Изучения факторов творческих достижений ведется в двух направлениях: анализ жизненного опыта и индивидуальных особенностей творческой личности (личностные факторы); анализ творческого мышления и его продуктов (факторы креативности – беглость, четкость, гибкость мышления, чувствительность к проблемам, оригинальность, изобретательность, конструктивность при их решении и другое). Наиболее известные тесты для измерения познавательного аспекта креативности разработаны Дж. Гилфордом (1959 г.) и Э. Торрансоном (1962 г.). Однако результаты использования этих тестов противоречивы, их валидность не доказана. В отечественных исследованиях на основе выделения единицы измерения, названной «интеллектуальной инициативой», разработана оригинальная методика «креативного поля» (Д. Б. Богоявленская, 1983 г.). Интеллектуальная инициатива выступает в качестве «клеточки», в которой синтезируются личностные черты и интеллектуальные особенности. Полученные с помощью методики «креативного поля» данные тесно коррелируют с внешним критерием, тем не менее в силу его субъективности необходимо дальнейшее изучение валидности такого подхода к измерению творческих способностей.
Тесты личности –психодиагностические приемы, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности – отношений (в точности, межличностных), мотивации, интересов, эмоций, а также особенностей поведения индивида в определенных, в заданных социальных ситуациях. Тесты личности включают проективные тесты, личностные опросники и тесты деятельности (ситуационные).
Если мы рассмотрим процесс разработки и возникновения теста, то обнаружим четыре почти независимых друг от друга этапа:
1. Идея теста (принадлежит заказчику или свободному исследователю, ученому, часто его называют автором теста).
2. Сбор материалов и построение предварительного теста (структурирование и упорядочение данных, а также материалов о предыдущих тестах).
3. Проверка теста и статистический контроль (обычная проверка эффективности теста с помощью статистических репрезентативных выборочных проб).
4. Опубликование и продажа теста (самим автором, а чаще при посредничестве какого-либо издательства).
Почти на каждой из вышеназванных стадий тест можно в той или иной степени проанализировать, если не повлиять на него. Такую возможность следует непременно использовать как можно полнее.
Даже если упущена возможность повлиять на сам тест, то всегда остается возможность понять его стратегию и таким образом предопределить положительный исход тестирования.
На первой стадии, когда теста как такового еще не существует, ученый пытается как можно точнее представить себе постановку проблемы.
Окончательный результат пока не виден, поскольку не все проблемы решаются с помощью тестов. Достаточно часто возникают случаи, когда ученый принимает решение разработать структурированные интервью. Точно так же он может решить, что необходимо привлечь в качестве источника данных свидетельства с прежних мест работы, важнейшие даты жизни, впечатления, производимые внешним обликом и поведением кандидата. Но в большинстве случаев выбирают путь наименьшего сопротивления, и принимается решение в пользу тестирования.
Если ученый (автор теста) принял решение в пользу теста, то он сразу же приступает к сбору соответствующих материалов. Он стремится досконально изучить все существующие тесты, преследующие аналогичные цели.
Если он работает очень тщательно, то предлагает тот или иной тест для испытаний. Тестирование не является какой-то игрой.
К большому огорчению руководителей тестирования выяснилось, что кандидаты-«злоумышленники» вполне способны повлиять на отборочные тесты. Причем «злоумышленником» считается кандидат, который стремится любыми средствами «охватить» рабочее место, не заботясь о честности или нечестности своих ответов.
Стратегия «злоумышленника» состоит в следующем:
- Точно запомни клише избранной профессии.
- Отвечай на вопросы точно так, как это сделал бы представитель этой профессиональной отрасли.
- «Приправь» все это банальностями, общими местами, такими кА продвижение, целеустремленность, честность и усердие.
И тогда ты точно не провалишься на вступительном тестировании и не промахнешься, заполняя личную анкету. Эти советы не бесполезны.
Обычному интеллигентному кандидату не трудно повлиять в нужном направлении на результаты тестирования.
Естественно, об этом знают и авторы, и издатели тестов. Они даже исходят из того, что испытуемый «плутует».
Для «плутовства» существуют две возможности:
- При «недобровольном» тестировании испытуемый показывает худшие результаты, чем мог бы.
- В ходе тестирования при приеме на работу он будет пытаться представить себя лучше, чем на самом деле.
Испытуемые вполне в состоянии определить профиль теста и позитивно реагировать на его вызовы. В качестве ответной стратегии психодиагностики пытаются встроить в тесты «ловушки лжи» и, естественно, стремятся засекретить тесты.
При тестировании результативности сплутовать почти невозможно. Тесты достаточно жестки, так как исследуются способности, редко применяемые в повседневной жизни. Но, в отличии от анкетирования, к этому виду тестирования гораздо легче подготовиться и за короткий срок добиться значительных результатов.
Понятно недовольство авторов теста или психодиагностиков, когда они вынуждены констатировать, что другие психологи, в большинстве своем принадлежащие к тому же лагерю, описывают стратегии оптимального подхода к тестированию и подготовки к нему.
Производство одного теста обходится в 20-30 тысяч немецких марок. Тест можно затем внедрить в различных фирмах и организациях. Дорогостоящие новые разработки, такие, например, как «Тест, выявляющий пригодность к обучению в мединституте» могут обойтись и свыше миллиона марок.
Приняв к сведению все вышеизложенные соображения, автор начинает поиск «хороших» тестов, которые помогли бы ему в разработке собственного теста. Иногда, особенно если тест нужно подготовить быстро, приспосабливают уже существующие тесты, но иногда на рынке появляются и совершенно новые идеи. Но это бывает редко, так как негативный опыт, накопленный при использовании совершенно новых идей, оправдывает недоверие, точнее, консерватизм пользователей. Тут нам повезло, ведь в качестве соискателей мы вполне можем рассчитывать на встречу с традиционными тестами. Эти тесты – порождение двух или трех больших семейств и поэтому по своей структуре и построению сравнимы друг с другом и взаимозаменяемы.
Автор составляет предварительный тест из уже имеющихся варьируемых заданий и проверяет его на некотором числе испытуемых. По результатам пробного теста его автор вносит в него определенные изменения и дополнения.
Существуют выгоды к тестированию:
а) Уверенность при тестировании, то есть опыт обращения с тестами.
б) Опыт действий в стрессовых ситуациях и распределения времени.
в) Осведомленность о различных видах заданий и о соответствующих стратегиях их выполнения.
г) Тренированность в тестовых ситуациях, редко встречающихся в повседневной жизни.
д) Опыт преодоления неуверенности и страха перед тестами.
е) Выработанное поведение в ходе тестирования (умение остановиться вовремя, обращение с таблицами, использование карандаша, навыки самопроверки).
ж) Умение распознавать стратегии теста, «ловушки лжи», цели теста, распространенные внутритестовые структуры управления.
При подготовке к тестированию надо руководствоваться поговоркой : «Повторение – мать учения». Кроме того, чем ближе учебные задания к реальной ситуации тестирования, тем выше будет эффективность подготовки.
Наблюдая за нашим воображаемым автором, мы обнаружим, что теперь он вступил в фазу проверки теста. Он еще раз обговорил с руководством результаты пробного теста и определил важнейшие признаки, соответственно, способности кандидата. Таким образом, тест уже находится в конечной стадии своей разработки. Ему теперь нужен окончательный контроль, который при разработке тестов всегда осуществляется статистическими методами. Чем объемнее выборка при контроле, тем точнее оценка теста. В этом случае тест называют общепринятым, и он может дать статистически значимые результаты. Часто для более эффективного контроля в сопроводительных документах указывается, с какими группами лиц тест был перепроверен и какие результаты были получены.
Если мы имеем дело с тестом на профессиональную пригодность, то он, несомненно, был проверен на нескольких сотнях представителей этой профессии.
Преуспевающий «тестпрофи» радостно потирает руки: этот метод перепроверки его вполне устраивает. На этой стадии экстремальные величины полностью выпадают. Остается средний уровень, который достигается при помощи скромных затрат времени и средств на тренировки.
Тем, кто хочет и дальше играть характерную роль «профессионала» по расшифровке тестов, знание внутренних процессов тестирования поможет в дальнейшем. Нужно просто подогнать личные вопросы под стандарт и войти в роль.
Чтобы держать наготове нужные ответы, вам необходимо несколько раз в неделю проделывать так называемые «упражнения по визуализации».
Визуализация – это разработанная Ойгеном Гендлином в 1978 г. техника, которая позволяет изменить внутреннюю установку относительно теста, по-новому увидеть проблемы и подойти к их решению.
Тест готов, наш автор полностью его проверил и сдал рукопись в издательство.
Издательство предлагает тест заинтересованным организациям, причем только известным центрам и аналогичным учреждениям. В книготорговые организации тесты не поступают, поскольку там невозможно обеспечить распространение материалов среди специалистов. Так что, если вы попытаетесь овладеть вожделенным выпуском, вам придется потрудиться.
Но и здесь можно отыскать кое-какие обходные тропы. Например, в последнее время многие издательства стали продавать тесты учителям начальной и средней школы и консультантам. Это делается с целью повышения тиражей.
Можно направить в тест-центр заказ, естественно со штемпелем учебного заведения.
Школьник может попросить своего учителя достать такой тест. Тот может это сделать, в частности, чтобы провести соответствующее тестирование в классе. Если учитель готов оказать поддержку подобным проектам, он может сообщить каждому ученику результаты тестирования и выдать материалы на дом для упражнений.
Через какое-то время учитель может провести новое тестирование и сравнить результаты, полученные в первом и во втором случаях. Разница называется ощутимым эффектом подготовки. Такое сравнение очень важно для школьников, ведь они привыкают к нему в процессе изучения других предметов, таких как математика, английский язык и т. д.
II. Описание программы
Данный проект представляет собой контрольную работу по теме «Основы приготовления пищи». Первый вариант (IIIуровень, 8 класс). Программа является тестом для проверки знаний учащихся по предмету «Технология». В тесте предусмотрены десять вопросов. Данная программа дает возможность выбрать один из четырех возможных вариантов ответов. Так же тест учитывает ограничение во времени при выборе правильного ответа. Максимальное время обдумывания каждого вопроса составляет одну минуту. Таким образом, на весь тест отводится десять минут.
Проверка знаний вопросов данного теста производится автоматически после выбора ответа на последний вопрос или истечении времени обдумывания последнего вопроса. Программа не предусматривает возвращения к предыдущему вопросу.
mas(1) = "Что из указанного не относится к сортам пшеницы"
mas(2) = "Основные продукты для приготовления:"
mas(3) = "К дополнительным продуктам для приготовления теста не относятся:"
mas(4) = "Что готовят из дрожжевого теста?"
mas(5) = "Какого вида теста не существует?"
mas(6) = "Какой продукт не нужен для приготовления песочного теста?"
mas(7) = "Что не используют для разрыхления теста?"
mas(8) = "Основные продукты, необходимые для приготовления заварного теста:"
mas(9) = "Какое изделие можно приготовить из пельменного теста?"
' заполнение массива ответов А
mas1(0) = "Цвету, запаху, вкусу"
mas1(1) = "Высший"
mas1(2) = "Яйца, маргарин"
mas1(3) = "Мясо"
mas1(4) = "Пельмени"
mas1(5) = "Дрожжевое"
mas1(6) = "Мука"
mas1(7) = "Сода"
mas1(8) = "Мука, вода, яйцо"
mas1(9) = "Чебуреки"
' заполнение массива ответов В
mas2(0) = "Жесткости, внешнему виду"
mas2(1) = "Первый"
mas2(2) = "Молоко, масло"
mas2(3) = "Сахар"
mas2(4) = "Пироги"
mas2(5) = "Песочное"
mas2(6) = "Сахар"
mas2(7) = "Дрожжи"
mas2(8) = "Мука, дрожжи, вода"
mas2(9) = "Печенье"
' заполнение массива ответов С
mas3(0) = "Вкусу готового продукта"
mas3(1) = "Низший"
mas3(2) = "Сахар, мука, вода"
mas3(3) = "Масло"
mas3(4) = "Слойки"
mas3(5) = "Яичное"
mas3(6) = "Дрожжи"
mas3(7) = "Яйцо"
mas3(8) = "Мука, сахар, масло"
mas3(9) = "Торт"
' заполнение массива ответов D
mas4(0) = "Консистенции, сыпучести"
mas4(1) = "Второй"
mas4(2) = "Мука, вода, соль"
mas4(3) = "Дрожжи"
mas4(4) = "Печенье"
mas4(5) = "Заварное"
mas4(6) = "Масло"
mas4(7) = "Вода"
mas4(8) = "Вода, яйцо, масло"
mas4(9) = "Пирог"
' заполнение массива правильных ответов
mas5(0) = 1
mas5(1) = 3
mas5(2) = 4
mas5(3) = 1
mas5(4) = 2
mas5(5) = 3
mas5(6) = 3
mas5(7) = 4
mas5(8) = 1
mas5(9) = 1
' вызов процедуры для вывода вопроса
Call Вывод_вопроса(0)
End Sub
'процедура задания времени на обдумывание вопроса
Private Sub Timer1_Timer()
q = q + 1
' время заполнения управляющего элемента ProgressBar
ProgressBar1.Value = q
' автоматическое переключение на следующий вопрос,
' если прошло двести секунд
If q = 200 Then
Timer1.Enabled = False
MsgBox "Времязакончилось", , " "
k = k + 1
' вызов процедуры для вывода вопроса
CallВывод_вопроса(k)
End If
End Sub
'выход из программы при нажатии на меню"выход"
Private Sub Exit_Click()
Unload Form1
Unload Form2
End Sub
'вывод информации при нажатии на меню"справка"
Private Sub Info_Click()
Timer1.Enabled = False
Form2.Show 1
End Sub
' описание процедуры для вывода вопроса
Public SubВывод_вопроса(num As Integer)
If num = 10 Then
Timer1.Enabled = False
' вывод на экран результата тестирования
If k1 = 10 Then MsgBox "Вы избранный. Количество правильных ответов из десяти: " + Str(k1), , "Результат"
If k1 = 9 Then MsgBox "Вы интеллектуал. Количество правильных ответов из десяти: " + Str(k1), , "Результат"
If k1 = 8 Then MsgBox "Вы нормальный человек. Количество правильных ответов из десяти: " + Str(k1), , "Результат"
If k1 <= 7 Then MsgBox "Вы несовместимы с кухней. Количество правильных ответов из десяти: " + Str(k1), , "Результат"
Unload Form1
Else
Label1.Caption = mas(num)
Command1.Caption = mas1(num)
Command2.Caption = mas2(num)
Command3.Caption = mas3(num)
Command4.Caption = mas4(num)
Timer1.Enabled = True
ProgressBar1.Value = 0
q = 0
End If
End Sub
Заключение
Данная зачетная работа может быть использована учителями технологии для проверки знаний учеников восьмых классов по теме «Основы приготовления пищи». Автоматический вывод результатов теста удобен для учителей, так как дает возможность сэкономить время на проверку ответов.
Проект может быть интересным для учащихся так, как он развивает быстроту мышления и обладает приятным внешним видом. Ученикам так же не потребуется материалов для написания теста (ручка, бумага).
Программа может быть усовершенствована добавлением новых вопросов или изменением данных. Таким образом, можно проводить тестирование по любому предмету.
1. Золотой фонд. Энциклопедический словарь. Педагогический энциклопедический словарь. / группа образования СМИ. Руководитель Л. С. Глебова; // О. Д. Грекулова.Дрофа. - Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». – Москва, 2003 г.
2. Педагогика. Большая современная энциклопедия. / Рапацевич Е. С. - Минск., ИООО «Современное слово», 2005 г.
3. Хорст Зиверт, Рената Зиверт. Подготовка к тестированию. - М., АО Интерэксперт. Инфра М., 1998 г.
4. Контрольно-измерительные материалы по профилю «Кулинария». Мониторинг качества обучения. 5-6-7-8 классы.
Приложение 1.
Форма 1. Служит для вывода вопросов теста, четырех возможных вариантов ответа и указателя отсчета времениProgressBar.