Наша новая школа: мысли по поводу…
Наша новая национальная образовательная инициатива, так неожиданно возникшая на горизонте образовательной политики и так быстро его заслонившая, несомненно, является передовым и своевременным шагом по развитию отечественного школьного образования. Написанная ясным языком, она включает много очень современных и важных идей, о реализации которых можно только мечтать. Это я говорю искренне, без иронии и сарказма. Но критический и разумный подход требует оценки рисков и возможностей любого проектируемого изменения.
В первой части своих комментариев остановлюсь на оценке наиболее проблемных, с моей точки зрения, вопросах обсуждаемой инициативы. Критиковать ведь, как известно, всегда легче. Надеюсь, что мне представится возможность поделиться соображениями и о сильных сторонах нашего нового национального проекта. Тем более что они есть (опять же с моей точки зрения).
1. Что выпало из поля зрения?
По моему глубокому убеждению, есть два направления изменений в образовании, которые способно осуществить нашего государство, и которые самым непосредственным образом связаны с интеллектуальным и физическим развитием наших детей. Это подключение всех школ к сети Интернет и оснащение всех школ тёплыми туалетами. Первую задачу мы вполне успешно решили в рамках национального проекта "Образование". А на вторую даже не осмелились замахнуться. Разучились мы ставить простые (понятные обществу) и амбициозные задачи.
Ещё одна лакуна связана с нашим педагогическим образованием. Кажется, что это ещё более сложная проблема, чем тёплые туалеты. Хотя лучший международный опыт, говорит, что эффективная система пед. образования строится на рекрутировании в профессию довольно успешных выпускников школ и создании для них системы стимулов (не только финансовых). И это не баснословные деньги, надо только принять смелое и непопулярное решение о превращении педагогических вузов в площадки по подготовке профессионалов, вместо существующих сейчас социальных сейфов для инфантильных подростков. (более цинично - сократить наборы на педагогические специальности). Но я понимаю, что в нашем социально-ответсвенном государстве никто не решится на такую меру.
2. Название инициативы.
Полное название новой инициативы - Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа". Мне очень нравится слово наша (для меня - это символ общего дела) и совершенно не нравятся слова новая и национальная.
Мы уже не мыслим себя без постоянного обновления всего и вся. Новое и инновационное - стало для нас ориентиром и символом чего-то желанного и перспективного. Детская болезнь новизны захватила нас полностью. Мы приучили себя к мысли, что только новое обладает высоким уровнем качества. Я бы не усиливал через название этот отрицательный тренд новизны.
Слово национальная связано для меня с общественным согласием, но не с государственной инициативой.
Последние 15-20 лет всё время обсуждается сюжет новой национальной российской идеи. Пока продвинулись не сильно, но, слава Богу, никто не додумался её объявить сверху, указом Президента. Поэтому и образовательная инициатива может называться менее амбициозно. Например, Государственная инициатива "Современная школа России" - просто и всем привычно.
При этом скажу, что я бы только мечтал, чтобы подобные инициативы были по-настоящему национальными. Но это требует иного подхода к организации общественного обсуждения любых новых проектов. Об этом в следующем пункте.
3. Как строится общественное обсуждение инициативы.
Успех любого масштабного образовательного проекта зависит от того, имеет ли проект общественную поддержку. Обеспечить такую поддержку невозможно без общественного обсуждения.
Для меня реальное общественное обсуждение обладает двумя характеристическими свойствами:
" итоговое решение не принимается до подведения итогов обсуждения;
" инициатор обсуждения (например, Министерство образования) должен быть готов отказаться от своей инициативы, если она не получит поддержки со стороны общественности и профессионального сообщества.
Другой вариант обсуждения носит характер ведомственной инициативы и своей целью имеет получение общественной санкции на уже принятое решение.
В нашем случае мы имеем именно последнюю ситуацию. Министерство образования очень оперативно и профессионально организовало процесс обратной связи от регионов при помощи официального письма. Это не плохо и не хорошо, это наша традиция. Но это значит, что можно рассчитывать на сильную поддержку и одобрение через ведомственные каналы. О реальной общественной поддержке говорить сложно.
4. Откуда ноги растут?
Как говорит П.Г. Щедровицкий, у нас в стране всё реализуется через политику. Поэтому мы имеем дела с поручением Президента, спущенным сверху. И МоН обязано очень быстро наполнить это поручение содержанием и доложить о его всеобщей поддержке, а потом и о выполнении.
Логика "Сверху вниз" соответствует закону всемирного тяготения, но плохо сообразуется с естественным процессом учёта мнений и потребностей "низов". Опять повторюсь. Это не плохо и не хорошо, это так у нас устроено. Хотя я бы очень желал изменений в таком нашем "мироустройстве".
5. Реалистичность и результативность.
Важная цитата из текста документа - "…В 2010 году завершается пятилетний этап реализации указанной программы. Исходя из этого, к 2011 году следует завершить отработку всех пилотных моделей развития системы общего образования. В каждом субъекте Российской Федерации должны быть сформированы элементы целостной стратегии обновления системы общего образования. В следующий пятилетний этап реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы указанные модели должны получить распространение в практике каждого муниципалитета. Ключевые параметры инициативы "Наша новая школа" должны быть полностью выполнены".
Очень сомнительно, что целый ряд серьёзных изменений, запланированных инициативой. может быть реализован в указанные сроки. Если мы, конечно, ожидаем изменений, которые укоренятся в практике управления и работы школы.
Но поскольку политический пресс очень велик (включая персональную ответственность губернаторов) и сроков нарушать мы не умеем, то есть очень большой риск имитации деятельности и формальных отчётов.
13.05.09
* Игорь, Александрович Вальдман, Директор Центра международного сотрудничества по развитию образования, г. Москва.
|
Ахиллес и черепаха
... у меня другая позиция - и относительно государственной/национальной, и относительно новой.
О первой дихотомии в своем коментарии главное уже сказал И.М. Реморенко. От себя добавлю, что речь идет именно не о государственной инициативе, которая исходит от органов власти, и которая, собственно, на исполнение органами власти тогда и ориентирована. Это инициатива, возникшая по предложению общественного совета и озвученная Президентом как всенародно избранным, от имени нации. Это то, что претендует на осуществление "всем миром". На то, чтобы консолидировать все общество, нацию - сделать более четким, направленным, слаженным все действия, все движения по обновлению школы. Она как бы охватывает все призывы к обновлению и все общественные действия по ее обновлению.
Что касается "новой". Простое, без зауми, слово, которое ясно говорит о том, что школа должна быть другой. Что сейчас она - старая. Думаю, это не "детская болезнь". Это попытка сдвинуть-таки дело принципиально. Действительно, принималось много документов, много решений, но по большому счету принципиально изменить школу пока во-многом не удалось. Требуются более глобальные усилия, наверное, захватывающие все слои, а не только инновационную верхушку. Вот мы общаемся с инновационными школами, активными регионами - и у нас ощущение, что что-то меняется, что-то происходит. А копни дальше? Волнения в верхнем слое никак не затрагивают воды на глубине. Там тихо и по-старому. Все те идеи, которые давно уже звучат - они так и не внедрены до конца. Потому, видимо, что за ними не видится, какой же конечный результат они дадут. И если сейчас всем миром договориться об этом результате - для всех, а не для тех только, кто попал в инновационные школы - то, может, к "техническим средствам", к инструментам обновления - и отношение станет другое. Будет понятно, на что они направлены и к чему приводят. По-моему, это не новое какое-то обновление, когда еще не доделано предыдущеее, это не болезнь обновлять и обновлять, бросать и обновлять снова - это попытка на производимое обновление взглянуть с другой стороны - не как делать, а - для чего. Какого результата мы хотим и к чему идем.
А с другой стороны - жизнь ведь такая, как Тоффлер давно описал. Нельзя перескочить в новое состояние и сидеть в нем - жизнь то меняется. Ахиллес и черепаха...
И тут же, еще с одной стороны. Ну не сделаешь этот идеальный скачок в новое, как бы ни хотелось. Систма инертная, и все ее толкания приводят в лучшем случае к небольшой сдвижечке, вовсе не до того уровня, куда в идеале экспертам видится как должное. И до этого должного это инертное - толкать и толкать.... Искать новые способы и средства, чтоб сдвинуть и двигать. Более того - использовать разные средства, только б все в одну сторону... Я ж говорю - Ахиллес и черепаха
На: И.А. Вальдман*. Наша новая школа: мысли по поводу…
Мне особенно близок тот пункт, где говорится о готовности отказаться от концепции/идеи/эксперимента, если они не пошли или не получили одобрения сообщества (в котором обсуждались).
В свое время меня удивляла позиция А.А.Пинского по поводу Ширмаша (печально известного): мне казалось, что нельзя к такого рода эспериментам относиться как к научным, где отрицательный результат тоже результат. А теперь я думаю, что только так и можно - если это действительно эксперимент. И если практика его не "подтверждает", нельзя бояться признать это из-за кучи загубленных государственных денег (и продолжать угрохивать деньги дальше). А если это не эксперимент, а пилотирование - то должны выбираться лучшие из пилотов, и видимо - худшие тоже. Чтобы было понятно, как нив коем случае нельзя. А у нас почему-то сам факт участия в эксперименте или апробации автоматически означает, что ты уже лучший и должен всеми средствами оправдывать доверие. Сложно переломить такое отношение, оно видно на всех уровнях.
На: И.А. Вальдман*. Наша новая школа: мысли по поводу…
Дорогая Александра Владимировна, добрый день! (это я Кронгауза начиталась, теперь иначе здороваюсь)
я не согласна с оценкой ширмаша. Вернее, не знаю, как это точнее сказать. Но бросать его точно было неправильно. Вот были дети. Прошли начальную школу. У них многое делалось уже по-другому. Это нельзя было бросать. Очень многое, конечно, зависело от того, что на местах происходит. Но те, кто взялся - они же несут ответственность. Они не формально и не спустя рукава это делают. Да, по-видимому, плохой менеджмент "на верху". Ну хорошо, а сейчас - хороший? Лучше? Наверное, существенно - да. Но почему-то тем не менеее все ровно так же зависит от конкретного управления на местах и мало зависит от того, "хорошее" или №"плохое" управление сверху. И почему так? (Вывод самобичующе-печальный напрашивается, озвучивать не буду - пусть другие побичуют, если сочтут. Но он понятен. Для меня).