Дистантная лекция для учителей русского языка, работающих с умственно-отсталыми детьми. Коррекция и развитие познавательных процессов умственно-отсталых детей на уроках русского языка
Работа с текстом, загадками, сказками
Перед началом выполнения следующего задания необходимо дать инструкцию как нужно правильно выполнять задание:
1. Чтобы собрать рассыпанное предложение, прежде всего нужно найти слово, обозначающее действие (глагол).
2. Затем найти тот предмет, явление, с которым это действие происходит, так образуется пара «подлежащее – сказуемое», составляющее ядро мысли, выраженной в предложении.
3. Затем нужно рассмотреть оставшиеся слова и подумать, как они сочетаются с оставшейся главной парой; возможно, среди них будут слова, обозначающие признаки, свойства подлежащего, тогда поставить их на соответствующее место в будущем предложении.
4. Среди оставшихся слов рассмотреть слова, обозначающие предметы, явления и слова, обозначающие их признаки; собрать среди них пары «предмет – его признак».
5. На следующем этапе постараться разместить все отдельные слова и пары слов на соответствующих местах в предложении.
- В заданиях этого раздела надо составить осмысленное предложение из рассыпанных слов.
1) знание, только, нос, сильными, может, честными, сделать, разумными, людьми, искренне, которые, любишь, способны, человека (М.Горький)
2) земля, живем, шара, на, имеет, который, мы, форму.
Дистантная лекция для учителей русского языка, работающих с умственно-отсталыми детьми. Коррекция и развитие познавательных процессов умственно-отсталых детей на уроках русского языка
Работа с текстом, загадками, сказками
Перед началом выполнения следующего задания необходимо дать инструкцию как нужно правильно выполнять задание:
1. Чтобы собрать рассыпанное предложение, прежде всего нужно найти слово, обозначающее действие (глагол).
2. Затем найти тот предмет, явление, с которым это действие происходит, так образуется пара «подлежащее – сказуемое», составляющее ядро мысли, выраженной в предложении.
3. Затем нужно рассмотреть оставшиеся слова и подумать, как они сочетаются с оставшейся главной парой; возможно, среди них будут слова, обозначающие признаки, свойства подлежащего, тогда поставить их на соответствующее место в будущем предложении.
4. Среди оставшихся слов рассмотреть слова, обозначающие предметы, явления и слова, обозначающие их признаки; собрать среди них пары «предмет – его признак».
5. На следующем этапе постараться разместить все отдельные слова и пары слов на соответствующих местах в предложении.
- В заданиях этого раздела надо составить осмысленное предложение из рассыпанных слов.
1) знание, только, нос, сильными, может, честными, сделать, разумными, людьми, искренне, которые, любишь, способны, человека (М.Горький)
2) земля, живем, шара, на, имеет, который, мы, форму.
3) с, дела, не, конца, хвоста, не, надевай, с, начинай, хомута.
- В следующих заданиях подберите предложения из определенных частей, которые «потеряли» друг друга (подберите пару).
(Перед выполнением дать инструкцию).
- Соберите пословицы из частей, «потерявших» друг друга. (Выполняется после инструкции учителя.)
- Выделение главной мысли из сюжета. (С использованием пословиц.)
Например: Что посеешь, то и пожнешь.
Как постелешь, так и поспишь.
Главную мысль этих двух пословиц можно выразить так: плоды труда зависят от качества работы.
Следующие задания проводятся аналогично предыдущему.
- Сформулируйте своими словами общий смысл пословицы.
1) Тише едешь – дальше будешь.
2) Был бы ум, будет и рубль.
- Сформулируйте своими словами общий смысл басен. Сравните свои ответы с моралью басен.
1) Лебедь, Щука и Рак.
2) Петух и Жемчужное зерно.