Абрамова Г.И. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО Применение ИКТ на уроках математики дает возможность преподавателю сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы (отсутствие письменных заданий), проверить знания обучающихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности – познавательный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры обучающихся. При условии систематического использования электронных обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения обучающихся с разноуровневой подготовкой. Для подготовки и проведения уроков математики возможны следующие методы по использованию цифрового образовательного ресурса на уроке. Изучение нового материала 1. Фронтальная работа с классом 2. Самостоятельная работа обучающихся с электронным изданием. Обучающийся получает от преподавателя и самостоятельно работает с электронным изданием. Отработка учебных навыков по теме 1. Фронтальный опрос. Преподаватель использует мультимедийный проектор с презентацией учебных материалов без звукового сопровождения, обучающиеся их озвучивают. 2. Самостоятельная работа обучающихся с математическими тренажерами и обучающими программами по математике. 3. Занятия практикумы (решения задач) - контроль знаний с использованием компьютерных тестов (компьютер выдает % выполнения задания, ошибки, оценки). Исходя из вышесказанного, можно сформулировать ожидаемые результаты обучения при использовании компьютера на уроках математики: развитие межпредметных связей математики и информатики; формирование компьютерной грамотности; развитие самостоятельной работы обучающихся на уроке; формирование информационной культуры, творческого стиля деятельности обучающихся; подготовка к использованию информационных технологий и других информационных структур в образовании, реализация индивидуального, личностно-ориентированного подхода. Эффективность урока во многом зависит от безопасности и оптимальности режимов применения технических средств обучения. Поэтому нужно помнить о длительности работы с техническими средствами. Даже самые пассивные включаются в работу. Практика использования информационных технологий подтверждает теоретические предположения, что ИКТ способствуют: • развитию аналитических способностей (анализ информационных моделей, сравнение, обобщение); • развитию психических функций (логическое мышление, память, внимание, воображение, восприятие); • формированию коммуникативных навыков; развитию умения строить информационные модели изучаемых процессов; развитию умения предвидеть последствия принимаемых решений и делать правильные выводы; С использованием информационных технологий обучения повышается интерес у ребят к математике, обеспечивается объективность в оценке знаний обучающихся, снижается трудоемкость процесса составления контрольных и самостоятельных работ. Использование информационных технологий на уроке способствует повышению качества знаний, расширяет горизонты изучения математики. Кроме того, компьютер готовит обучающихся к жизни в современных условиях, к анализу большого потока информации и принятию решений. Я использую ИКТ и при подготовке к уроку, и на различных этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков, а также для индивидуальной проектной деятельности. Но любое применение ИКТ должно, прежде всего, способствовать реализации целей урока и решению различных дидактических задач. В настоящее время еще нет всестороннего исследования эффективности восприятия обучающимися визуальной информации с экранов или мониторов. Поэтому количество и качество информации, передаваемой обучающимся с помощью ИКТ, должно быть строго дозировано не только СанПИНом, но и возрастными особенностями каждого обучающегося. Бесспорно, мультимедийная презентация, включающая текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение, позволяет дать обучающимся больший объем информации, активизирует ее восприятие. Но наглядно-иллюстративные методы должны четко соответствовать учебным целям на каждом этапе урока. Длительная работа с визуальной информацией не только вызывает утомление и снижает остроту зрения, но вообще перестает восприниматься осознанно. Всеобщая компьютеризация оказывает и отрицательное воздействие на человека, способствует развитию «клипового мышления». Это проявляется в том, что обучающийся не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, и у него снижена способность к анализу. Такое мышление, прежде всего, влияет на успешность учебы, так как резко снижает коэффициент усвоения знаний. Не секрет, что современные дети мало и плохо читают. При длительном потреблении информации в виде разрозненных видеосюжетов через СМИ и Интернет человек (особенно ребенок) перестает ее осмысливать и быстро забывает. Не способствует развитию интеллектуальных способностей детей и большинство компьютерных игр. Особенно плохо развивается образное и аналитическое мышление, а также долговременная память. Для такого обучающегося успешное усвоение математики, в которой получение новых знаний постоянно опирается на изученный материал, становится невозможным. При организации урока с использованием мультимедийной презентации материал, представленный на слайдах, должен включать только объем информации, необходимый обучающемуся для усвоения темы урока. Весь дополнительный материал по данной теме, более детальное его изложение или какие-либо интересные факты, видеоматериалы преподаватель может показать на дополнительных занятиях, сделать ссылку на Интернет-ресурсы, содержащие данную информацию или самому вынести ее в интернет. Я уже столкнулась с тем, что обучающиеся скачивают с Интернета несложные программы, в которых легко строят графики прямо в смартфонах, на программируемых калькуляторах выполняют алгебраические преобразования. Необходимо этот процесс взять под контроль. В настоящее время, к сожалению, преподаватель решает эти проблемы в одиночку. В стандартах нового поколения уделяется значительное внимание использованию компьютеров и информационных технологий для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения математике Для успешной реализации данных целей необходимо создавать и внедрять интеллектуальные обучающие системы (ИОС), в соответствии требованиями ФГОС, чтобы преподаватель получил все необходимые дидактические материалы, в том числе и демонстрационные в электронном виде, пакет компьютерных программ, как для передачи информации, так и для контроля знаний, а также методические рекомендации по их применению. ИОС должна стать частью учебного процесса, органически войти в его состав и найти применение при проведении всех традиционных форм обучения.