МОУ « Чамеревская средняя общеобразовательная школа»
Вариативный характер организации профильного обучения в условиях сельской школы
Одной из определяющих тенденций развития современного образования в России является его направленность на развитие личности человека. В государственных документах заложены новые подходы к организации образования в старшей школе. Подчеркивается, что старшая школа должна функционировать как профильная. Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями продолжать образование / «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования».
Для обеспечения реальной (индивидуальной) профильности педагогической наукой и практикой предлагается несколько решений, в частности:
установление права выбора предметов изучения и уровня достижений на основе постоянного самоопределения;
введение разнообразных профессиональных проб в рамках социальных проектов;
повышение значения социальной практики, ориентированной на профессиональное самоопределение школьников.
Эти подходы дают старшекласснику значительную свободу, нацеливают на практическое освоение мира профессий.
Таким образом, если школа должна создать условия для широкого практического жизненного самоопределения, для реализации индивидуальных интересов старшеклассника в проектировании им своего профессионального пути, то школе надо организовать самые разные практические пробы выбора вариантов такового.
Организация профильного обучения в старших классах сельской школы имеет свою специфику, которая обусловлена тем, что на процесс обучения и воспитания сельских школьников, оказывают влияние объективные факторы, без учета которых невозможна разработка прогностической модели, адекватной условиям и требованиям времени. Процесс введения профильного обучения в сельской школе на современном этапе осуществляется на фоне реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, модернизации образования, введения нормативно-подушевого финансирования, единого государственного экзамена, формирующихся отношений между образованием и бизнесом, что ставит науку перед проблемой исследования специфического контекста профилизации старшей школы.
Сельские общеобразовательные школы по своим базовым характеристикам очень разные: пригородные, расположенные в райцентрах и в отдельных населенных пунктах, малочисленные, и не уступающие по численности крупным городским школам, малокомплектные, и с полным комплектом классов и т.д. Каждая из них обладает уникальными особенностями, что существенно отличает ее от других школ, предопределяет ее педагогические возможности, модель развития. Наша школа – школа с одним классом – комплектом в параллели, с достаточно оснащенной материально-технической базой, со стабильным кадровым составом, с социально-демографическими и территориально-географическими проблемами. Все это дало возможность в 2005 году при организации профильного обучения реализовать идею двухуровнего (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования. При изучении профильной составляющей (профильного модуля) класс распадается на гомогенные профильные группы по интересам и потребностям учащихся (на основе педагогической диагностики). Учебный план для учащихся 10-11 классов состоит из двух частей: общеобязательной – для всех учащихся и реализуемой по всем предметам на базовом уровне, и вариативной, предусматривающей изучение отдельных предметов в соответствии с выбором учащихся. Исходя из этого: инвариантная часть базисного учебного плана переносится в учебный план полностью для всех профилей. Вариативная часть учебного плана включает часы, которые определят направление специализации образования в группах профильной направленности (социально-экономической и технологической) При этом 24 часа в неделю отводится на совместное изучение предметов двумя группами и по 6-5 часов соответственно на каждый профиль.
В рамках выбранного социально-экономического профиля часы школьного компонента использованы на изучение таких предметов как алгебра и начала анализа (2ч), геометрия (1ч), информатика (1ч), основы права (1ч).
Учитывая, что старшая ступень готовит выпускников не только к обучению в ВУЗе, но и к обучению в системе начального и среднего профессионального образования, а также к началу трудовой деятельности 2 часа школьного компонента использованы на реализацию программы «Хозяин сельского дома» в рамках выбранного технологического профиля (юноши).
Для учащихся были организованы поддерживающие курсы через внеурочную деятельность.
- «Электроник» - 1час
- «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку» - 1час
- «Деловое общение на иностранном языке» - 1час
-«Экономика семьи» - 1час
К сожалению, сформировать более двух групп в условиях нашего финансирования мы не можем. Поэтому нужны более гибкие решения. В федеральном базисном учебном плане 2004 года говорится: «...выбирая различные сочетания базовых и профильных курсов и учитывая нормативы учебного времени, установленные СанПиНами, каждая школа, а в принципе, и каждый ученик вправе формировать собственный учебный план...». В приложении к письму Департамента общего и дошкольного образования Минобразования и науки РФ от 20.04.2004 № 14-51-102/13«Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся» сказано: “Использование индивидуального учебного плана при профильном обучении позволяет реализовывать различные образовательные потребности обучающихся, их семей, работодателей, учреждений профессионального образования в общеобразовательных учреждениях различных видов».
В связи с этим возникла необходимость перехода нашей школы на работу по созданию модели профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся. На данном этапе подготовлена программа ОЭР по теме «Организация профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся». Руководитель программы - кандидат педагогических наук, зав. кафедрой педагогики и методики преподавания технологии ВГГУ Молева Г.А. В работе по созданию модели профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов выделены следующие этапы: подготовительный, практический, аналитико-обобщающий – определены цели, содержание деятельности каждого из них. Реализацию данной программы мы планируем начать с 2009 г.
МОУ « Чамеревская средняя общеобразовательная школа»
Вариативный характер организации профильного обучения в условиях сельской школы
Одной из определяющих тенденций развития современного образования в России является его направленность на развитие личности человека. В государственных документах заложены новые подходы к организации образования в старшей школе. Подчеркивается, что старшая школа должна функционировать как профильная. Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями продолжать образование / «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования».
Для обеспечения реальной (индивидуальной) профильности педагогической наукой и практикой предлагается несколько решений, в частности:
установление права выбора предметов изучения и уровня достижений на основе постоянного самоопределения;
введение разнообразных профессиональных проб в рамках социальных проектов;
повышение значения социальной практики, ориентированной на профессиональное самоопределение школьников.
Эти подходы дают старшекласснику значительную свободу, нацеливают на практическое освоение мира профессий.
Таким образом, если школа должна создать условия для широкого практического жизненного самоопределения, для реализации индивидуальных интересов старшеклассника в проектировании им своего профессионального пути, то школе надо организовать самые разные практические пробы выбора вариантов такового.
Организация профильного обучения в старших классах сельской школы имеет свою специфику, которая обусловлена тем, что на процесс обучения и воспитания сельских школьников, оказывают влияние объективные факторы, без учета которых невозможна разработка прогностической модели, адекватной условиям и требованиям времени. Процесс введения профильного обучения в сельской школе на современном этапе осуществляется на фоне реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, модернизации образования, введения нормативно-подушевого финансирования, единого государственного экзамена, формирующихся отношений между образованием и бизнесом, что ставит науку перед проблемой исследования специфического контекста профилизации старшей школы.
Сельские общеобразовательные школы по своим базовым характеристикам очень разные: пригородные, расположенные в райцентрах и в отдельных населенных пунктах, малочисленные, и не уступающие по численности крупным городским школам, малокомплектные, и с полным комплектом классов и т.д. Каждая из них обладает уникальными особенностями, что существенно отличает ее от других школ, предопределяет ее педагогические возможности, модель развития. Наша школа – школа с одним классом – комплектом в параллели, с достаточно оснащенной материально-технической базой, со стабильным кадровым составом, с социально-демографическими и территориально-географическими проблемами. Все это дало возможность в 2005 году при организации профильного обучения реализовать идею двухуровнего (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования. При изучении профильной составляющей (профильного модуля) класс распадается на гомогенные профильные группы по интересам и потребностям учащихся (на основе педагогической диагностики). Учебный план для учащихся 10-11 классов состоит из двух частей: общеобязательной – для всех учащихся и реализуемой по всем предметам на базовом уровне, и вариативной, предусматривающей изучение отдельных предметов в соответствии с выбором учащихся. Исходя из этого: инвариантная часть базисного учебного плана переносится в учебный план полностью для всех профилей. Вариативная часть учебного плана включает часы, которые определят направление специализации образования в группах профильной направленности (социально-экономической и технологической) При этом 24 часа в неделю отводится на совместное изучение предметов двумя группами и по 6-5 часов соответственно на каждый профиль.
В рамках выбранного социально-экономического профиля часы школьного компонента использованы на изучение таких предметов как алгебра и начала анализа (2ч), геометрия (1ч), информатика (1ч), основы права (1ч).
Учитывая, что старшая ступень готовит выпускников не только к обучению в ВУЗе, но и к обучению в системе начального и среднего профессионального образования, а также к началу трудовой деятельности 2 часа школьного компонента использованы на реализацию программы «Хозяин сельского дома» в рамках выбранного технологического профиля (юноши).
Для учащихся были организованы поддерживающие курсы через внеурочную деятельность.
- «Электроник» - 1час
- «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку» - 1час
- «Деловое общение на иностранном языке» - 1час
-«Экономика семьи» - 1час
К сожалению, сформировать более двух групп в условиях нашего финансирования мы не можем. Поэтому нужны более гибкие решения. В федеральном базисном учебном плане 2004 года говорится: «...выбирая различные сочетания базовых и профильных курсов и учитывая нормативы учебного времени, установленные СанПиНами, каждая школа, а в принципе, и каждый ученик вправе формировать собственный учебный план...». В приложении к письму Департамента общего и дошкольного образования Минобразования и науки РФ от 20.04.2004 № 14-51-102/13 «Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся» сказано: “Использование индивидуального учебного плана при профильном обучении позволяет реализовывать различные образовательные потребности обучающихся, их семей, работодателей, учреждений профессионального образования в общеобразовательных учреждениях различных видов».
В связи с этим возникла необходимость перехода нашей школы на работу по созданию модели профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся. На данном этапе подготовлена программа ОЭР по теме «Организация профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся». Руководитель программы - кандидат педагогических наук, зав. кафедрой педагогики и методики преподавания технологии ВГГУ Молева Г.А. В работе по созданию модели профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов выделены следующие этапы: подготовительный, практический, аналитико-обобщающий – определены цели, содержание деятельности каждого из них. Реализацию данной программы мы планируем начать с 2009 г.