Прочитала все 22 страницы. Из них выделила для себя главное:
"""" Язык и литература сохраняют исторический опыт поколений и передают его потомкам. Чем лучше мы умеем применять коммуникационные и стилистические ресурсы языка, тем большего мы можем достичь. ...Эстетическая специфика литературы является приоритетной областью освоения в школьном образовании, только на основе понимания особенностей литературы как вида искусства возможно плодотворная освещение и усвоение иных важнейших функций литературы – познавательной, нравственной, воспитательной.
Литературное образование в школе строится сегодня в условиях заметного снижения мотивации детей к чтению. многие выпускники недостаточно владеют навыками правильной и выразительной устной и письменной речи (в том числе применительно к разным ситуациям и условиям общения), нормами русского литературного языка, особенностями русского речевого этикета, не умеют правильно, точно выражать свои мысли.
Подходы к итоговой аттестации русскому языку на базовом и углубленном уровне должны быть различными.
... ученику нередко предлагаются списки произведений, объем которых значительно превосходит отпущенное на их освоение время.
Во многих случаях школа оказывается единственным местом, где идет речь о ценности литературы, необходимости ее освоения. Несогласованность действий школы и институций, решающих близкие к школе социокультурные задачи (СМИ, библиотеки, музеи, театры), существенно тормозит развитие всей этой сферы. Необходимо объединение усилий сотрудников разных культурных институций в целях создания единого поля освоения русского языка и литературы
Литературу нужно изучать не только для того, чтобы «знать» прочитанное за школьные годы, но и для того, чтобы сформировать интерес к чтению, который будет устойчиво влиять на развитие личности человека и после окончания школы. Повседневный контроль зачастую создает атмосферу недоверия к творческим поискам педагога, чрезмерно детальное планирование не только системы уроков на год вперед, но и каждого конкретного урока (с созданием рекомендованной некоторыми методистами подробной технологической карты) и требование жестко следовать календарно-тематическому плану в значительной мере затрудняет подлинное взаимодействие с детьми, постигающими произведение искусства.
Сегодня аттестация учителей зачастую носит формальный характер, не стимулирует педагогов к развитию, не способствует профессиональному росту и творчеству.
Игнорирование ограниченной русскоязычной среды неизбежно приведет к ситуации утраты языкового единства государства, что является прямой угрозой национальной безопасности.
Билингвальная образовательная модель предполагает, что учащийся развивает речевые компетенции сразу на двух языках без ущерба для каждого из них в отдельности. В условиях ограниченной русскоязычной среды обучение на русском языке становится единственным условием освоения русского языка как государственного языка РФ.
По сути, каждый учитель-предметник должен стать в какой-то степени учителем русского языка (и примером владения русским языком), способствовать развитию речевых компетенций учащихся для успешной коммуникации на русском языке в области преподаваемой дисциплины.
Особого внимания требуют проблемы преподавания русского языка в зарубежных школах, в которых он либо изучается на правах иностранного, либо выступает в качестве основного или вспомогательного языка образования. Задачей филологического образования является разработка единых государственных подходов к поддержке преподавания русского языка за рубежом… . Отдельного рассмотрения требует задача повышения качества обучения русскому языку иностранных граждан.
Пути решения:
Освоение школьной дисциплины «Русский язык» должно предусматривать:
· овладение всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), умение использовать речевые навыки в соответствующих сферах и ситуациях общения;
· формирование нормативной грамотности устной и письменной речи.
Изучение русского языка должно охватывать все разнообразие текстов художественной литературы (классической и современной) и нехудожественные тексты разных функциональных типов.
Необходимо ввести два уровня ЕГЭ по русскому языку – базовый и профильный.
Необходимо создать единую государственную систему обучения русскому языку в условиях ограниченной русскоязычной среды, предполагающую обязательное обучение основным предметам на русском языке в сочетании с углубленным изучением родных языков и культур.
Освоение школьной дисциплины «Литература» должно предусматривать:
Количество произведений в программах по литературе необходимо привести в соответствие с реально существующим временем на их изучение, прежде всего - на полноценное чтение.
При формировании содержания программ необходимо учитывать психологические и социальные особенности современных школьников, существенно изменившиеся за то время, которое отделяет нас от периода создания большинства классических литературных произведений.
Общие :
Необходимо осуществить комплекс мер по созданию учебников русского языка и литературы нового поколения , построенных на основе принципов дифференциации и индивидуализации, ориентированные на оптимальное сочетание обязательного и вариативного компонентов учебных программ.
Активное использование лексикографических источников как в процессе обучения русскому языку и литературе, так и другим предметам, позволит повысить уровень языковой и информационной культуры школьников.
Учитель должен быть готов работать по разным программам и учебникам, интегрируя их в своей деятельности. Уровень его профессиональной подготовки должен всегда быть выше того, что требуется сегодня, это подготовка, специально нацеленная на перспективное развитие. Он должен знать психологические особенности современных детей и подростков и быть готовым работать с разными их группами (одаренными, слабо мотивированными, с детьми мигрантов, детьми с особенностями развития и т.п.) и обучающимися разных читательских потребностей. В это связи необходимо внести соответствующие коррективы в программы вузовской подготовки учителей-словесников, предполагающие усиление прикладной направленности образовательных программ.
Нужны новые системы педагогических измерений динамики развития школьников, в том числе и не ориентированных на высокие баллы, но сумевших добиться своих личных достижений в процессе образования.
Необходимы государственные программы, способствующие объединению усилий образовательных учреждений, СМИ, музеев, библиотек, театров, системы книгоиздания и книгораспространения, направленных на поддержку чтения, развитие филологической культуры населения."""""""
Очень правильное решение - вынести концепцию на всеобщее обсуждение.
Прочитала все 22 страницы. Из них выделила для себя главное:
"""" Язык и литература сохраняют исторический опыт поколений и передают его потомкам. Чем лучше мы умеем применять коммуникационные и стилистические ресурсы языка, тем большего мы можем достичь. ...Эстетическая специфика литературы является приоритетной областью освоения в школьном образовании, только на основе понимания особенностей литературы как вида искусства возможно плодотворная освещение и усвоение иных важнейших функций литературы – познавательной, нравственной, воспитательной.
Литературное образование в школе строится сегодня в условиях заметного снижения мотивации детей к чтению. многие выпускники недостаточно владеют навыками правильной и выразительной устной и письменной речи (в том числе применительно к разным ситуациям и условиям общения), нормами русского литературного языка, особенностями русского речевого этикета, не умеют правильно, точно выражать свои мысли.
Подходы к итоговой аттестации русскому языку на базовом и углубленном уровне должны быть различными.
... ученику нередко предлагаются списки произведений, объем которых значительно превосходит отпущенное на их освоение время.
Во многих случаях школа оказывается единственным местом, где идет речь о ценности литературы, необходимости ее освоения. Несогласованность действий школы и институций, решающих близкие к школе социокультурные задачи (СМИ, библиотеки, музеи, театры), существенно тормозит развитие всей этой сферы. Необходимо объединение усилий сотрудников разных культурных институций в целях создания единого поля освоения русского языка и литературы
Литературу нужно изучать не только для того, чтобы «знать» прочитанное за школьные годы, но и для того, чтобы сформировать интерес к чтению, который будет устойчиво влиять на развитие личности человека и после окончания школы. Повседневный контроль зачастую создает атмосферу недоверия к творческим поискам педагога, чрезмерно детальное планирование не только системы уроков на год вперед, но и каждого конкретного урока (с созданием рекомендованной некоторыми методистами подробной технологической карты) и требование жестко следовать календарно-тематическому плану в значительной мере затрудняет подлинное взаимодействие с детьми, постигающими произведение искусства.
Сегодня аттестация учителей зачастую носит формальный характер, не стимулирует педагогов к развитию, не способствует профессиональному росту и творчеству.
Игнорирование ограниченной русскоязычной среды неизбежно приведет к ситуации утраты языкового единства государства, что является прямой угрозой национальной безопасности.
Билингвальная образовательная модель предполагает, что учащийся развивает речевые компетенции сразу на двух языках без ущерба для каждого из них в отдельности. В условиях ограниченной русскоязычной среды обучение на русском языке становится единственным условием освоения русского языка как государственного языка РФ.
По сути, каждый учитель-предметник должен стать в какой-то степени учителем русского языка (и примером владения русским языком), способствовать развитию речевых компетенций учащихся для успешной коммуникации на русском языке в области преподаваемой дисциплины.
Особого внимания требуют проблемы преподавания русского языка в зарубежных школах, в которых он либо изучается на правах иностранного, либо выступает в качестве основного или вспомогательного языка образования. Задачей филологического образования является разработка единых государственных подходов к поддержке преподавания русского языка за рубежом… . Отдельного рассмотрения требует задача повышения качества обучения русскому языку иностранных граждан.
Пути решения:
Освоение школьной дисциплины «Русский язык» должно предусматривать:
· овладение всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), умение использовать речевые навыки в соответствующих сферах и ситуациях общения;
· формирование нормативной грамотности устной и письменной речи.
Изучение русского языка должно охватывать все разнообразие текстов художественной литературы (классической и современной) и нехудожественные тексты разных функциональных типов.
Необходимо ввести два уровня ЕГЭ по русскому языку – базовый и профильный.
Необходимо создать единую государственную систему обучения русскому языку в условиях ограниченной русскоязычной среды, предполагающую обязательное обучение основным предметам на русском языке в сочетании с углубленным изучением родных языков и культур.
Освоение школьной дисциплины «Литература» должно предусматривать:
Количество произведений в программах по литературе необходимо привести в соответствие с реально существующим временем на их изучение, прежде всего - на полноценное чтение.
При формировании содержания программ необходимо учитывать психологические и социальные особенности современных школьников, существенно изменившиеся за то время, которое отделяет нас от периода создания большинства классических литературных произведений.
Общие :
Необходимо осуществить комплекс мер по созданию учебников русского языка и литературы нового поколения , построенных на основе принципов дифференциации и индивидуализации, ориентированные на оптимальное сочетание обязательного и вариативного компонентов учебных программ.
Активное использование лексикографических источников как в процессе обучения русскому языку и литературе, так и другим предметам, позволит повысить уровень языковой и информационной культуры школьников.
Учитель должен быть готов работать по разным программам и учебникам, интегрируя их в своей деятельности. Уровень его профессиональной подготовки должен всегда быть выше того, что требуется сегодня, это подготовка, специально нацеленная на перспективное развитие. Он должен знать психологические особенности современных детей и подростков и быть готовым работать с разными их группами (одаренными, слабо мотивированными, с детьми мигрантов, детьми с особенностями развития и т.п.) и обучающимися разных читательских потребностей. В это связи необходимо внести соответствующие коррективы в программы вузовской подготовки учителей-словесников, предполагающие усиление прикладной направленности образовательных программ.
Нужны новые системы педагогических измерений динамики развития школьников, в том числе и не ориентированных на высокие баллы, но сумевших добиться своих личных достижений в процессе образования.
Необходимы государственные программы, способствующие объединению усилий образовательных учреждений, СМИ, музеев, библиотек, театров, системы книгоиздания и книгораспространения, направленных на поддержку чтения, развитие филологической культуры населения."""""""
Очень правильное решение - вынести концепцию на всеобщее обсуждение.
сомишна