прекрасные интересные задания на самоподготовке.Возьму на заметку, хочу поделиться своими.
1. Задания на сравнение
Цель выполнения таких заданий – научиться решать грамматические (орфографические и синтаксические) задачи по предмету и развитие аналитического мышления, коммуникативных способностей.
Задание. Найдите общие и различные черты у выделенных слов.
Я водяной, я водяной. Никто не водится со мной. Внутри меня води(-ться, -ца), что с таким води(-ться, -ца).
Ученики, решая эту орфографическую задачу, выбирают правильный вариант написания слов, обосновывая свои суждения. При этом идут сравнение морфологического состава выделенных слов, анализ их с точки зрения фонетики и орфографии, наличия морфологических признаков и определение принадлежности слов к той или иной части речи. В процессе выполнения задания формируются умения высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения. В этой ситуации учитель не должен спешить с утверждением наиболее правильного и полного ответа.
Пусть выскажутся все, кто хочет сказать. Особого побуждения требуют слабые ученики, которых нужно ободрить, поддержать, похвалить даже за попытку ответить на вопрос, что способствует реализации принципов целенаправленности и системности работы над развитием всех учащихся, как сильных, так и слабых.
Это задание может быть использовано на этапе формирования правописных умений учащихся по теме «Образование имен существительных».
2. Группировка
Цель таких заданий состоит в совершенствовании орфографической грамотности учеников и развитии умения устанавливать причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, находить обобщенное значение.
Занимаясь группировкой, ученик встречается со многими словами, в которых он должен опознать несколько орфограмм, предложить несколько вариантов ответа и одновременно осмыслить связи между отдельными языковыми явлениями. При этом подбирается такой материал для упражнений на группировку, чтобы можно было рассмотреть языковые явления с разных точек зрения, отрабатывать логико-грамматические операции по классификации языкового материала.
Задание. Сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите несколько вариантов группировки.
Варианты выполнения задания,в которых ученики предлагают сгруппировать слова по трем признакам одновременно:
а) по написанию (существительные с ь и без ь);
б) по родам (существительные мужского и женского рода);
в) по склонениям (существительные 2-го и 3-го склонения).
Таким образом, группировка протекает как процесс анализа, абстрагирования (отвлечения) и обобщения, что развивает творческие способности школьников. По тому, как осуществляются группировки, можно судить не только о характере мыслительных процессов ученика (анализирующее наблюдение, обобщающее мышление и практические действия), но и о тех знаниях, которыми он оперирует.
прекрасные интересные задания на самоподготовке.Возьму на заметку, хочу поделиться своими.
1. Задания на сравнение
Цель выполнения таких заданий – научиться решать грамматические (орфографические и синтаксические) задачи по предмету и развитие аналитического мышления, коммуникативных способностей.
Задание. Найдите общие и различные черты у выделенных слов.
Я водяной, я водяной. Никто не водится со мной. Внутри меня води(-ться, -ца), что с таким води(-ться, -ца).
Ученики, решая эту орфографическую задачу, выбирают правильный вариант написания слов, обосновывая свои суждения. При этом идут сравнение морфологического состава выделенных слов, анализ их с точки зрения фонетики и орфографии, наличия морфологических признаков и определение принадлежности слов к той или иной части речи. В процессе выполнения задания формируются умения высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения. В этой ситуации учитель не должен спешить с утверждением наиболее правильного и полного ответа.
Пусть выскажутся все, кто хочет сказать. Особого побуждения требуют слабые ученики, которых нужно ободрить, поддержать, похвалить даже за попытку ответить на вопрос, что способствует реализации принципов целенаправленности и системности работы над развитием всех учащихся, как сильных, так и слабых.
Это задание может быть использовано на этапе формирования правописных умений учащихся по теме «Образование имен существительных».
2. Группировка
Цель таких заданий состоит в совершенствовании орфографической грамотности учеников и развитии умения устанавливать причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, находить обобщенное значение.
Занимаясь группировкой, ученик встречается со многими словами, в которых он должен опознать несколько орфограмм, предложить несколько вариантов ответа и одновременно осмыслить связи между отдельными языковыми явлениями. При этом подбирается такой материал для упражнений на группировку, чтобы можно было рассмотреть языковые явления с разных точек зрения, отрабатывать логико-грамматические операции по классификации языкового материала.
Задание. Сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите несколько вариантов группировки.
Дядя, зевака, прадедушка, тетя, недоучка, плакса, прабабушка, сластена, старушка, зубрила.
В результате предложенные слова группируются:
· по наличию звонких, глухих согласных в начале слова;
· по родам (существительные общего рода, мужского и женского);
· по наличию орфограмм;
· по количеству слогов.
Более сложным видом задания является группировка языковых явлений по нескольким признакам одновременно.
Задание. Сгруппируйте слова по нескольким признакам одновременно.
Мякиш_, плач_, молодеж_, приемыш_, теч_, малыш_, брош_, кирпич_, царевич_, экипаж_, суш_, роскош_.
Варианты выполнения задания,в которых ученики предлагают сгруппировать слова по трем признакам одновременно:
а) по написанию (существительные с ь и без ь);
б) по родам (существительные мужского и женского рода);
в) по склонениям (существительные 2-го и 3-го склонения).
Таким образом, группировка протекает как процесс анализа, абстрагирования (отвлечения) и обобщения, что развивает творческие способности школьников. По тому, как осуществляются группировки, можно судить не только о характере мыслительных процессов ученика (анализирующее наблюдение, обобщающее мышление и практические действия), но и о тех знаниях, которыми он оперирует.