Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования.
Эссе. Автор: учитель музыки МБОУ СОШ № 31 г.Тамбова Степанова Ирина Викторовна.
В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство идет активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить духовно - нравственные и культурно - исторические традиции отечественного образования и воспитания, сформированные как в дореволюционный, так и в советский, и современный периоды его развития. На сохранение духовно – нравственных компонентов в воспитании подрастающего поколения ориентируют Национальная доктрина образования РФ, Концепция модернизации Российского образования, ФГОС.
В наше время, когда с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества, музыкальное искусство решает задачи гуманизации образования школьников. Поэтому в современной школе эстетическое воспитание должно стать приоритетным направлением нравственного становления личности.
Из всех учебных дисциплин единственно по-настоящему воспитывающей является музыка, так как она развивает не только разум, но развивает и облагораживает чувства.Ведь музыка всегда являлась самым чудодейственным тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого мы учим.
Воспитательный потенциал эстетических дисциплин вообще и музыки в частности достаточно велик. Он позволяет сформировать мировоззренческую позицию школьника, понимание назначения человека и смысла его жизни в нормативно-ценностной форме. Изучая музыку, учащиеся получают представление не только об обычаях и традициях, но и о нравственных и духовных качествах, присущих людям. Вместе с тем различные направления внеурочной работы по музыке, внеклассная и внешкольная деятельность помогают формированию нравственных качеств личности школьника, поскольку в этом случае духовное развитие школьника «питается» важнейшими, необходимыми источниками: эмпирической деятельностью, искусством, наукой, отчасти религией.
Использование материала уроков музыки в духовно-нравственном воспитании школьников возможно в различных аспектах. Это, прежде всего, рассмотрение тем по музыке сквозь призму нравственной проблематики и воспитательных задач. Это реализация различных направлений внеурочной деятельности, формирующих нравственные качества личности, создание детских и юношеских общественных объединений, в своей деятельности опирающихся на богатые отечественные традиции духовности и нравственности.
В последние годы достаточно активно стали рассматриваться аспекты взаимосвязи урочной и внеурочной работы, основного и дополнительного образования (Е.Б.Евладова, В.И.Казеренков, З.А.Карчина, Н.А.Морозова, М.О.Чеков и др.). Всё это свидетельствует об усилении интеграционных процессов в образовании в целом, об активизации поиска взаимосвязи основного и дополнительного образования на уровне содержания. Именно этим направлениям деятельности общеобразовательной школы уделяется преимущественное внимание.
Необходимым моментом в работе по духовно-нравственному воспитанию личности школьника является привлечение к ней родителей, руководителей кружков и секций, педагогов дополнительного образования и всех заинтересованных лиц. Это позволяет решать проблемы воспитания и образования наиболее гармонично: не навязывая созданные обществом установки, но включая школьника в круг определённых нравственных ценностей и идеалов, постижения смысла жизни. Привлечение к работе со школьниками различных людей в совместной деятельности способствует формированию и развитию отношений с окружающим миром (акции милосердия, разновозрастные группы детей во время проектной деятельности). Именно тогда проявляется у учащихся многообразие чувств и суждений, когда расширяется круг их общения с другими людьми, с миром искусства, истории и литературы, школьники учатся правильному отношению к другим людям: милосердию, любви, великодушию, мужеству, трудолюбию, терпимости, простоте, стремятся познать истину.
Комментарий был изменен с момента создания (stepanovaiv, Sat, 30/06/2012 - 12:00).
Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования.
Эссе. Автор: учитель музыки МБОУ СОШ № 31 г.Тамбова Степанова Ирина Викторовна.
В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство идет активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить духовно - нравственные и культурно - исторические традиции отечественного образования и воспитания, сформированные как в дореволюционный, так и в советский, и современный периоды его развития. На сохранение духовно – нравственных компонентов в воспитании подрастающего поколения ориентируют Национальная доктрина образования РФ, Концепция модернизации Российского образования, ФГОС.
В наше время, когда с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества, музыкальное искусство решает задачи гуманизации образования школьников. Поэтому в современной школе эстетическое воспитание должно стать приоритетным направлением нравственного становления личности.
Из всех учебных дисциплин единственно по-настоящему воспитывающей является музыка, так как она развивает не только разум, но развивает и облагораживает чувства.Ведь музыка всегда являлась самым чудодейственным тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого мы учим.
Воспитательный потенциал эстетических дисциплин вообще и музыки в частности достаточно велик. Он позволяет сформировать мировоззренческую позицию школьника, понимание назначения человека и смысла его жизни в нормативно-ценностной форме. Изучая музыку, учащиеся получают представление не только об обычаях и традициях, но и о нравственных и духовных качествах, присущих людям. Вместе с тем различные направления внеурочной работы по музыке, внеклассная и внешкольная деятельность помогают формированию нравственных качеств личности школьника, поскольку в этом случае духовное развитие школьника «питается» важнейшими, необходимыми источниками: эмпирической деятельностью, искусством, наукой, отчасти религией.
Использование материала уроков музыки в духовно-нравственном воспитании школьников возможно в различных аспектах. Это, прежде всего, рассмотрение тем по музыке сквозь призму нравственной проблематики и воспитательных задач. Это реализация различных направлений внеурочной деятельности, формирующих нравственные качества личности, создание детских и юношеских общественных объединений, в своей деятельности опирающихся на богатые отечественные традиции духовности и нравственности.
В последние годы достаточно активно стали рассматриваться аспекты взаимосвязи урочной и внеурочной работы, основного и дополнительного образования (Е.Б.Евладова, В.И.Казеренков, З.А.Карчина, Н.А.Морозова, М.О.Чеков и др.). Всё это свидетельствует об усилении интеграционных процессов в образовании в целом, об активизации поиска взаимосвязи основного и дополнительного образования на уровне содержания. Именно этим направлениям деятельности общеобразовательной школы уделяется преимущественное внимание.
Необходимым моментом в работе по духовно-нравственному воспитанию личности школьника является привлечение к ней родителей, руководителей кружков и секций, педагогов дополнительного образования и всех заинтересованных лиц. Это позволяет решать проблемы воспитания и образования наиболее гармонично: не навязывая созданные обществом установки, но включая школьника в круг определённых нравственных ценностей и идеалов, постижения смысла жизни. Привлечение к работе со школьниками различных людей в совместной деятельности способствует формированию и развитию отношений с окружающим миром (акции милосердия, разновозрастные группы детей во время проектной деятельности). Именно тогда проявляется у учащихся многообразие чувств и суждений, когда расширяется круг их общения с другими людьми, с миром искусства, истории и литературы, школьники учатся правильному отношению к другим людям: милосердию, любви, великодушию, мужеству, трудолюбию, терпимости, простоте, стремятся познать истину.