Педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДР "Радуга", преподаватель зстрадного пения ТОГБОУ СПО "Тамбовский колледж искуств"Сергеева Н.Е.
Роль музыкального (певческого) искусства в формировании духовно- нравственной личности в условиях дополнительного образования
В современных условиях коммерциализации искусства, перенасыщения эфира низкохудожественными произведениями разных жанров массовой культуры, а также приоритета у многих детей материальных ценностей над духовными особенно актуальным становится вопрос духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Духовность- главное условие нравственного возрождения людей. Позитивная духовность связана с ориентацией человека на высшие общечеловеческие ценности: любовь, доброту, сострадание , милосердие…, укоренение их в своей повседневной жизни. Одним словом - это Человечность, стремление делать другим то, чего ты желаешь себе.
Главное, что должен сделать педагог, преподающий вокал - «вызвать у воспитанников сопереживание тому, что звучит в музыке…». Эстетическое переживание не заканчивается на последнем аккорде произведения, оно продолжает жить и воздействовать в душе и сознании как внутренняя сила света, совести правды.
Музыкальные сочинения - это духовное завещание одного поколения другому. Именно непосредственный контакт с педагогом-музыкантом и слушание содержательной музыки в его исполнении способны заинтересовать воспитанников, студентов и скорректировать ту явную диспропорцию, которая в настоящее время существует в пользу музыки развлекательной. Выбирая произведения для разучивания, педагог вокала должен думать об их художественной ценности. Во многом, от песенного репертуара зависит, какие струны детских сердец будут затронуты, заставит ли их музыкальное произведение задуматься о добре и зле, вызовет ли чувства сопереживания, любви к ближнему, к природе, чувства глубокого уважения к подвигам людей, защищавших наше Отечество.
На вокальных занятиях с воспитанниками я обращаюсь к творчеству Б. Окуджавы, песням «Ночной разговор», «Молитва» и др. Эмоциональная драматургия этих песен глубоко насыщенна. В сюжете песни «Молитва», лирический герой просит Бога не об устройстве мира в социальном плане, а призывает Бога послать необходимое каждому. Он не судит своих персонажей. Просто само это «необходимое» в каждом конкретном случае будет выглядеть по-разному: «трусливому дай коня», «дай счастливому денег» рвущийся к власти пусть её обретёт (возможно, это само по себе содержит наказание), а Каин, первоубийца, пусть найдёт раскаяние. Как и положено в настоящей молитве, герой молится о тех, кто нуждается в этом, прибавляя себя лишь в самом конце «И не забудь про меня». Эта песня поражает неподдельной интимностью, личностной прочувствованностью обращения, является примером человеколюбия.
Сюжет песни «Ночной разговор» внешне прост. Но внешняя простота обманчива. Явно прослеживается тема духовных исканий. Утомленный всадник расспрашивает встречного человека не о том, как проехать в определенное место, а просит сказать, куда ему ехать вообще. Не менее многозначителен ответ встречного человека, предлагающего всаднику, ехать вдоль красной реки до синей горы. Указанные ориентиры следует искать не в географическом пространстве, а исключительно в символическом. Река на языке многих культур издавна является символом жизни, т. к. несет в себе постоянное движение. Понятен и цвет красный, в котором зримо прослеживается намек на господствующую в ту пору идеологию. Таким образом, адресованное всаднику предложение ехать вдоль красной реки до синей горы, в переводе символического языка, равнозначно приглашению двигаться в русле современной его жизни. Но любое движение подразумевает конечную цель. Гора несет в себе значение полноты, но почему гора синяя? Неужели это цветовое видение? Конечно, нет. Возвращаясь к его образу синей горы, можно утверждать, что это символ успеха, но изменчивого, непостоянного.
У каждого исполнителя этой песни свое видение и чувствование мира (жизни) и произведения. Педагог Окуджава в своих песнях достигает высокого эмоционального градуса, не становясь при этом пафосным. В этом умении – секрет мастерства поэта и залог популярности его песен. Переживая эстетические эмоции, воспитанники начинают испытывать эстетическую реакцию, которая как показал Аристотель, всегда положительна.
Ярким примером раскрытия проблемы чести, достоинства, нравственного выбора, высокой любви к своей Родине служит творчество Игоря Талькова. Его творчество многопланово и разнообразно: кого-то покорила мелодичная лирика; кому-то ближе рок-бардовские баллады; кто-то получает энергетический заряд от прослушивания остросоциальных песен, политизированных, но не имеющих иной направленности, кроме любви к родной земле, тревоги за настоящее и будущее своего народа, России. «Россия» («Листая старую тетрадь расстрелянного генерала...»), «Бывший подъесаул», «Родина моя», «Я вернусь» — гражданские, философские, воинствующие песни. Сам певец не скрывал своего назначения: «Мне бы только себя излить в песне, душу свою, боль за русский народ...»; «Россия — боль моей души. Социальные песни — крик моей души. Бой за добро — суть моей жизни. Победа над злом — цель моей жизни». Вера И. Талькова в свое возвращение сбылась. В репертуаре воспитанников песни Талькова, они их поют, слушают, смотрят видеозаписи с исполнением песен самим автором.
Анатолий Константинович Анисимов, замечательный тамбовский поэт и композитор с болью в сердце вспоминает трагическое событие в 1991 году, когда был убит И.Тальков. В сборнике стихов «Неоплаченный долг» он посвящает песню И. Талькову «И там ты будешь защищен».
Мир оглох, ослеп-
Ты в нем страстно жил
Тормошил его;
Рвался оживить,
Но чужая злость-
Жалит, как змея.
Может ли эта песня кого- либо оставить равнодушным, песня с сильнейшим эмоциональным зарядом, богатой гаммой душевных переживаний.
Песни А. Анисимова с полным правом можно назвать песнями о душе и для души.. Песни «Колокольные звоны», « Оптина пустынь», «Мы ответственны за тех»-это песни своего рода «публичная исповедь» автора о духовных исканиях, об обретении веры и познании Бога, о сомнениях и ошибках, подвергающих на этом пути. Отражая извечную борьбу Добра и зла, автор заставляет задуматься каждого человека о необходимости личного выбора между обозначенными полюсами. Через песни лейтмотивом проходят основные темы прозрение , покаяние, истинная и мнимая свобода человека. « и станет от истины горькой светло»
В творчестве А. Анисимова есть песни о Родине, оТамбове, о родной природе. Включая в репертуар воспитанников песни «Посмотри на город свой», «Край тамбовский», «Школе родной» , написанные в содружестве с тамбовским композитором С. Победоносцевым, я наблюдаю за творческим ростом, эмоциональной отзывчивостью обучающихся. Песни эти наполнены верой и надеждой, что наша родина, город Тамбов будет еще краше и лучше и вместе с природной красотой люди станут чище и добрее.
Песни военных лет и о войне дают богатейший материал для воспитания чувства сопричастности чувствам и чаяниям тех людей,о которых поется в этих песнях, для единения с ними в их любви к Отечеству. Песня «Солдатка», « Песня о Родине», «Салют победа!» и многие другие написаны тамбовским композитором О. Егоровой на стихи М. Румянцевой, Т. Курбатовой. С этими песнями воспитанники выступают на концертах перед ветеранами войны и труда , поют на конкурсах, на мероприятиях, посвященных памяти воинов, погибших в Афганистане, Чечне.
Приобщение к ценностям народного творчества также необходимо, так как в нем воплощено не просто прошлое культуры, но и нравственные свойства и способности человеческой души. У воспитанников должно сложиться понятие о народной песне, как об азбуке нравственности, ведь каждая песня- это размышление о главных вопросах человека: как жить, чтобы быть счастливым, что беречь, о чем мечтать.
Вечное стремление человека быть счастливым и вольным воспитанники услышат в песне «Ах, ты степь широкая». Потребность иметь семью, близких - в песне «Степь да степь кругом» .Желание любить и быть любимым- в песне «То не ветер ветку клонит».
Таким образом, воздействие на воспитанников музыки в целом и вокальной музыки в частности, позволяет сделать вывод о том, что она является эффективным средством обогащения духовной культуры подрастающего поколения. Мы обязаны сохранить существующую более 1000 лет певческую культуру - могучее средство воспитания подрастающего поколения.
Комментарий был изменен с момента создания (musuka, Sat, 30/06/2012 - 12:39).
Педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДР "Радуга", преподаватель зстрадного пения ТОГБОУ СПО "Тамбовский колледж искуств"Сергеева Н.Е.
Роль музыкального (певческого) искусства в формировании духовно- нравственной личности в условиях дополнительного образования
В современных условиях коммерциализации искусства, перенасыщения эфира низкохудожественными произведениями разных жанров массовой культуры, а также приоритета у многих детей материальных ценностей над духовными особенно актуальным становится вопрос духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Духовность- главное условие нравственного возрождения людей. Позитивная духовность связана с ориентацией человека на высшие общечеловеческие ценности: любовь, доброту, сострадание , милосердие…, укоренение их в своей повседневной жизни. Одним словом - это Человечность, стремление делать другим то, чего ты желаешь себе.
Главное, что должен сделать педагог, преподающий вокал - «вызвать у воспитанников сопереживание тому, что звучит в музыке…». Эстетическое переживание не заканчивается на последнем аккорде произведения, оно продолжает жить и воздействовать в душе и сознании как внутренняя сила света, совести правды.
Музыкальные сочинения - это духовное завещание одного поколения другому. Именно непосредственный контакт с педагогом-музыкантом и слушание содержательной музыки в его исполнении способны заинтересовать воспитанников, студентов и скорректировать ту явную диспропорцию, которая в настоящее время существует в пользу музыки развлекательной. Выбирая произведения для разучивания, педагог вокала должен думать об их художественной ценности. Во многом, от песенного репертуара зависит, какие струны детских сердец будут затронуты, заставит ли их музыкальное произведение задуматься о добре и зле, вызовет ли чувства сопереживания, любви к ближнему, к природе, чувства глубокого уважения к подвигам людей, защищавших наше Отечество.
На вокальных занятиях с воспитанниками я обращаюсь к творчеству Б. Окуджавы, песням «Ночной разговор», «Молитва» и др. Эмоциональная драматургия этих песен глубоко насыщенна. В сюжете песни «Молитва», лирический герой просит Бога не об устройстве мира в социальном плане, а призывает Бога послать необходимое каждому. Он не судит своих персонажей. Просто само это «необходимое» в каждом конкретном случае будет выглядеть по-разному: «трусливому дай коня», «дай счастливому денег» рвущийся к власти пусть её обретёт (возможно, это само по себе содержит наказание), а Каин, первоубийца, пусть найдёт раскаяние. Как и положено в настоящей молитве, герой молится о тех, кто нуждается в этом, прибавляя себя лишь в самом конце «И не забудь про меня». Эта песня поражает неподдельной интимностью, личностной прочувствованностью обращения, является примером человеколюбия.
Сюжет песни «Ночной разговор» внешне прост. Но внешняя простота обманчива. Явно прослеживается тема духовных исканий. Утомленный всадник расспрашивает встречного человека не о том, как проехать в определенное место, а просит сказать, куда ему ехать вообще. Не менее многозначителен ответ встречного человека, предлагающего всаднику, ехать вдоль красной реки до синей горы. Указанные ориентиры следует искать не в географическом пространстве, а исключительно в символическом. Река на языке многих культур издавна является символом жизни, т. к. несет в себе постоянное движение. Понятен и цвет красный, в котором зримо прослеживается намек на господствующую в ту пору идеологию. Таким образом, адресованное всаднику предложение ехать вдоль красной реки до синей горы, в переводе символического языка, равнозначно приглашению двигаться в русле современной его жизни. Но любое движение подразумевает конечную цель. Гора несет в себе значение полноты, но почему гора синяя? Неужели это цветовое видение? Конечно, нет. Возвращаясь к его образу синей горы, можно утверждать, что это символ успеха, но изменчивого, непостоянного.
У каждого исполнителя этой песни свое видение и чувствование мира (жизни) и произведения. Педагог Окуджава в своих песнях достигает высокого эмоционального градуса, не становясь при этом пафосным. В этом умении – секрет мастерства поэта и залог популярности его песен. Переживая эстетические эмоции, воспитанники начинают испытывать эстетическую реакцию, которая как показал Аристотель, всегда положительна.
Ярким примером раскрытия проблемы чести, достоинства, нравственного выбора, высокой любви к своей Родине служит творчество Игоря Талькова. Его творчество многопланово и разнообразно: кого-то покорила мелодичная лирика; кому-то ближе рок-бардовские баллады; кто-то получает энергетический заряд от прослушивания остросоциальных песен, политизированных, но не имеющих иной направленности, кроме любви к родной земле, тревоги за настоящее и будущее своего народа, России. «Россия» («Листая старую тетрадь расстрелянного генерала...»), «Бывший подъесаул», «Родина моя», «Я вернусь» — гражданские, философские, воинствующие песни. Сам певец не скрывал своего назначения: «Мне бы только себя излить в песне, душу свою, боль за русский народ...»; «Россия — боль моей души. Социальные песни — крик моей души. Бой за добро — суть моей жизни. Победа над злом — цель моей жизни». Вера И. Талькова в свое возвращение сбылась. В репертуаре воспитанников песни Талькова, они их поют, слушают, смотрят видеозаписи с исполнением песен самим автором.
Анатолий Константинович Анисимов, замечательный тамбовский поэт и композитор с болью в сердце вспоминает трагическое событие в 1991 году, когда был убит И.Тальков. В сборнике стихов «Неоплаченный долг» он посвящает песню И. Талькову «И там ты будешь защищен».
Мир оглох, ослеп-
Ты в нем страстно жил
Тормошил его;
Рвался оживить,
Но чужая злость-
Жалит, как змея.
Может ли эта песня кого- либо оставить равнодушным, песня с сильнейшим эмоциональным зарядом, богатой гаммой душевных переживаний.
Песни А. Анисимова с полным правом можно назвать песнями о душе и для души.. Песни «Колокольные звоны», « Оптина пустынь», «Мы ответственны за тех»-это песни своего рода «публичная исповедь» автора о духовных исканиях, об обретении веры и познании Бога, о сомнениях и ошибках, подвергающих на этом пути. Отражая извечную борьбу Добра и зла, автор заставляет задуматься каждого человека о необходимости личного выбора между обозначенными полюсами. Через песни лейтмотивом проходят основные темы прозрение , покаяние, истинная и мнимая свобода человека. « и станет от истины горькой светло»
В творчестве А. Анисимова есть песни о Родине, оТамбове, о родной природе. Включая в репертуар воспитанников песни «Посмотри на город свой», «Край тамбовский», «Школе родной» , написанные в содружестве с тамбовским композитором С. Победоносцевым, я наблюдаю за творческим ростом, эмоциональной отзывчивостью обучающихся. Песни эти наполнены верой и надеждой, что наша родина, город Тамбов будет еще краше и лучше и вместе с природной красотой люди станут чище и добрее.
Песни военных лет и о войне дают богатейший материал для воспитания чувства сопричастности чувствам и чаяниям тех людей,о которых поется в этих песнях, для единения с ними в их любви к Отечеству. Песня «Солдатка», « Песня о Родине», «Салют победа!» и многие другие написаны тамбовским композитором О. Егоровой на стихи М. Румянцевой, Т. Курбатовой. С этими песнями воспитанники выступают на концертах перед ветеранами войны и труда , поют на конкурсах, на мероприятиях, посвященных памяти воинов, погибших в Афганистане, Чечне.
Приобщение к ценностям народного творчества также необходимо, так как в нем воплощено не просто прошлое культуры, но и нравственные свойства и способности человеческой души. У воспитанников должно сложиться понятие о народной песне, как об азбуке нравственности, ведь каждая песня- это размышление о главных вопросах человека: как жить, чтобы быть счастливым, что беречь, о чем мечтать.
Вечное стремление человека быть счастливым и вольным воспитанники услышат в песне «Ах, ты степь широкая». Потребность иметь семью, близких - в песне «Степь да степь кругом» .Желание любить и быть любимым- в песне «То не ветер ветку клонит».
Таким образом, воздействие на воспитанников музыки в целом и вокальной музыки в частности, позволяет сделать вывод о том, что она является эффективным средством обогащения духовной культуры подрастающего поколения. Мы обязаны сохранить существующую более 1000 лет певческую культуру - могучее средство воспитания подрастающего поколения.