Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования
Проблема духовно-нравственного воспитания детей является ключевой, системообразующей для отечественной педагогики, и, шире, культуры в целом. В наши дни («эпоха перемен»), вопросы правильной организации воспитания дошкольников, приобретают огромное значение, становятся сверхактуальными, поистине судьбоносными.
Духовно-нравственное воспитание – как «пробуждение подлинной сущности человека», сотрудничество детей и взрослых в поиске ответа на вопрос о целевой детерминации, смысле человеческого бытия («Во имя чего мы живём, зачем живу я?»). «Золотое правило нравственности».
Общие принципы духовно-нравственного воспитания: гуманизм, природосообразность, культуросообразность, экологичность (в широком смысле), светский характер, народность, и т.д. Принципы организации духовно-нравственного воспитания дошкольников: воспитание в деятельности; научность; сознательность; активность; целостность; последовательность; максимальное задействование наглядности (в т.ч. теоретической образной (символов, схем, «модельных представлений», умных образов); адекватность форм и методов воспитания возрастным и психологическим особенностям воспитанников; прочность усвоения морально-нравственных норм; связь воспитания с жизнью, практикой; индивидуализация; вариативность; возможность выбора.
Психолого-педагогическая характеристика инновационных (диалогических) подходов к духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста: мировоззренческие представления как основная «единица» анализа морально-нравственного сознания ребёнка. Генез мировоззренческих представлений в дошкольном детстве. Типология мировоззренческих представлений. Факторы, детерминирующие становление мировоззренческих представлений. Культурно-историческая и социальная обусловленность мировоззренческих представлений. Мировоззренческие представления, как психологические орудия (средства), позволяющие дошкольнику осознавать и контролировать собственное поведение в ситуациях морально-нравственного выбора.
О субъектах духовно-нравственного воспитания, дошкольник как субъект самовоспитания, оптимальный алгоритм взаимодействия субъектов воспитания
Непременный учёт «субъектности», «самости дитяти» (русские философы серебряного века) в процессе духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственное воспитание современных дошкольников – институциональный аспект: роль семьи, школы, общественных организаций, гражданского общества.
Необходимость координации усилий, подлинного диалога сторон в деле духовно-нравственного воспитания детей. Гуманистические идеи, педагогическая наука, всемерный учёт психологических особенностей ребёнка – как основания для поиска эффективных форм социального взаимодействия, партнёрства в духовно-нравственном воспитании детей.
Формы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей: родительские собрания на духовно-нравственные темы; сократические диалоги с родителями; открытые, совместные (родители – дети - педагоги) дискуссии; педагогический лекторий; вечера вопросов и ответов; посещение музеев; экскурсии; мониторинг мнения родителей по вопросам воспитания; индивидуальные консультации специалистов и т.д.
Нормативная база, цели, методы, приёмы, формы духовно-нравственного воспитания:
Документы, ориентирующие современного педагога в вопросах выбора содержания духовно-нравственного воспитания детей: «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Федеральный Закон «Об образовании».
Цели духовно-нравственного воспитания.
Культурно-историческая обусловленность и конкретно-исторический характер целей духовно-нравственного воспитания.
Инвариантные (общечеловеческие) аспекты духовно-нравственного воспитания детей.
Методы и формы духовно-нравственного воспитания : воспитание примером, воспитательная беседа, наставление, поучение, воспитательное воздействие через коллектив, воспитание трудом, обращение к совести, воспитание через принятие той или иной роли в сюжетно-ролевой игре, воспитание в процессе осуществления совместной продуктивной и трудовой деятельности
Современные методы, приёмы, средства и формы духовно-нравственного воспитания дошкольников: организация совместно-распределённой деятельности, стимулирование поведения, воспитательный диалог, совместное творческое дело
Современные программы духовно-нравственного воспитания детей в ДОУ:
Феноменологическое описание и психолого-педагогический анализ современных программ духовно-нравственного воспитания.
Методическое обеспечение современных программ духовно-нравственного воспитания.
Конкретные методики и формы организации воспитательной работы в ДОУ.
Популяризация программ духовно-нравственного воспитания среди родителей.
Диагностика воспитанности детей – морально-нравственное сознание.
Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования
Проблема духовно-нравственного воспитания детей является ключевой, системообразующей для отечественной педагогики, и, шире, культуры в целом. В наши дни («эпоха перемен»), вопросы правильной организации воспитания дошкольников, приобретают огромное значение, становятся сверхактуальными, поистине судьбоносными.
Духовно-нравственное воспитание – как «пробуждение подлинной сущности человека», сотрудничество детей и взрослых в поиске ответа на вопрос о целевой детерминации, смысле человеческого бытия («Во имя чего мы живём, зачем живу я?»). «Золотое правило нравственности».
Общие принципы духовно-нравственного воспитания: гуманизм, природосообразность, культуросообразность, экологичность (в широком смысле), светский характер, народность, и т.д. Принципы организации духовно-нравственного воспитания дошкольников: воспитание в деятельности; научность; сознательность; активность; целостность; последовательность; максимальное задействование наглядности (в т.ч. теоретической образной (символов, схем, «модельных представлений», умных образов); адекватность форм и методов воспитания возрастным и психологическим особенностям воспитанников; прочность усвоения морально-нравственных норм; связь воспитания с жизнью, практикой; индивидуализация; вариативность; возможность выбора.
Психолого-педагогическая характеристика инновационных (диалогических) подходов к духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста: мировоззренческие представления как основная «единица» анализа морально-нравственного сознания ребёнка. Генез мировоззренческих представлений в дошкольном детстве. Типология мировоззренческих представлений. Факторы, детерминирующие становление мировоззренческих представлений. Культурно-историческая и социальная обусловленность мировоззренческих представлений. Мировоззренческие представления, как психологические орудия (средства), позволяющие дошкольнику осознавать и контролировать собственное поведение в ситуациях морально-нравственного выбора.
О субъектах духовно-нравственного воспитания, дошкольник как субъект самовоспитания, оптимальный алгоритм взаимодействия субъектов воспитания
Непременный учёт «субъектности», «самости дитяти» (русские философы серебряного века) в процессе духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственное воспитание современных дошкольников – институциональный аспект: роль семьи, школы, общественных организаций, гражданского общества.
Необходимость координации усилий, подлинного диалога сторон в деле духовно-нравственного воспитания детей. Гуманистические идеи, педагогическая наука, всемерный учёт психологических особенностей ребёнка – как основания для поиска эффективных форм социального взаимодействия, партнёрства в духовно-нравственном воспитании детей.
Формы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей: родительские собрания на духовно-нравственные темы; сократические диалоги с родителями; открытые, совместные (родители – дети - педагоги) дискуссии; педагогический лекторий; вечера вопросов и ответов; посещение музеев; экскурсии; мониторинг мнения родителей по вопросам воспитания; индивидуальные консультации специалистов и т.д.
Нормативная база, цели, методы, приёмы, формы духовно-нравственного воспитания:
Документы, ориентирующие современного педагога в вопросах выбора содержания духовно-нравственного воспитания детей: «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Федеральный Закон «Об образовании».
Цели духовно-нравственного воспитания.
Культурно-историческая обусловленность и конкретно-исторический характер целей духовно-нравственного воспитания.
Инвариантные (общечеловеческие) аспекты духовно-нравственного воспитания детей.
Методы и формы духовно-нравственного воспитания : воспитание примером, воспитательная беседа, наставление, поучение, воспитательное воздействие через коллектив, воспитание трудом, обращение к совести, воспитание через принятие той или иной роли в сюжетно-ролевой игре, воспитание в процессе осуществления совместной продуктивной и трудовой деятельности
Современные методы, приёмы, средства и формы духовно-нравственного воспитания дошкольников: организация совместно-распределённой деятельности, стимулирование поведения, воспитательный диалог, совместное творческое дело
Современные программы духовно-нравственного воспитания детей в ДОУ:
Феноменологическое описание и психолого-педагогический анализ современных программ духовно-нравственного воспитания.
Методическое обеспечение современных программ духовно-нравственного воспитания.
Конкретные методики и формы организации воспитательной работы в ДОУ.
Популяризация программ духовно-нравственного воспитания среди родителей.
Диагностика воспитанности детей – морально-нравственное сознание.