Дошкольная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Понятия «нравственный» и «духовный» в педагогике определяются следующим образом: духовность - это состояние близости души, внутреннего мира человека к миру; нравственность - это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).
Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к окружающему миру, на постепенное восстановление целостной структуры личности,
самоопределение человека и совершенствование его в добродетели. Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и форм
взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции,
патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
1. Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства - «Уклонись от зла и сотвори благо»),
2. Гуманистическая направленность воспитания реализуется путем формирования отношения к себе, к миру (любовь кближним).
3. Природосообразностъ
4. Кулътуросообразностъ
5. Светский характер образования и законности.
Принципы организации занятий.
Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей,
систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход. Для реализации программы используются следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Дошкольная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Понятия «нравственный» и «духовный» в педагогике определяются следующим образом: духовность - это состояние близости души, внутреннего мира человека к миру; нравственность - это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).
Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к окружающему миру, на постепенное восстановление целостной структуры личности,
самоопределение человека и совершенствование его в добродетели. Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и форм
взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции,
патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
Принципы духовно-нравственного воспитания дошкольников.
1. Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства - «Уклонись от зла и сотвори благо»),
2. Гуманистическая направленность воспитания реализуется путем формирования отношения к себе, к миру (любовь кближним).
3. Природосообразностъ
4. Кулътуросообразностъ
5. Светский характер образования и законности.
Принципы организации занятий.
Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей,
систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход. Для реализации программы используются следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод используется во время:
Ø чтения педагогом рассказов;
Ø экскурсий в картинную галерею;
Ø рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
Ø проведения дидактических игр;
Ø экскурсий по городу, целевых прогулок;
Ø моделирования сказок.
Словесный методпредставляется наиболее эффективным в процессе
чтения литературных произведений воспитателем;
Ø чтения стихотворений детьми, воспитателем;
Ø бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
Ø ответов на вопросы педагога, детей;
Ø проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
Ø загадывания загадок;
Ø рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
Ø проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
Практический методиспользуется, когда необходимо организовывать продуктивную деятельность;
Ø провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
Ø организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
Ø провести экскурсии различной направленности;
Ø организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
Ø изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Формы работы с детьми:
Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
Проведение совместных праздников.
Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
Экскурсии, целевые прогулки (по городу, району, в областной центр).
Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.
Творческие вечера.