Николай Семёнович Гордие́нко (25 января 1929 с. Андреевка, Харьковская область — 10 ноября 2011 Санкт-Петербург) — российский религиовед, доктор философских наук, почетный профессор кафедры религиоведения РГПУ им. А. И. Герцена. Известен в первую очередь как специалист по истории русского православия, автор учебников по научному атеизму и материалов для пропагандистов атеизма, изданных в СССР. Имеет опубликованные работы по проблемам философии, этики, свободомыслия и религиоведения.
Родился 25 января 1929 г. в селе Андреевка Харьковская область, Кегичевский район в крестьянской семье.
Окончил философский факультет Ленинградского государственного университета в 1953 г. по специальности «преподаватель диалектического и исторического материализма».
По окончании университета в 1953—1957 гг. работал в ленинградской средней школе учителем.
В 1957—1967 гг. преподавал в Ленинградском санитарно-гигиенический медицинском институте.
В 1956 г. защитил кандидатская диссертацию по философии «Философские и логические взгляды А. И. Галича».
В 1970 г. защитил докторскую диссертацию по философии «Идеология современного православия»
С 1967 г. преподает в РГПУ им. А.И. Герцена на кафедре религиоведения (заведующий кафедрой научного атеизма, этики и эстетики при Ленинградском педагогическом институте им. Герцена.[6]), где имеет звание почётного профессора с 1997 года.
Председатель университетского Совета по направлению «Человек, среда, общество» (с 1972 г.)
Руководитель научно-педагогической школы «Роль религии в современном обществе» в Ленинградском Государственном Университете им. А. С. Пушкина
Член редакционного совета серии «ФИЛОСОФИЯ» научного журнала «ВЕСТНИК Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина»
Почётный председатель Научно-методического совета по религиоведению Санкт-Петербургской городской и Ленинградской областной организаций общества «Знание» Российской Федерации, председатель секции религиоведения.
Ведущий научный сотрудник Государственного музея истории религии.
Председатель Санкт-Петербургского городского отделения Российского объединения исследователей религии.
Действительный член Международной академии информатизации (1996).
Член трёх докторских диссертационных советов.
Основная тематика научных исследований: пропаганда атеизма; история русского православия; проблемы философии, этики, свободомыслия и религиоведения. Опубликовано около 300 научных работ
Выступал в качестве эксперта-религиоведа во время судебного слушания в Головинском районном суде Северного АО г. Москвы по делу организации Свидетели Иеговы.
В ЦГПБ им. В. В. Маяковского 2 декабря 2004 г. при поддержке Российского гуманистического общества прочитал лекцию «Взаимоотношения церкви и государства в современной России: теория и практика». О светском характере российского государства. Нормы Конституции РФ и их реализация. Проблемы конфессиональных отношений.
Выступил с докладом о деятельности кафедры религиоведения РГПУ им. А. И. Герцена на проходившей в 21-22 февраля 2005 г. II международной научной конференции, посвящённой проблемам взаимоотношений государства и религиозных объединений в странах Северо-Западной Европы
Принял участие в, устроенном 15 марта 2006 г. московской организацией сайентологов, круглом столе «Влияние религии в современном обществе» где рассказал о своей второй поездке в Великобританию на межрелигиозный конгресс. На этом конгрессе представители религиозных конфессий отметили деятельность Л Рона Хаббарда, как величайшего гуманиста. Николай Семёнович вручил представителю Саентологической организации Москвы благодарность Рону Хаббарду в связи 95-летием со дня рождения последнего.
Выступил с докладом о Православии и РПЦ на проходившей 16-17 апреля 2007 г. IV международной конференция «Религиозная ситуация на северо-западе России и в странах Балтии: традиции и современность»Религия и гражданское общество.
Выступил с докладом 4 июля 2008 года на проходившей в Санкт-Петербурге, под эгидой Международной Ассоциацией Религиозной Свободы, Международной научно-практической конференции «Реализация Всеобщей Декларации прав человека в России», посвященной 60-летию принятия Всеобщей Декларации прав человека.
Принял участие в проходившей 12 февраля 2009 г. в Арт-гостиной при Союзе Художников Санкт-Петербурга выставке «Фотоописание жизни и работ Л.Рона Хаббарда». По поводу выставки сказал, что «Я имел возможность побывать в том месте, где жил и работал Рон Хаббард в Сент-Хилле, в Англии, и убедиться в том, как много людей посещают это место, приобщаются к его гуманистическим идеям и образу жизни. И поэтому крайне желательно, чтобы как можно больше людей знакомились с его идеями и использовали их в своей жизни и деятельности».
Принял участие в открытие межконфессионального фестиваля «Свет Рождества» проходившего 9 января 2009 г.при поддержке научно-методического отдела по религиоведению общества «Знание» Санкт-Петербурга и Ленинградской области. в помещении Новоапостольской церкви, по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский проспект, 113.
В приветственной речи он сказал:
«Я рад, что не только разногласия существуют в христианской среде, но когда люди с разными оттенками одной и той же веры осознают свою общность, происходит единение, сплочение. Сегодняшнее мероприятие как раз это и демонстрирует, демонстрирует силу души, которая особенно нужна в условиях разъединенного, современного мира. Любые проявления солидарности и сплоченности стабилизирует нашу жизнь и общество. Поздравляю с Рождеством и желаю, чтобы такие мероприятия проходили как можно чаще».
— СОСТОЯЛСЯ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «СВЕТ РОЖДЕСТВА»
Принял участие в VIII международной научно-практической конференции «Россия XXI века: свобода совести, религии и церкви», где совместно с М. И. Одинцовым презентовал седьмое издание сборника РОИР «Свобода совести в России: современный и исторический аспекты». Первый раздел Сборника посвящен 25 -летию образования саентологической группы в России, статьи об основателе Саентологии — Л. Роне Хаббарде, экспертизы по саентологии, её истории в России, и прочее. По поводу издания Н. С. Гордиенко заявил:
«заложенная традиция успешно продолжается. Существует уверенность, что этот сборник, отнюдь, не последний в серии. И, наверняка, он инициирует приобщение к этому виду деятельности нового поколения религиоведов»
— Новый сборник Объединения исследователей религии, посвящённый свободе совести, вышел в свет
Выступил с докладом «Философское осмысление свободы совести и способов её реализации в современной России» на проходившей 25-26 сентября 2009 года в Санкт-Петербурге Научно-практической конференция с международным участием «Свобода совести и вероисповедания: правовые аспекты».
Принял участие в форуме посвященному 100-летию принятия Высочайшего указа Правительствующему Сенату от 17 апреля 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости».
Адвокат А. В. Пчелинцев после встречи с Гордиенко сказал, что:
«Я лично познакомился с Николаем Семеновичем Гордиенко. Я читал многие его работы и с глубоким уважением отношусь к его деятельности, к его научной объективности. Когда мы с ним здесь познакомились, мы обсудили массу вопросов, и я просто сказал ему спасибо за его работу, за то, что он делает. Это действительно ученый с большой буквы».
— Иосиф Перов Интервью с Анатолием Васильевием Пчелинцевым//RUSSIAN SOCIETY NEWS, 17-20 марта 2005 года
По мнению историка Кривовой Н.А.
Крупные теоретические работы философов-атеистов непосредственно не освещали тему истории отношений власти и церкви, но в специальных разделах своих работ об эволюции этих отношений определяли методологические позиции, которые легли в основу советской историографии проблемы 22. Философы, как правило, вели исследования без взаимосвязи с другими учеными, в том числе историками, без опоры на архивные источники, не использовали новый фактический материал, а повторяли известные по историографии предыдущих десятилетий факты и схемы. Практически во всех трудах этого направления характер государственно-церковных отношений и история самой православной церкви были грубо искажены. Особо ярким образцом таких исследований являются многочисленные работы доктора философских наук Н. С. Гордиенко, в которых рассматривается проблема эволюции отношений между государством и церковью
— Кривова Н.А Власть и Церковь в 1922-1925 гг. Политбюро и ГПУ в борьбе за церковные ценности и политическое подчинение духовенства. М., 1997
По мнению А. Л. Дворкина - нынешний клан сектозащитников (таких, например, как С.Иваненко, Н.Гордиенко или Е.Балагушкин) почти поголовно происходит из профессиональных «антирелигиозников» — пропагандистов «научного» атеизма.
— 2. «Тайное знание» для всех Глава 21. Движение «Нью эйдж» Раздел седьмой. Культы «Новой эры»(книги «Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования». (Издание 3-е, переработанное и дополненное) — Нижний Новгород.:Издательство братства во имя св. князя Александра Невского,2002 г.)
По мнению Ассоциации защиты семей и лиц от негативных информационно-психологических воздействий
Наш город продолжает оправдывать известное всей России название «Сект-Петербург» и тем, что наш губернатор не только не считается с мнением 10000 граждан, требующих запретить строительство 4-го Центра Свидетелей Иеговы в парке «Удельный», но и тем, что подписал распоряжение об Экспертном совете по взаимодействию с религиозными объединениями, состоящем полностью из яростных защитников сектантства под руководством Порецкиной Э. Н. Это председатель Экспертного совета профессор Гордиенко Н. С., который по его же собственным словам всю жизнь писал против православия. Теперь он служит культам, видимо, хорошо оплачивающим его работу на всех проводимых в городе пресс-конференциях в защиту сект и на презентациях «прогрессивных» учений каждой секты, которые Гордиенко Н. С. устраивает на ежемесячных заседаниях Гуманитарного Центра общества «Знание» в присутствии Порецкиной Э. Н.
— Обращение Ассоциации защиты семей и лиц от негативных информационно-психологических воздействий №28 от 15 июля 1998 г. к губернатору Санкт-Петербурга Яковлеву В.А.
Николай Семёнович Гордие́нко (25 января 1929 с. Андреевка, Харьковская область — 10 ноября 2011 Санкт-Петербург) — российский религиовед, доктор философских наук, почетный профессор кафедры религиоведения РГПУ им. А. И. Герцена. Известен в первую очередь как специалист по истории русского православия, автор учебников по научному атеизму и материалов для пропагандистов атеизма, изданных в СССР. Имеет опубликованные работы по проблемам философии, этики, свободомыслия и религиоведения.
Родился 25 января 1929 г. в селе Андреевка Харьковская область, Кегичевский район в крестьянской семье.
Окончил философский факультет Ленинградского государственного университета в 1953 г. по специальности «преподаватель диалектического и исторического материализма».
По окончании университета в 1953—1957 гг. работал в ленинградской средней школе учителем.
В 1957—1967 гг. преподавал в Ленинградском санитарно-гигиенический медицинском институте.
В 1956 г. защитил кандидатская диссертацию по философии «Философские и логические взгляды А. И. Галича».
В 1970 г. защитил докторскую диссертацию по философии «Идеология современного православия»
С 1967 г. преподает в РГПУ им. А.И. Герцена на кафедре религиоведения (заведующий кафедрой научного атеизма, этики и эстетики при Ленинградском педагогическом институте им. Герцена.[6]), где имеет звание почётного профессора с 1997 года.
Председатель университетского Совета по направлению «Человек, среда, общество» (с 1972 г.)
Руководитель научно-педагогической школы «Роль религии в современном обществе» в Ленинградском Государственном Университете им. А. С. Пушкина
Член редакционного совета серии «ФИЛОСОФИЯ» научного журнала «ВЕСТНИК Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина»
Почётный председатель Научно-методического совета по религиоведению Санкт-Петербургской городской и Ленинградской областной организаций общества «Знание» Российской Федерации, председатель секции религиоведения.
Ведущий научный сотрудник Государственного музея истории религии.
Председатель Санкт-Петербургского городского отделения Российского объединения исследователей религии.
Действительный член Международной академии информатизации (1996).
Член трёх докторских диссертационных советов.
Основная тематика научных исследований: пропаганда атеизма; история русского православия; проблемы философии, этики, свободомыслия и религиоведения. Опубликовано около 300 научных работ
Выступал в качестве эксперта-религиоведа во время судебного слушания в Головинском районном суде Северного АО г. Москвы по делу организации Свидетели Иеговы.
В ЦГПБ им. В. В. Маяковского 2 декабря 2004 г. при поддержке Российского гуманистического общества прочитал лекцию «Взаимоотношения церкви и государства в современной России: теория и практика». О светском характере российского государства. Нормы Конституции РФ и их реализация. Проблемы конфессиональных отношений.
Выступил с докладом о деятельности кафедры религиоведения РГПУ им. А. И. Герцена на проходившей в 21-22 февраля 2005 г. II международной научной конференции, посвящённой проблемам взаимоотношений государства и религиозных объединений в странах Северо-Западной Европы
Принял участие в, устроенном 15 марта 2006 г. московской организацией сайентологов, круглом столе «Влияние религии в современном обществе» где рассказал о своей второй поездке в Великобританию на межрелигиозный конгресс. На этом конгрессе представители религиозных конфессий отметили деятельность Л Рона Хаббарда, как величайшего гуманиста. Николай Семёнович вручил представителю Саентологической организации Москвы благодарность Рону Хаббарду в связи 95-летием со дня рождения последнего.
Выступил с докладом о Православии и РПЦ на проходившей 16-17 апреля 2007 г. IV международной конференция «Религиозная ситуация на северо-западе России и в странах Балтии: традиции и современность»Религия и гражданское общество.
Выступил с докладом 4 июля 2008 года на проходившей в Санкт-Петербурге, под эгидой Международной Ассоциацией Религиозной Свободы, Международной научно-практической конференции «Реализация Всеобщей Декларации прав человека в России», посвященной 60-летию принятия Всеобщей Декларации прав человека.
Принял участие в проходившей 12 февраля 2009 г. в Арт-гостиной при Союзе Художников Санкт-Петербурга выставке «Фотоописание жизни и работ Л.Рона Хаббарда». По поводу выставки сказал, что «Я имел возможность побывать в том месте, где жил и работал Рон Хаббард в Сент-Хилле, в Англии, и убедиться в том, как много людей посещают это место, приобщаются к его гуманистическим идеям и образу жизни. И поэтому крайне желательно, чтобы как можно больше людей знакомились с его идеями и использовали их в своей жизни и деятельности».
Принял участие в открытие межконфессионального фестиваля «Свет Рождества» проходившего 9 января 2009 г.при поддержке научно-методического отдела по религиоведению общества «Знание» Санкт-Петербурга и Ленинградской области. в помещении Новоапостольской церкви, по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский проспект, 113.
В приветственной речи он сказал:
«Я рад, что не только разногласия существуют в христианской среде, но когда люди с разными оттенками одной и той же веры осознают свою общность, происходит единение, сплочение. Сегодняшнее мероприятие как раз это и демонстрирует, демонстрирует силу души, которая особенно нужна в условиях разъединенного, современного мира. Любые проявления солидарности и сплоченности стабилизирует нашу жизнь и общество. Поздравляю с Рождеством и желаю, чтобы такие мероприятия проходили как можно чаще».
— СОСТОЯЛСЯ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «СВЕТ РОЖДЕСТВА»
Принял участие в VIII международной научно-практической конференции «Россия XXI века: свобода совести, религии и церкви», где совместно с М. И. Одинцовым презентовал седьмое издание сборника РОИР «Свобода совести в России: современный и исторический аспекты». Первый раздел Сборника посвящен 25 -летию образования саентологической группы в России, статьи об основателе Саентологии — Л. Роне Хаббарде, экспертизы по саентологии, её истории в России, и прочее. По поводу издания Н. С. Гордиенко заявил:
«заложенная традиция успешно продолжается. Существует уверенность, что этот сборник, отнюдь, не последний в серии. И, наверняка, он инициирует приобщение к этому виду деятельности нового поколения религиоведов»
— Новый сборник Объединения исследователей религии, посвящённый свободе совести, вышел в свет
Выступил с докладом «Философское осмысление свободы совести и способов её реализации в современной России» на проходившей 25-26 сентября 2009 года в Санкт-Петербурге Научно-практической конференция с международным участием «Свобода совести и вероисповедания: правовые аспекты».
Принял участие в форуме посвященному 100-летию принятия Высочайшего указа Правительствующему Сенату от 17 апреля 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости».
Адвокат А. В. Пчелинцев после встречи с Гордиенко сказал, что:
«Я лично познакомился с Николаем Семеновичем Гордиенко. Я читал многие его работы и с глубоким уважением отношусь к его деятельности, к его научной объективности. Когда мы с ним здесь познакомились, мы обсудили массу вопросов, и я просто сказал ему спасибо за его работу, за то, что он делает. Это действительно ученый с большой буквы».
— Иосиф Перов Интервью с Анатолием Васильевием Пчелинцевым//RUSSIAN SOCIETY NEWS, 17-20 марта 2005 года
По мнению историка Кривовой Н.А.
Крупные теоретические работы философов-атеистов непосредственно не освещали тему истории отношений власти и церкви, но в специальных разделах своих работ об эволюции этих отношений определяли методологические позиции, которые легли в основу советской историографии проблемы 22. Философы, как правило, вели исследования без взаимосвязи с другими учеными, в том числе историками, без опоры на архивные источники, не использовали новый фактический материал, а повторяли известные по историографии предыдущих десятилетий факты и схемы. Практически во всех трудах этого направления характер государственно-церковных отношений и история самой православной церкви были грубо искажены. Особо ярким образцом таких исследований являются многочисленные работы доктора философских наук Н. С. Гордиенко, в которых рассматривается проблема эволюции отношений между государством и церковью
— Кривова Н.А Власть и Церковь в 1922-1925 гг. Политбюро и ГПУ в борьбе за церковные ценности и политическое подчинение духовенства. М., 1997
По мнению А. Л. Дворкина - нынешний клан сектозащитников (таких, например, как С.Иваненко, Н.Гордиенко или Е.Балагушкин) почти поголовно происходит из профессиональных «антирелигиозников» — пропагандистов «научного» атеизма.
— 2. «Тайное знание» для всех Глава 21. Движение «Нью эйдж» Раздел седьмой. Культы «Новой эры»(книги «Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования». (Издание 3-е, переработанное и дополненное) — Нижний Новгород.:Издательство братства во имя св. князя Александра Невского,2002 г.)
По мнению Ассоциации защиты семей и лиц от негативных информационно-психологических воздействий
Наш город продолжает оправдывать известное всей России название «Сект-Петербург» и тем, что наш губернатор не только не считается с мнением 10000 граждан, требующих запретить строительство 4-го Центра Свидетелей Иеговы в парке «Удельный», но и тем, что подписал распоряжение об Экспертном совете по взаимодействию с религиозными объединениями, состоящем полностью из яростных защитников сектантства под руководством Порецкиной Э. Н. Это председатель Экспертного совета профессор Гордиенко Н. С., который по его же собственным словам всю жизнь писал против православия. Теперь он служит культам, видимо, хорошо оплачивающим его работу на всех проводимых в городе пресс-конференциях в защиту сект и на презентациях «прогрессивных» учений каждой секты, которые Гордиенко Н. С. устраивает на ежемесячных заседаниях Гуманитарного Центра общества «Знание» в присутствии Порецкиной Э. Н.
— Обращение Ассоциации защиты семей и лиц от негативных информационно-психологических воздействий №28 от 15 июля 1998 г. к губернатору Санкт-Петербурга Яковлеву В.А.