Есть такая китайская мудрость: "Скажи мне - и я забуду, покажи мне и - я запомню, вовлеки меня - и я научусь". На мой взгляд, она вполне может стать девизом проектной методики. Большинство известных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса - учителя, ученика и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту - совершенно особые. Они заключены в очень точной словесной формуле - это "пять П": проблема - проектирование - поиск информации - продукт - презентация. Организация процесса познания именно таким путем должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности. А это очень значимо и ценно сегодня в нашей педагогической деятельности. Чтобы добиться такого результата необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая к этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты. Все это не маловажно для дальнейшего жизненного успеха наших учеников в любой сфере деятельности. Причем, как показывает опыт, работа в проекте изменяет, мотивирует, инициирует творчество не только одаренных учащихся, но и тех, которые были как бы "в тени", в группе "неперспективных". Я думаю, что из всех нововведений в образовании именно проектно-исследовательская деятельность на практике ведет к изменению как ученика, так и учителя, а точнее позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора и соучастника увлекательной поисковой, исследователькой работы. В этой позиции равноправного сотрудничества ученика и учителя необходимо не навязывать свои идеи, а провоцировать познавательную самостоятельность и творческую активность. Очевидно, что все новое требует от учителя дополнительных усилий, трудов, эмоционального напряжения, но, когда ты видишь результат: искрящиеся глаза учеников, их полет мысли, возросший интерес к твоему предмету, то чувствуешь удовлетворение, "крылышки за спиной. А что еще может быть важнее в нашей многотрудной, но такой радостной и светлой учительской работе. Это мой первый опыт участия в дистанционном семинаре. И я с уверенностью могу сказать, что все приобретенное в процессе работы семинара в дальнейшем даст свои плоды.
Благодарю всех коллег за творческий опыт, труды, доброжелательность. ОГРОМНОЕ СПАСИБО нашему организатору и куратору Антонине Александровне!
Эссе
Есть такая китайская мудрость: "Скажи мне - и я забуду, покажи мне и - я запомню, вовлеки меня - и я научусь". На мой взгляд, она вполне может стать девизом проектной методики. Большинство известных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса - учителя, ученика и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту - совершенно особые. Они заключены в очень точной словесной формуле - это "пять П": проблема - проектирование - поиск информации - продукт - презентация. Организация процесса познания именно таким путем должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности. А это очень значимо и ценно сегодня в нашей педагогической деятельности. Чтобы добиться такого результата необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая к этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты. Все это не маловажно для дальнейшего жизненного успеха наших учеников в любой сфере деятельности. Причем, как показывает опыт, работа в проекте изменяет, мотивирует, инициирует творчество не только одаренных учащихся, но и тех, которые были как бы "в тени", в группе "неперспективных". Я думаю, что из всех нововведений в образовании именно проектно-исследовательская деятельность на практике ведет к изменению как ученика, так и учителя, а точнее позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора и соучастника увлекательной поисковой, исследователькой работы. В этой позиции равноправного сотрудничества ученика и учителя необходимо не навязывать свои идеи, а провоцировать познавательную самостоятельность и творческую активность. Очевидно, что все новое требует от учителя дополнительных усилий, трудов, эмоционального напряжения, но, когда ты видишь результат: искрящиеся глаза учеников, их полет мысли, возросший интерес к твоему предмету, то чувствуешь удовлетворение, "крылышки за спиной. А что еще может быть важнее в нашей многотрудной, но такой радостной и светлой учительской работе. Это мой первый опыт участия в дистанционном семинаре. И я с уверенностью могу сказать, что все приобретенное в процессе работы семинара в дальнейшем даст свои плоды.
Благодарю всех коллег за творческий опыт, труды, доброжелательность. ОГРОМНОЕ СПАСИБО нашему организатору и куратору Антонине Александровне!