КАНИКУЛЫ: МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА В ОГРОМНОМ ШКОЛЬНОМ МИРЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Е.В.Шадрина, библиограф библиотеки ГОУ ДПО НИРО
«Жизнь давно сформулировала основную задачу организации отдыха детей: летний отдых должен быть интересным и полезным», - пишет А.Левитская, директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России, и далее раскрывает основные направления государственной политики в области организации летнего отдыха детей [23].
Среди социально значимых приоритетов государственной политики в области образования и воспитания значится формирование здорового образажизни, поэтому все больше внимания и в методической литературе, и в периодике уделяется проблемам здоровьесбережения [9, 13, 17, 26, 33, 41, 47, 50, 52]. Обеспечение занятости детей как эффективное средство профилактики правонарушений также находит свое отражение в публикациях на страницах журналов и различных методических пособий [7, 10, 27, 28, 29, 42]. Не менее значимая педагогическая задача — развить индивидуальные способности детей, дополнить школьное образование, дать ребятам возможность проявить себя в новой сфере, найти дело по душе [1, 2, 8, 11, 12, 16, 18]. Особенно актуальной стала последнее годы тема гражданско-патриотического воспитания, организация военно-спортивных лагерей (в том числе для «трудных» подростков)[8, 20, 38, 49].Другое направление работы — выявление и поддержка одарённых и талантливых детей: это направление реализуется в профильных лагерях, профильных сменах, деятельности отрядов технического и художественного творчества, историко-краеведческих, экологических [4,18,19, 24, 25,39,45,46,48,51]. Ещё одно направление — создание условий для летнего отдыха и оздоровления детей, попавших в трудную жизненную ситуацию (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «трудных» подростков, детей с ограниченными возможностями здоровья) [5,9,17]. Для кадрового обеспечения летнего отдыха детей возрождается старая традиция участия в детской летней оздоровительной кампании студентов педагогических вузов [6, 11, 15, 21, 34-37, 40,43-46].
Предлагаемый вниманию педагогов дополнительного образования и организаторам летнего отдыха детей библиографический материал содержит необходимую информацию об изданиях по этой теме, с которыми можно познакомиться в библиотеке ГОУ ДПО НИРО. Библиографический список частично аннотирован и включает информацию о публикациях, относящихся в основном к периоду 2008-2010 гг.
«Лазурный»: 10 лет вместе.- Н.Новгород: Изд-во «Педагогические технологии»,2005.-104с.
Авсеенко, Н.Л. Создаем конкурентную среду в сфере летнего отдыха, оздоровления и занятости / Н.Л. Авсеенко //Народное образование [Электронная версия].-2010.-№3.-С.66-67.
Азбука вожатого. Сборник методических материалов по организации детского отдыха / авт.-сост.: Е.М. Шпоркина. - Н. Новгород: Изд-во «Педагогические технологии»,2009.-96с.
Аракелян, Ю.А. Территория лета – легко, если ты активный! / Ю.А. Аракелян, Т.В. Тютина [О новых педагогических формах работы в летнем лагере: школа креативной активности, союз физической активности, союз творческих сил и т.д.] // Народное образование [Электронная версия].-2010.-№3.-С.211-216.
Астахова, Н.И. Летняя школа "Преодоление" - подготовка в вузы абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья / Н.И. Астахова // Народное образование (электронная версия).-2010.-№6.-С.161-168.
Астахова, Н.И. Инструктив – это классно! / Н.И.Астахова [Подготовка будущих педагогов к летней педагогической практике] //Народное образование [Электронная версия].- 2010.-№3.-С.161-163.
Безверхий, А.А. Летний поисково-исследовательский лагерь «Крепкий орешек» / А.А.Безверхий, С.Н. Ценюга, Ю.С. Ценюга [Организация социального воспитания в летнем поисковом лагере-общине] // Народное образование [Электронная версия].-2010.-№3.-С.187-195.
Болдырева, Е.М. Растим гражданина России / Е.М. Болдырева, Н.В. Лукьянчикова [О грамотной организации образовательной деятельности в загородном лагере, раскрывающей креативность детей и подростков, педагогический потенциал взрослых] // Народное образование [Электронная версия].-2010.-№3.-С.167-176.
Вараксин В.Н. Организация отдыха и досуговой деятельности детей: пособие для работников детских оздоровительных центров / В.Н. Вараксин [Рекомендации для овладения навыками общения с подростками, о воспитании многогранной творческой личности; методика составления планов работы отряда и создания отрядных уголков: описание различных развивающих игр].- М.: Школьная пресса , 2006.
Гузенко, А.П. Банк социальных инициатив / П.П. Гузенко [О методике достижения результатов в области социально ориентированной деятельности подростков детском лагере «Звездный»] //Народное образование [Электронная версия].-2010.-№3.-С.217-226.
Дополнительное образование в летнем лагере: авторские программы, занятия кружков / авт.-сост.: И.В. Куц. [Из опыта работы Всероссийского детского центра «Орленок»]. - Волгоград: Учитель,2007.-166с.
Ермилин, А.И. Продуктивное лето школьников в академическом институте / А.И. Ермилин [Об опыте детского оздоровительного образовательного лагеря им. Н.С. Талалушкина в Н.Новгороде] // Народное образование [Электронная версия].-2010.-№3.-С.145-148.
Ермолин, А.А. Летняя школа инновационного бизнеса и монетизации интеллектуальных разработок "Кре@ тово"/ А.А. Ермолин // PR в образовании.-2010.-№3.-С.4-27.
Как сделать отдых детей незабываемым праздником: материалы авторских смен / авт.-сост.: А.П. Гузенко, О.В. Караваева, Л.В. Юров, Е.В. Васильев [Из опыта работы Всероссийского детского центра «Орленок»]. - Волгоград: Учитель,2007.-282с.
Киселев, Е.В. «Волна отношений» в детском оздоровительном лагере / Е.В.Киселева, Н.Н.Киселев [О налаживании эмоционального взаимопонимания в оздоровительном лагере] //Народное образование [Электронная версия].-2010.-№3.-С.260-262.
Косова, В.В. Талантливые дети и продуктивный отдых [О каникулах как своеобразной социальной системе с устойчивыми связями и внутренним единством элементов] /В.В.Косова //Народное образование [Электронная версия].- 2010.-№3.-С.164-166.
Кравцова, С.Т. Школа-семинар как форма летнего отдыха детей / С.Т. Кравцов // Воспитание школьников.-2011.-№1.-С.57-58.
Левитская, А.А. Лето – 2010/А.А. Левитская [Об основных направлениях деятельности летних лагерей в 2010 г.] // Народное образование [Электронная версия].-2010.-№3.-С.11-14.
Лесконог, Н. Детские и молодежные профильные лагеря РФ: многоуровневая система / Н. Лесконог //Народное образование.-2009.-№3.-С.32-37.
Лесконог, Н. Конкурсный отбор участников специализированных профильных смен Росмолодежи / Н. Лесконог //Народное образование [Электронная версия].- 2010.-№3.-С.49-53.
Лето больших надежд: Система отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Нижегородской области в 2006 году / Е.Л. Родионова.- Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр,2006.
Лето больших надежд: система отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Нижегородской области в 2006 году/ Департамент образования Нижегородской области.- Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр,2006.-188с.
Лизинский, В.М. Личностный подход к воспитанию в летнем лагере / В.М. Лизинский // Классный руководитель.-2007.-№4.-С.77-80.
Любезнова, Л.В. Неучтенные ресурсы воспитания / Л.В. Любезнова [Об опыте работы выездного школьного лагеря] //Народное образование [Электронный ресурс].-2010.-№3.-С.196-201.
Можейко, О.В. Организация аналитической работы с детьми во временном детском объединении: методическое пособие для педагогов. Ч.1. /О.В. Можейко. - М.: АПКиПРО,2009.-52с.- (Биб-ка журнала «Методист».-2009.-№2).
Можейко, О.В. Организация аналитической работы с детьми во временном детском объединении: методическое пособие для педагогов. Ч.2. /О.В. Можейко. - М.: АПКиПРО,2009.-52с.- (Биб-ка журнала «Методист».-2009.-№3).
Огромный мир - лето: Система отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Нижегородской области в 2007 году/ Департамент образования Нижегородской области.- Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007.-[140c.]
Опарина Н.А. Педагогическое руководство культурно-досуговой деятельностью школьников / Н.А. Опарина.- М: Издательство Сентябрь ,2007.
Панченко, С. Высокая планка вожатского мастерства / С. Панченко //Народное образование.-2009.-№3.-С.132-136.
Паскаль, М. В. Размышления о качестве лагеря / М.В. Паскаль [О проектировании деятельности лагеря, индикаторах качества услуг] //Народное образование [Электронная версия].- 2010.-№3.-С.77-84.
Питина, Т.П. Вожатый – лидер / Т.П. Питина //Народное образование [Электронная версия].-2010.-№3.-С.265-267.
Программы деятельности международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – федерация детских организаций» (СПО-ФДО)/ авт.-сост.: А.В. Волохов, В.Н. Кочергин, И.И. Фришман. - Н.Новгород : Изд-во «Педагогические технологии»,2009.-148с.
Профильный лагерь: от идеи до воплощения. Опыт работы учреждений системы образования Нижегородской области / Мин-во образования Нижегородской обл. - Н.Новгород : Нижегородский институт развития образования,2008. - 294с.
Рынкевич, И.М. Педагогический «изюм» для тех, кто собирается работать в лагере / И.М. Рынкевич [О создании педагогического отряда «Параллели» для работы в детском летнем лагере] // Народное образование [Электронная версия].-2010.-№3.-С.231-237.
Сысоева, М.Е. Организация летнего отдыха детей: учебно-методич. пособие / М.Е. Сысоева [О правах и обязанностях воспитателя (вожатого) в оздоровительном лагере; приводятся нормативные документы, регламентирующие деятельность лагеря, и др.]. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС,2003. - 176с.
Тематическая смена. Фестиваль визуальных искусств: практические организационные материалы в помощь отрядному вожатому /авт.-сост. Ю.Д. Беляков и др.- М.: Учитель,2007.
Тематическая смена. Фестиваль визуальных искусств: практические организационные материалы в помощь отрядному вожатому / авт.-сост.: Ю.Д. Беляков, О.А. Винокурова : [Из опыта работы Всероссийского детского центра «Орленок»]. - Волгоград: Учитель,2007.-153с.
Торшин, В.Н. Детские оздоровительные лагеря / В.Н. Торшин //Народное образование [Электронная версия].- 2010.-№3.-С.68-72.
Фришман, И.И. Профильный лагерь: системный взгляд / И.И. Фришман [О развитии инфраструктуры и упорядоченной деятельности по подготовке кадров для профильных лагерей] //Народное образование [Электронная версия].-2010.-№3.-C.85-95.
Хабаров, В.В. «Живая история», или Лето в музее / В.В. Хабаров [О работе профильного лагеря] //Народное образование [Электронная версия].-2010.-№3.-С.249-252.
Чагина, Н.С. Методические рекомендации для вожатых детских оздоровительных лагерей / Н.С. Чагина [Теоретический, практический и диагностический разделы методических рекомендаций содержат материал в помощь организации как загородных, так и городских оздоровительных лагерей]. - М.: АПКиПРО, 2008. - 60с.- (Биб-ка журнала «Методист»).
Школа интересных каникул / авт.-сост.: С.Г. Огнева, О.В. Артемкина, С.Г. Степанец, И.С. Лаврентьева, Л.В. Бучкова [О создании смен лидерской направленности, условий для развития инициативы, управленческих умений; о методах и средствах диагностики лидерского потенциала]. - Волгоград: Учитель,2007.-206с.
Яновская, Г.В.Летняя оздоровительная кампания 2009 года / Г.В.Яновская //Народное образование [Электронная версия].-20010.-№3.-С.29-32.
niro.nnov.ru
КАНИКУЛЫ: МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА В ОГРОМНОМ ШКОЛЬНОМ МИРЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Е.В.Шадрина, библиограф библиотеки ГОУ ДПО НИРО
«Жизнь давно сформулировала основную задачу организации отдыха детей: летний отдых должен быть интересным и полезным», - пишет А.Левитская, директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России, и далее раскрывает основные направления государственной политики в области организации летнего отдыха детей [23].
Среди социально значимых приоритетов государственной политики в области образования и воспитания значится формирование здорового образа жизни, поэтому все больше внимания и в методической литературе, и в периодике уделяется проблемам здоровьесбережения [9, 13, 17, 26, 33, 41, 47, 50, 52]. Обеспечение занятости детей как эффективное средство профилактики правонарушений также находит свое отражение в публикациях на страницах журналов и различных методических пособий [7, 10, 27, 28, 29, 42]. Не менее значимая педагогическая задача — развить индивидуальные способности детей, дополнить школьное образование, дать ребятам возможность проявить себя в новой сфере, найти дело по душе [1, 2, 8, 11, 12, 16, 18]. Особенно актуальной стала последнее годы тема гражданско-патриотического воспитания, организация военно-спортивных лагерей (в том числе для «трудных» подростков)[8, 20, 38, 49].Другое направление работы — выявление и поддержка одарённых и талантливых детей: это направление реализуется в профильных лагерях, профильных сменах, деятельности отрядов технического и художественного творчества, историко-краеведческих, экологических [4,18,19, 24, 25,39,45,46,48,51]. Ещё одно направление — создание условий для летнего отдыха и оздоровления детей, попавших в трудную жизненную ситуацию (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «трудных» подростков, детей с ограниченными возможностями здоровья) [5,9,17]. Для кадрового обеспечения летнего отдыха детей возрождается старая традиция участия в детской летней оздоровительной кампании студентов педагогических вузов [6, 11, 15, 21, 34-37, 40,43-46].
Предлагаемый вниманию педагогов дополнительного образования и организаторам летнего отдыха детей библиографический материал содержит необходимую информацию об изданиях по этой теме, с которыми можно познакомиться в библиотеке ГОУ ДПО НИРО. Библиографический список частично аннотирован и включает информацию о публикациях, относящихся в основном к периоду 2008-2010 гг.