Современную эпоху называют «информационной эпохой», так как самым важным продуктом становится информация. Перед школьным образованием стоит проблема – подготовить школьников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получать образование с использованием информационных технологий обучения. Задачей учителя является сформировать у ученика информационную компетентность – одно из основных приоритетов в современном образовании. Одним из способов решения этой задачи, на мой взгляд, является использование проектной технологии.
Современная теория обучения пока не располагает достаточными средствами, для того чтобы с необходимой точностью и надежностью учесть и оценить уровень творческих способностей школьника. Однако психологами уже установлено, что наиболее достоверными признаками, характеризующими этот уровень, является степень развития всех видов памяти, внимания, воображения, мышления и речи, а также способность ученика к анализу и синтезу, обобщению, конкретизации и абстрагированию. На развитие этих важных качеств умственной деятельности и ориентирован метод проектов, применение которого позволяет сделать урок ярким, насыщенным, запоминающимся.
По наблюдениям, сделанным современными учеными, любая образовательная технология включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые она опирается; системы действий учителя и ученика; критерии оценки и качественно новый результат.
Как показало изучение истории метода проектов, обучение должно состоять в предоставлении учащимся максимальных возможностей для самостоятельного поиска и усвоения информации. Стихийный поиск необходимого материала считался наиболее характерным и естественным для ребенка. На этапе зарождения метода проектов Дж. Дьюи утверждал, что познавательной активности вполне достаточно для полноценного интеллектуального развития и образования. Метод проектов в XXвеке получил второе «рождение», так как произошло массовое развитие активных форм обучения, рассчитанных на развитие творческих способностей обучаемых.
Цель проектного обучения, на мой взгляд, состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: 1) самостоятельно и с желанием приобретают недостающие знания из разных источников; 2) учатся пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач; 3) приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; 4) развивают у себя исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации из литературы, документов и т.д.), наблюдение, эксперимент, анализ, построение гипотез, обобщение; 5) развивают аналитическое мышление. ню и обобщению и конкретизации,онкретизации, абстрагированию.иния, воображения, мышления и речи, а также способность ученика к
В основе проектного обучения лежит принцип гуманизма; в центре внимания находится ученик, развитие его творческих способностей. Образовательный процесс должен строиться, по мнению современных ученых, в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, это повышает его мотивацию в учении. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития. Комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика. Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. проектное обучение предполагает проживание учеником конкретных ситуаций; приобщение его к проникновению в глубь явлений, процессов, конструированию новых объектов, процессов и т.д.
В своей квалификационной работе по методике и теории литературы «Организация проектной деятельности в старших классах» я выдвинула гипотезу: «Использование метода проектов на уроке литературы позволяет повысить уровень усвоения учебного материала, развивает творческие способности, готовит обучающихся свободно ориентироваться в многообразии современных источников информации».
На мой взгляд, в школе должны быть разные учебные проекты. Думаю, что целесообразно было бы один проект в год в каждом классе делать долгосрочным; по школе в условиях разновозрастных коллективов можно делать два-три проекта за учебный год. Что касается учебных предметов, то таких проектов должно быть множество. Однако, переводить целиком весь образовательный процесс на проектное обучение я считаю нецелесообразным. Для современного этапа развития системы образования важно обогатить практику многообразием развивающих технологий, одной из которых может стать технология проектного обучения.
Спасибо огромное Антонине Александровне за этот познавательный семинар!
ЭССЕ
Современную эпоху называют «информационной эпохой», так как самым важным продуктом становится информация. Перед школьным образованием стоит проблема – подготовить школьников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получать образование с использованием информационных технологий обучения. Задачей учителя является сформировать у ученика информационную компетентность – одно из основных приоритетов в современном образовании. Одним из способов решения этой задачи, на мой взгляд, является использование проектной технологии.
Современная теория обучения пока не располагает достаточными средствами, для того чтобы с необходимой точностью и надежностью учесть и оценить уровень творческих способностей школьника. Однако психологами уже установлено, что наиболее достоверными признаками, характеризующими этот уровень, является степень развития всех видов памяти, внимания, воображения, мышления и речи, а также способность ученика к анализу и синтезу, обобщению, конкретизации и абстрагированию. На развитие этих важных качеств умственной деятельности и ориентирован метод проектов, применение которого позволяет сделать урок ярким, насыщенным, запоминающимся.
По наблюдениям, сделанным современными учеными, любая образовательная технология включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые она опирается; системы действий учителя и ученика; критерии оценки и качественно новый результат.
Как показало изучение истории метода проектов, обучение должно состоять в предоставлении учащимся максимальных возможностей для самостоятельного поиска и усвоения информации. Стихийный поиск необходимого материала считался наиболее характерным и естественным для ребенка. На этапе зарождения метода проектов Дж. Дьюи утверждал, что познавательной активности вполне достаточно для полноценного интеллектуального развития и образования. Метод проектов в XXвеке получил второе «рождение», так как произошло массовое развитие активных форм обучения, рассчитанных на развитие творческих способностей обучаемых.
Цель проектного обучения, на мой взгляд, состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: 1) самостоятельно и с желанием приобретают недостающие знания из разных источников; 2) учатся пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач; 3) приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; 4) развивают у себя исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации из литературы, документов и т.д.), наблюдение, эксперимент, анализ, построение гипотез, обобщение; 5) развивают аналитическое мышление. ню и обобщению и конкретизации,онкретизации, абстрагированию.иния, воображения, мышления и речи, а также способность ученика к
В основе проектного обучения лежит принцип гуманизма; в центре внимания находится ученик, развитие его творческих способностей. Образовательный процесс должен строиться, по мнению современных ученых, в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, это повышает его мотивацию в учении. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития. Комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика. Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. проектное обучение предполагает проживание учеником конкретных ситуаций; приобщение его к проникновению в глубь явлений, процессов, конструированию новых объектов, процессов и т.д.
В своей квалификационной работе по методике и теории литературы «Организация проектной деятельности в старших классах» я выдвинула гипотезу: «Использование метода проектов на уроке литературы позволяет повысить уровень усвоения учебного материала, развивает творческие способности, готовит обучающихся свободно ориентироваться в многообразии современных источников информации».
На мой взгляд, в школе должны быть разные учебные проекты. Думаю, что целесообразно было бы один проект в год в каждом классе делать долгосрочным; по школе в условиях разновозрастных коллективов можно делать два-три проекта за учебный год. Что касается учебных предметов, то таких проектов должно быть множество. Однако, переводить целиком весь образовательный процесс на проектное обучение я считаю нецелесообразным. Для современного этапа развития системы образования важно обогатить практику многообразием развивающих технологий, одной из которых может стать технология проектного обучения.
Спасибо огромное Антонине Александровне за этот познавательный семинар!
✿РеАл♡ЧиРа✿