Эссе «Проектно-исследовательская деятельность и её роль в развитии
одарённости школьников»
Трудно представить себе школу без учителей.Учитель думает, прогнозирует, предполагает, размышляет о судьбах, успехах, достижениях своих учеников. Он ни на минуту не забывает, какая ответственность возложена на него: от учителя зависит будущее страны. Учитель ведёт по ступенькам взросления будущего рабочего и ученого, врача и строителя, воина и космонавта. Учитель формирует фундамент их знаний и умений, основы их мировоззрения и характера. Учитель работает на завтрашний день, воспитывая человека своей страны. А главное - своим словом преподает самую трудную на свете науку - быть людьми.
В современных условиях, когда произошёл пересмотр школьного образования, моральных устоев и принципов жизни нашего общества - происходит изменение содержания и методики преподавания, идёт активный поиск новых путей, стимулирующих самостоятельную деятельность школьников. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Этим обусловлено введение в образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Исследовательская деятельностьявляется средством развития личности ребёнка, совершенствовании его интеллектуально- творческого потенциала. Особенно увлекательным, глубоким и интересным исследование становится тогда, когда в его основе лежит понимание социальной значимости этой работы, когда в его результате можно добиться практического эффекта, полезного для общества. Ребята начинают осознавать свою значимость в обществе, принадлежность к науке, формируют устойчивый познавательный интерес, учатся правильно работать с методической и научной литературой. Юные исследователи получают обширные знания и практические умения, навыки. Ведь знание нельзя дать – его можно только взять. Берется то, что действительно нужно. Задача нас учителей – создать такие условия, при которых ученик ощущает необходимость для себя новых знаний и воплощения своих идей в жизнь.
Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Благодаря участию в работе данного семинара я узнала много полезного и интересного, например, об истории проектной деятельности школьников.
Метод проектов это не нечто совершенно новое и неожиданное в педагогической практике. Он привлёк внимание российских педагогов ещё в начале ХХ столетия. В 1905 году группа педагогов под руководством С.Т. Шацкого применяла этот метод на практике. Однако отсутствие чётких разработок по использованию метода проектов в преподавании школьных дисциплин привело к смещению акцентов от обучения в сторону делового прагматического действия. В 1931 году Постановление ЦК ВКП (б) осудило недостаточно продуманное применение метода проектов в российских школах, и практически до конца ХХ века не было серьёзных попыток возродить его.
Использование этого метода в российских школах по времени совпало с исследованием американских учёных. В 20-х гг. ХХ в. американский философ и педагог Дж. Дьюи и его ученик У. Килпатрик предложили метод проектов, в основе которого лежала целесообразная деятельность ученика, основанная на его личных интересах и предусматривавшая приобретение новых знаний, которые помогут реализовать поставленную цель.
Со временем эти идеи были доработаны системой образования Великобритании, Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов, Норвегии, Израиля и других стран мира. Популярность метода была обусловлена рациональным сочетанием теоретических знаний и практического опыта школьников для решения конкретных проблем.
Полученная информация обязательно будет использована в последующей работе.
Несколько лет занимаюсь с учениками старших классов исследовательской работой по краеведению. Эта сторона рассматриваемого вопроса мне ближе. Дети успешно выступали на областных научно-практических конференциях. Есть призовые места и на Всероссийских конкурсах. После работы на этом семинаре постараюсь больше внимания уделять проектной деятельности вообще и, конкретно, в начальной школе, где я работаю.
Ведь начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в ней должен закладываться фундамент умений, знаний и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и проектно - исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Специфика данной работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Эта работа становится для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы, нарисовать рисунок или сделать поделку и т.д. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей. С целью большего сплочения родителей с учениками в классе провожу совместные внеклассные мероприятия и родительские собрания, на которых дети с родителями и выступают вместе и выполняют различные задания, радуясь успехам друг друга.
Считаю, что роль родителей в исследовательской деятельности ребёнка огромна уже с момента рождения малыша. Если родители сумели поддержать интерес к этим исследованиям, откликнулись на призыв ребёнка к совместной деятельности, не оттолкнули его от себя, поделились, при необходимости, своим опытом, знаниями, оставляя приоритетными самостоятельные исследования детей, то такой ребёнок к школе разовьёт свой исследовательский интерес и будет готов отправиться в “путешествие за знаниями”. В предшкольный период почти все здоровые дети проявляют интерес ко всему, что видят и слышат (примером могут служить их бесконечные “как?”, “зачем?” и “почему?”). Умные родители не отталкивают детей (“отстань”, “не знаю!”, “как ты надоел со своими вопросами!”, “когда ты только помолчишь!”), но и не дают прямых ответов, а пытаются натолкнуть ребёнка на самостоятельные наблюдения, размышления, на формулирование интересующего их понятия, иногда показывая, как это нужно делать. Это и есть начало формирования личности исследователя. Приходя в школу, сталкиваясь с определенной умственной нагрузкой, непривычные к интеллектуальному труду ученики, быстро устают “думать” и начинают “экранировать” “лишние” знания, оставляя только необходимый минимум для себя. Так формируются здоровые “середнячки”, которые не хотят знать больше того, о чем могут спросить завтра на уроке. Интеллектуально тренированным учащимся тех знаний и заданий, которые дают в школе, для полной нагрузки не хватает, они либо находят себе эту нагрузку дома (при помощи родителей), либо в кружках, либо начинают “тосковать”, постепенно теряют интерес к учёбе и переходят в разряд “шалунов” (им скучно на уроке, когда все задания выполнены), они отвлекают учителя и учеников, получают записи в дневник о плохом поведении и постепенно могут перейти в разряд даже не “хорошистов”, а “способных, но ленивых, троечников”. Чтобы этого не произошло, необходимо вовремя отследить такого недозагруженного ребёнка и применить к нему индивидуальный подход, давая дополнительные задания повышенной сложности. Тогда интерес может возникнуть снова, а может уже и не возникнуть, если прошло много времени с начала “тоски” по интеллектуальной загрузке.
Поэтому с первого класса стараюсь вовлекать своих учащихся в мини-исследования, включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. В первом и втором классе почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В третьем и четвёртом классе многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:
Что мне интересно больше всего?
Чем я хочу заниматься в первую очередь?
Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
О чём хотелось бы узнать как можно больше?
Чем я мог бы гордиться?
Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:
Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу.
Часто можно слышать такое суждение «В городе талантливых детей больше, потому что там много клубов, домов творчества, студий, куда можно отдать ребёнка, чтоб он всесторонне развивался». Неправда! Такое же развитие можно получить и в сельской школе, и талантливых детей на селе ничуть не меньше, чем в городе!
Таким образом, мы видим, что проектно-исследовательская деятельность способствует раскрытию таланта, дарования, или даже маленького зёрнышка одарённости ученика. Поэтому, нам – учителям, необходимо выявлять и развивать природные задатки детей на всех ступенях их воспитания, обеспечивать детям условия, способствующие максимальному раскрытию их потенциальных возможностей.
Комментарий был изменен с момента создания (Трахова Татьяна 1, чт, 29/03/2012 - 10:24).
Эссе «Проектно-исследовательская деятельность и её роль в развитии
одарённости школьников»
Трудно представить себе школу без учителей.Учитель думает, прогнозирует, предполагает, размышляет о судьбах, успехах, достижениях своих учеников. Он ни на минуту не забывает, какая ответственность возложена на него: от учителя зависит будущее страны. Учитель ведёт по ступенькам взросления будущего рабочего и ученого, врача и строителя, воина и космонавта. Учитель формирует фундамент их знаний и умений, основы их мировоззрения и характера. Учитель работает на завтрашний день, воспитывая человека своей страны. А главное - своим словом преподает самую трудную на свете науку - быть людьми.
В современных условиях, когда произошёл пересмотр школьного образования, моральных устоев и принципов жизни нашего общества - происходит изменение содержания и методики преподавания, идёт активный поиск новых путей, стимулирующих самостоятельную деятельность школьников. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Этим обусловлено введение в образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Исследовательская деятельностьявляется средством развития личности ребёнка, совершенствовании его интеллектуально- творческого потенциала. Особенно увлекательным, глубоким и интересным исследование становится тогда, когда в его основе лежит понимание социальной значимости этой работы, когда в его результате можно добиться практического эффекта, полезного для общества. Ребята начинают осознавать свою значимость в обществе, принадлежность к науке, формируют устойчивый познавательный интерес, учатся правильно работать с методической и научной литературой. Юные исследователи получают обширные знания и практические умения, навыки. Ведь знание нельзя дать – его можно только взять. Берется то, что действительно нужно. Задача нас учителей – создать такие условия, при которых ученик ощущает необходимость для себя новых знаний и воплощения своих идей в жизнь.
Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Благодаря участию в работе данного семинара я узнала много полезного и интересного, например, об истории проектной деятельности школьников.
Метод проектов это не нечто совершенно новое и неожиданное в педагогической практике. Он привлёк внимание российских педагогов ещё в начале ХХ столетия. В 1905 году группа педагогов под руководством С.Т. Шацкого применяла этот метод на практике. Однако отсутствие чётких разработок по использованию метода проектов в преподавании школьных дисциплин привело к смещению акцентов от обучения в сторону делового прагматического действия. В 1931 году Постановление ЦК ВКП (б) осудило недостаточно продуманное применение метода проектов в российских школах, и практически до конца ХХ века не было серьёзных попыток возродить его.
Использование этого метода в российских школах по времени совпало с исследованием американских учёных. В 20-х гг. ХХ в. американский философ и педагог Дж. Дьюи и его ученик У. Килпатрик предложили метод проектов, в основе которого лежала целесообразная деятельность ученика, основанная на его личных интересах и предусматривавшая приобретение новых знаний, которые помогут реализовать поставленную цель.
Со временем эти идеи были доработаны системой образования Великобритании, Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов, Норвегии, Израиля и других стран мира. Популярность метода была обусловлена рациональным сочетанием теоретических знаний и практического опыта школьников для решения конкретных проблем.
Полученная информация обязательно будет использована в последующей работе.
Несколько лет занимаюсь с учениками старших классов исследовательской работой по краеведению. Эта сторона рассматриваемого вопроса мне ближе. Дети успешно выступали на областных научно-практических конференциях. Есть призовые места и на Всероссийских конкурсах. После работы на этом семинаре постараюсь больше внимания уделять проектной деятельности вообще и, конкретно, в начальной школе, где я работаю.
Ведь начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в ней должен закладываться фундамент умений, знаний и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и проектно - исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Специфика данной работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Эта работа становится для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы, нарисовать рисунок или сделать поделку и т.д. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей. С целью большего сплочения родителей с учениками в классе провожу совместные внеклассные мероприятия и родительские собрания, на которых дети с родителями и выступают вместе и выполняют различные задания, радуясь успехам друг друга.
Считаю, что роль родителей в исследовательской деятельности ребёнка огромна уже с момента рождения малыша. Если родители сумели поддержать интерес к этим исследованиям, откликнулись на призыв ребёнка к совместной деятельности, не оттолкнули его от себя, поделились, при необходимости, своим опытом, знаниями, оставляя приоритетными самостоятельные исследования детей, то такой ребёнок к школе разовьёт свой исследовательский интерес и будет готов отправиться в “путешествие за знаниями”. В предшкольный период почти все здоровые дети проявляют интерес ко всему, что видят и слышат (примером могут служить их бесконечные “как?”, “зачем?” и “почему?”). Умные родители не отталкивают детей (“отстань”, “не знаю!”, “как ты надоел со своими вопросами!”, “когда ты только помолчишь!”), но и не дают прямых ответов, а пытаются натолкнуть ребёнка на самостоятельные наблюдения, размышления, на формулирование интересующего их понятия, иногда показывая, как это нужно делать. Это и есть начало формирования личности исследователя. Приходя в школу, сталкиваясь с определенной умственной нагрузкой, непривычные к интеллектуальному труду ученики, быстро устают “думать” и начинают “экранировать” “лишние” знания, оставляя только необходимый минимум для себя. Так формируются здоровые “середнячки”, которые не хотят знать больше того, о чем могут спросить завтра на уроке. Интеллектуально тренированным учащимся тех знаний и заданий, которые дают в школе, для полной нагрузки не хватает, они либо находят себе эту нагрузку дома (при помощи родителей), либо в кружках, либо начинают “тосковать”, постепенно теряют интерес к учёбе и переходят в разряд “шалунов” (им скучно на уроке, когда все задания выполнены), они отвлекают учителя и учеников, получают записи в дневник о плохом поведении и постепенно могут перейти в разряд даже не “хорошистов”, а “способных, но ленивых, троечников”. Чтобы этого не произошло, необходимо вовремя отследить такого недозагруженного ребёнка и применить к нему индивидуальный подход, давая дополнительные задания повышенной сложности. Тогда интерес может возникнуть снова, а может уже и не возникнуть, если прошло много времени с начала “тоски” по интеллектуальной загрузке.
Поэтому с первого класса стараюсь вовлекать своих учащихся в мини-исследования, включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. В первом и втором классе почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В третьем и четвёртом классе многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:
Что мне интересно больше всего?
Чем я хочу заниматься в первую очередь?
Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
О чём хотелось бы узнать как можно больше?
Чем я мог бы гордиться?
Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:
фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
экспериментальной;
изобретательской;
теоретической.
Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу.
Часто можно слышать такое суждение «В городе талантливых детей больше, потому что там много клубов, домов творчества, студий, куда можно отдать ребёнка, чтоб он всесторонне развивался». Неправда! Такое же развитие можно получить и в сельской школе, и талантливых детей на селе ничуть не меньше, чем в городе!
Таким образом, мы видим, что проектно-исследовательская деятельность способствует раскрытию таланта, дарования, или даже маленького зёрнышка одарённости ученика. Поэтому, нам – учителям, необходимо выявлять и развивать природные задатки детей на всех ступенях их воспитания, обеспечивать детям условия, способствующие максимальному раскрытию их потенциальных возможностей.