Программные задачи: знакомить детей с хохломской росписью, ее историей. Учить видеть и выделять характерные элементы росписи. Познакомить с названиями элементов росписи: ягоды, цветы, завиток, травка. Обратить внимание на цветовую гамму. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству.
- Перед детьми изделия, расписанные хохломской росписью, а также иллюстрации.
- Педагог: ребята, посмотрите на эти красивые изделия – эта роспись называется хохломская. Послушайте мой рассказ: В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью. Посуда эта нравилась людям своими яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель. С большим старанием делают хохломчане свою посуду. Много выдумки и фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка-былинка, то красная, то черная, а из нее выглядывает ягодка: клубника, смородина, малина, рябина, или цветы: маки, колокольчики и др.
- Предложить детям назвать предметы, украшенные хохломской росписью (стол, стулья, ложки, мисочки и т.д.) Как одним словом назвать эти предметы? (Предметы быта). Предложить детям назвать элементы росписи. Посмотрите, а вот этот элемент называется завиток. Попросить детей показать элемент – завиток на предметах. Цепочка из завитков называется «криуль». Листья украшаются оживкой, в виде прожилок.
- Чтение стихотворения:
Как волшебница жар-птица
Не выходит из ума,
Чародейка, мастерица,
Золотая Хохлома!
И богата, и красива,
Гостю рада от души.
Кубки, чашки и ковши,
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета,
И ромашки луговин.
Зорь червонные лучи,
И узорчатый орнамент
Древнесуздальской парчи!
- Игра «Найди перо жар-птицы!» - на ковре разбросаны картинки с разными видами росписи, по сигналу педагога надо взять и показать картинку с хохломской росписью.
- На мольберте лист тонированной бумаги. Первый ребенок рисует цепочку из завитков «криуль», второй ребенок рисует листья, третий – ягодки, четвертый – травку и т.д.
Программное содержание:Закрепить знания детей о дымковской, городецкой, филимоновской и гжельской росписях. Познакомить с русской матрешкой. Воспитывать любовь к декоративно – прикладному искусству.
Ход занятия:
Педагог: Ребята, я предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие и посетить интересные места. Вы согласны? Тогда в путь.
На пути детей ожидает четыре остановки.
1.Педагог читает детям загадку:
Веселая, белая глина кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные, табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски, и всадники и ребятня.
А ну отгадайте: кто я?
Дети: дымковская игрушка.
Педагог: Верно, мы остановились в царстве Дымково. Каким узором дымковские мастера расписывают свои игрушки?
Дети: кружочки, точки, полоски…
Педагог предлагает вниманию детей д/игру «Собери дымковскую игрушку».
2.Загадка:
Из липы доски сделаны, и прялки, и лошадки.
Цветами разрисованы, как будто полушалки.
Там лихо скачут кони, жар-птицы ввысь летят.
Розаны и купавки на солнышке блестят.
Дети: городецкая роспись.
Педагог: перед нами царство городецких мастеров. Что изображают городецкие мастера на своих изделиях?
Дети: коней, птиц, розаны, купавки.
Педагог предлагает физ.минутку «Конь».
3.Загадка:
Нас слепили мастера, нас раскрашивать пора.
Кони, барышни, барашки – все высоки и стройны.
Разноцветные полоски на боках у нас видны.
Дети: филимоновские игрушки.
Педагог: значит перед нами царство филимоново. А кто придумал филимоновские игрушки? Каким узором их расписывают?
Ответы детей.
Педагог: люди трудятся, мастерят игрушки с любовью и эти игрушки несут всем радость. Ребята, кто-нибудь знает пословицы, поговорки о труде, о добром деле?
Ласка, забота, тепло и терпенье – русская звонкая …
Дети: гжель.
Педагог: это царство гжели. Какой цвет используют в работе гжельские мастера?
Дети: синий, голубой.
Педагог: гжель называют синим чудом. Синее небо отражается в каждом узоре, роспись получается нарядная, праздничная. Смотришь на гжельские узоры и понимаешь, как прекрасна наша Россия, ощущаешь тепло, нежность, любовь. Приглашаю вас в хоровод.
Дети «возвращаются» в д/сад.
Педагог: ну вот, мы с вами и вернулись из нашего небольшого путешествия.
Путешествовать, играть, плясать хорошо, ребята,
А попробуйте узнать, что в сундучке спрятано?
Вот вам последняя загадка:
Алый, шелковый платочек, яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть: может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко наша русская … матрешка.
Педагог достает из сундучка игрушку – матрешку и рассказывает:
Матрешка – это расписная деревянная кукла, она любимица всех детей. Появилась матрешка очень давно, лет сто назад. Это настоящая русская красавица. Румяная, в нарядной одежде, на голове – яркий платочек. Но главное – это куколка с секретом. Что за секрет у матрешки? Внутри нее прячутся сестрички – мал, мала, меньше.
Сделать матрешку не просто. Сначала из дерева вытачивают заготовку гладкую, чтоб ни сучка, ни задоринки не было. А потом расписывают. На следующем занятии я познакомлю вас с разными видами матрешек, а сейчас предлагаю потрудиться.
Детям предлагается расписать силуэты матрешек.
Дидактические игры
«Обведи элемент»
Цель: учить детей элементам росписи, технике исполнения элементов.
Материал: листы бумаги с нарисованными элементами росписи (Дымка, Городец, Гжель, Хохлома и др.), кисть.
Ход игры:педагог предлагает детям сухой кистью обвести элементы, учит детей правильно держать кисть: тремя пальцами вертикально по отношению к листу бумаги, если нужно провести тонкую линию или поставить точку-горошинку. «Обведи и раскрась»
Ход игры:предложить детям выбрать силуэт по желанию и расписать его.
«Дорисуй рисунок»
Цель:учить детей рисовать элементы росписи, совершенствовать технику исполнения элементов.
Материал:листы бумаги с частично нарисованными элементами росписей, кисти, краски.
Ход игры:Педагог предлагает продолжить рисунок, соблюдать порядок рисования, делать одинаковые промежутки между элементами орнамента. «Поможем художнику»
Цель:научить детей воображать элементы хохломской росписи, составлять узор на основе заданной им схемы основного узора.
Материал:силуэты посуды, краски, кисти.
Ход игры:Педагог рассказывает, что один художник не успел расписать изделие и попросил ребят помочь ему закончить роспись. Затем показывает детям схематичное изображение основного элемента росписи и говорит, что сейчас они вместе это сделают.
Варианты:
1.Дети придумывают, как это лучше сделать, глядя на образцы элементов хохломской росписи, а педагог рисует все, что дети придумывают.
2.То же самое, но без образцов.
3.Дети сами придумывают и рисуют, глядя на образцы.
4.То же самое, но без образцов.
Комментарий был изменен с момента создания (Reshetova69, Sat, 03/03/2012 - 14:29).
Конспект занятия по ИЗО: "Хохломская роспись"
Программные задачи: знакомить детей с хохломской росписью, ее историей. Учить видеть и выделять характерные элементы росписи. Познакомить с названиями элементов росписи: ягоды, цветы, завиток, травка. Обратить внимание на цветовую гамму. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству.
Материал:лист тонированной бумаги, силуэты посуды, краски.
Содержание:
- Перед детьми изделия, расписанные хохломской росписью, а также иллюстрации.
- Педагог: ребята, посмотрите на эти красивые изделия – эта роспись называется хохломская. Послушайте мой рассказ: В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью. Посуда эта нравилась людям своими яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель. С большим старанием делают хохломчане свою посуду. Много выдумки и фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка-былинка, то красная, то черная, а из нее выглядывает ягодка: клубника, смородина, малина, рябина, или цветы: маки, колокольчики и др.
- Предложить детям назвать предметы, украшенные хохломской росписью (стол, стулья, ложки, мисочки и т.д.) Как одним словом назвать эти предметы? (Предметы быта). Предложить детям назвать элементы росписи. Посмотрите, а вот этот элемент называется завиток. Попросить детей показать элемент – завиток на предметах. Цепочка из завитков называется «криуль». Листья украшаются оживкой, в виде прожилок.
- Чтение стихотворения:
Как волшебница жар-птица
Не выходит из ума,
Чародейка, мастерица,
Золотая Хохлома!
И богата, и красива,
Гостю рада от души.
Кубки, чашки и ковши,
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета,
И ромашки луговин.
Зорь червонные лучи,
И узорчатый орнамент
Древнесуздальской парчи!
- Игра «Найди перо жар-птицы!» - на ковре разбросаны картинки с разными видами росписи, по сигналу педагога надо взять и показать картинку с хохломской росписью.
- На мольберте лист тонированной бумаги. Первый ребенок рисует цепочку из завитков «криуль», второй ребенок рисует листья, третий – ягодки, четвертый – травку и т.д.
- Творческое задание:расписать силуэты посуды хохломской росписью
Путешествие по видам декоративных росписей.
Программное содержание:Закрепить знания детей о дымковской, городецкой, филимоновской и гжельской росписях. Познакомить с русской матрешкой. Воспитывать любовь к декоративно – прикладному искусству.
Ход занятия:
Педагог: Ребята, я предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие и посетить интересные места. Вы согласны? Тогда в путь.
На пути детей ожидает четыре остановки.
1.Педагог читает детям загадку:
Веселая, белая глина кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные, табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски, и всадники и ребятня.
А ну отгадайте: кто я?
Дети: дымковская игрушка.
Педагог: Верно, мы остановились в царстве Дымково. Каким узором дымковские мастера расписывают свои игрушки?
Дети: кружочки, точки, полоски…
Педагог предлагает вниманию детей д/игру «Собери дымковскую игрушку».
2.Загадка:
Из липы доски сделаны, и прялки, и лошадки.
Цветами разрисованы, как будто полушалки.
Там лихо скачут кони, жар-птицы ввысь летят.
Розаны и купавки на солнышке блестят.
Дети: городецкая роспись.
Педагог: перед нами царство городецких мастеров. Что изображают городецкие мастера на своих изделиях?
Дети: коней, птиц, розаны, купавки.
Педагог предлагает физ.минутку «Конь».
3.Загадка:
Нас слепили мастера, нас раскрашивать пора.
Кони, барышни, барашки – все высоки и стройны.
Разноцветные полоски на боках у нас видны.
Дети: филимоновские игрушки.
Педагог: значит перед нами царство филимоново. А кто придумал филимоновские игрушки? Каким узором их расписывают?
Ответы детей.
Педагог: люди трудятся, мастерят игрушки с любовью и эти игрушки несут всем радость. Ребята, кто-нибудь знает пословицы, поговорки о труде, о добром деле?
Ответы детей.
4.Загадка:
Синяя сказка – глазам загляденье, словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье – русская звонкая …
Дети: гжель.
Педагог: это царство гжели. Какой цвет используют в работе гжельские мастера?
Дети: синий, голубой.
Педагог: гжель называют синим чудом. Синее небо отражается в каждом узоре, роспись получается нарядная, праздничная. Смотришь на гжельские узоры и понимаешь, как прекрасна наша Россия, ощущаешь тепло, нежность, любовь. Приглашаю вас в хоровод.
Дети «возвращаются» в д/сад.
Педагог: ну вот, мы с вами и вернулись из нашего небольшого путешествия.
Путешествовать, играть, плясать хорошо, ребята,
А попробуйте узнать, что в сундучке спрятано?
Вот вам последняя загадка:
Алый, шелковый платочек, яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть: может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко наша русская … матрешка.
Педагог достает из сундучка игрушку – матрешку и рассказывает:
Матрешка – это расписная деревянная кукла, она любимица всех детей. Появилась матрешка очень давно, лет сто назад. Это настоящая русская красавица. Румяная, в нарядной одежде, на голове – яркий платочек. Но главное – это куколка с секретом. Что за секрет у матрешки? Внутри нее прячутся сестрички – мал, мала, меньше.
Сделать матрешку не просто. Сначала из дерева вытачивают заготовку гладкую, чтоб ни сучка, ни задоринки не было. А потом расписывают. На следующем занятии я познакомлю вас с разными видами матрешек, а сейчас предлагаю потрудиться.
Детям предлагается расписать силуэты матрешек.
Дидактические игры
«Обведи элемент»
Цель: учить детей элементам росписи, технике исполнения элементов.
Материал: листы бумаги с нарисованными элементами росписи (Дымка, Городец, Гжель, Хохлома и др.), кисть.
Ход игры:педагог предлагает детям сухой кистью обвести элементы, учит детей правильно держать кисть: тремя пальцами вертикально по отношению к листу бумаги, если нужно провести тонкую линию или поставить точку-горошинку.
«Обведи и раскрась»
Цель:продолжать знакомить с народными росписями декоративно-прикладного искусства; учить расписывать силуэт; развивать мелкую моторику пальцев рук, эстетический вкус.
Материал:бумажные силуэты, краски, кисти.
Ход игры:предложить детям выбрать силуэт по желанию и расписать его.
«Дорисуй рисунок»
Цель:учить детей рисовать элементы росписи, совершенствовать технику исполнения элементов.
Материал:листы бумаги с частично нарисованными элементами росписей, кисти, краски.
Ход игры:Педагог предлагает продолжить рисунок, соблюдать порядок рисования, делать одинаковые промежутки между элементами орнамента.
«Поможем художнику»
Цель:научить детей воображать элементы хохломской росписи, составлять узор на основе заданной им схемы основного узора.
Материал:силуэты посуды, краски, кисти.
Ход игры:Педагог рассказывает, что один художник не успел расписать изделие и попросил ребят помочь ему закончить роспись. Затем показывает детям схематичное изображение основного элемента росписи и говорит, что сейчас они вместе это сделают.
Варианты:
1.Дети придумывают, как это лучше сделать, глядя на образцы элементов хохломской росписи, а педагог рисует все, что дети придумывают.
2.То же самое, но без образцов.
3.Дети сами придумывают и рисуют, глядя на образцы.
4.То же самое, но без образцов.