Ребята, впервые пришедшие в химический кабинет, в большинстве своем проявляют повышенный интерес к химии, связанный с проведением опытов и экспериментов на уроках. Но, к сожалению, этот интерес у многих пропадает уже к третьей-четвёртой четверти 8-го класса. Значит, необходимо приложить все усилия к тому, чтобы у детей не только пропадал интерес к предмету, а, наоборот, увеличилось число заинтересованных.
Часто бывает, что ребята рассеивают свое внимание при изучении сложного и объёмного материала и никак не могут сосредоточиться на уроке. Именно в таких случаях необходимо привлечь их внимание каким-либо интересным рассказом или игрой, что поможет сконцентрировать внимание ребят на изучаемом материале. Активизировать внимание учащихся и повысить интерес к предмету помогают нестандартные уроки.
По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:
1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.
2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.
3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок.
5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча.
6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.
7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».
8. Интегрированные уроки.
9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.
Многообразие типов нестандартных уроков позволяет использовать их на всех ступенях образования детей и на разных предметах. А внедрение новых технологий в учебный процесс – компьютеризация школ, оснащение школ проекторами – позволяет придумывать новые нестандартные уроки.
На уроках химии в 8 классе я использую различные нестандартные уроки. Например, урок-соревнование на тему «Основания. Щелочи». Данный урок проходит в виде путешествия по разным станциям, на которых дети получают различные задания. Такой урок, бесспорно способствует повышению успеваемости, т.к. не желая отставать от товарищей и подвести свой коллектив, ученики начинают больше читать по предмету, тренироваться в решении задач.
Интересно проходят уроки-сказки (урок обобщения и систематизации знаний по теме «Королевство химических веществ»), показывающие,что на таком сложном, иногда не интересном, требующем внимательности, точных знаний, достаточно консервативном занятии как урок химия возможно отступление от стандартного ведения урока.
В 9 классе провожу с детьми уроки-исследования, где предметом ученического исследования является «переоткрытие» уже открытого в науке (урок-исследование по теме «Алюминий»). Вместе с тем для ученика выполнение исследовательского задания является познанием еще непознанного. Даже плохо успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, когда ему удается что-нибудь открыть, представить всему классу свою гипотезу. На уроке по теме «Серная кислота» ученикам предлагается исследовательское задание на выдвижение гипотез: «В центре пустыни были открыты холмы, состоящие из смеси песка и серы. Геологи набрали образцы серы, завернули в бумагу, снабдили этикетками, упаковали в ящики, отправили в институт. По прибытии обнаружили, что ящики местами прожжены, этикетки чем то изъедены, а из кусков серы капала жидкость – серная кислота. Как образовалась кислота, каковы ваши гипотезы?». Задания такого характера вызывают у учащихся усиленный интерес, что приводит к глубокому и прочному усвоению знаний.
Не менее интересной формой урока является конференция (урок-конференция «Природные источники углеводородов», 10 класс). Учащиеся учатся работать с несколькими источниками: учебниками, справочниками и т.д.; учатся анализировать тексты, вычислять главное по заданной теме. Учащиеся учатся выступать перед аудиторией, рецензировать сообщения товарищей. При подготовке к таким урокам у учащихся проявляются большие возможности проявить инициативу и творчество.
Нестандартный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учащегося интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться.
Нестандартные уроки лучше запоминаются, их особенно хорошо использовать на вводных и обобщающих уроках. Не стоит использовать их постоянно, потому что они хоть и интересны, но в некоторых случаях могут быть менее информативны и полезны.
Комментарий был изменен с момента создания (.юла, Tue, 31/01/2012 - 19:21).
Организация и проведение нестандартных уроков химии
Нестандартный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру.
Ребята, впервые пришедшие в химический кабинет, в большинстве своем проявляют повышенный интерес к химии, связанный с проведением опытов и экспериментов на уроках. Но, к сожалению, этот интерес у многих пропадает уже к третьей-четвёртой четверти 8-го класса. Значит, необходимо приложить все усилия к тому, чтобы у детей не только пропадал интерес к предмету, а, наоборот, увеличилось число заинтересованных.
Часто бывает, что ребята рассеивают свое внимание при изучении сложного и объёмного материала и никак не могут сосредоточиться на уроке. Именно в таких случаях необходимо привлечь их внимание каким-либо интересным рассказом или игрой, что поможет сконцентрировать внимание ребят на изучаемом материале. Активизировать внимание учащихся и повысить интерес к предмету помогают нестандартные уроки.
По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:
1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.
2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.
3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок.
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.
5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча.
6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.
7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».
8. Интегрированные уроки.
9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.
Многообразие типов нестандартных уроков позволяет использовать их на всех ступенях образования детей и на разных предметах. А внедрение новых технологий в учебный процесс – компьютеризация школ, оснащение школ проекторами – позволяет придумывать новые нестандартные уроки.
На уроках химии в 8 классе я использую различные нестандартные уроки. Например, урок-соревнование на тему «Основания. Щелочи». Данный урок проходит в виде путешествия по разным станциям, на которых дети получают различные задания. Такой урок, бесспорно способствует повышению успеваемости, т.к. не желая отставать от товарищей и подвести свой коллектив, ученики начинают больше читать по предмету, тренироваться в решении задач.
Интересно проходят уроки-сказки (урок обобщения и систематизации знаний по теме «Королевство химических веществ»), показывающие,что на таком сложном, иногда не интересном, требующем внимательности, точных знаний, достаточно консервативном занятии как урок химия возможно отступление от стандартного ведения урока.
В 9 классе провожу с детьми уроки-исследования, где предметом ученического исследования является «переоткрытие» уже открытого в науке (урок-исследование по теме «Алюминий»). Вместе с тем для ученика выполнение исследовательского задания является познанием еще непознанного. Даже плохо успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, когда ему удается что-нибудь открыть, представить всему классу свою гипотезу. На уроке по теме «Серная кислота» ученикам предлагается исследовательское задание на выдвижение гипотез: «В центре пустыни были открыты холмы, состоящие из смеси песка и серы. Геологи набрали образцы серы, завернули в бумагу, снабдили этикетками, упаковали в ящики, отправили в институт. По прибытии обнаружили, что ящики местами прожжены, этикетки чем то изъедены, а из кусков серы капала жидкость – серная кислота. Как образовалась кислота, каковы ваши гипотезы?». Задания такого характера вызывают у учащихся усиленный интерес, что приводит к глубокому и прочному усвоению знаний.
Не менее интересной формой урока является конференция (урок-конференция «Природные источники углеводородов», 10 класс). Учащиеся учатся работать с несколькими источниками: учебниками, справочниками и т.д.; учатся анализировать тексты, вычислять главное по заданной теме. Учащиеся учатся выступать перед аудиторией, рецензировать сообщения товарищей. При подготовке к таким урокам у учащихся проявляются большие возможности проявить инициативу и творчество.
Нестандартный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учащегося интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться.
Нестандартные уроки лучше запоминаются, их особенно хорошо использовать на вводных и обобщающих уроках. Не стоит использовать их постоянно, потому что они хоть и интересны, но в некоторых случаях могут быть менее информативны и полезны.