Занятие 4
1. Укажите согласные фонемы, которые представлены нулем звука. Как это проверить?
Прекрасный день, счастливый день!
И солнце, и любовь!
С нагих полей сбежала тень,
Светлеет сердце вновь.
4 балла
Ключ к выполнению задания:
Прекрасный день, счастливый день!
И солнце, и любовь!
С нагих полей сбежала тень,
Светлеет сердце вновь.
Счастливый – счастье, солнце – солнечный, сердце – сердечный.
2. Укажите в соответствии с современной литературной нормой ударения в словах:
Избалован, издавна, инструмент, изрешетить, индеветь, красивее, кремень, кладбище, пшеничный, сердечный, магазин, мельком.
3 балла
Ключ к выполнению задания:
Избалoван, и?здавна, инструмeнт, изрешети?ть, и?ндеветь, краси?вее, кремeнь, клaдбище, пшени?чный, сердeчный, магази?н, мeльком.
3. Как вы понимаете слово идея?
2 балла
Ключ к выполнению задания:
Идея (от греч. – понятие, представление) – мысль о жизненном явлении, о человеке, предмете и т. п., в котором выражено отношение к этим явлениям жизни, представление людей о них.
4. В стихотворении Я. Хелемского найдите слова одного корня, объясните, как они образованы. Какое значение имеют эти слова для выражения идеи стихотворения?
Узелок на память
Никаких не допускай уступок.
Даже в малом будь самим собой,
Побеждает именно
Поступок,
Зорко управляющий судьбой.
Целеустремлен и беспокоен
Каждый продолжающийся день.
Разные слова, единый корень –
Поступь.
Наступление,
Ступень.
Принимая веское решенье,
С вечным риском сочетая труд,
Помни:
Настоящее движенье
Люди поступательным зовут.
2 балла
Ключ к выполнению задания: уступок, поступок, поступь, наступление, ступень, поступательным.
У них один корень – -ступ-.
Здесь ярко выражено отношение к явлениям жизни, о её поступательном движении: «даже в малом будь самим собой!».
5. Я во всю жизнь мою никогда не писал рецензий. Для меня это китайская грамота. (А. П. Чехов.)
Определите значение фразеологизма: китайская грамота.
Народ восстал. Нет у него больше сил терпеть. Не хочет. Царский манифест, о котором ты говоришь, оказался филькиной грамотой. (А. Степанов.)
Определите значение фразеологизма: филькина грамота.
4 балла
Ключ к выполнению задания:
Китайская грамота – нечто недоступное пониманию. Филькина грамота – недействительный, неправильно и безграмотно составленный документ.
6. Подберите и запишите четыре крылатых выражения об учении и знаниях.
3 балла
Ключ к выполнению задания:
Те, которые любят учиться, никогда не бывают праздными. (Монтескье)
Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума – в знании. (Фалес)
Всегда – учиться, все знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь. (А. М. Горький)
Человек страшится только того, чего не знает; знанием побеждается всякий страх. (В. Г. Белинский)
7. О каком столе идет речь в каждом конкретном случае?
Берете книгу и тетрадь, садитесь вы за стол. А вы могли бы рассказать, откуда стол пришел? (С. Маршак) Анна Ивановна работает в адресном столе, на её письменном столе стоят три телефона.
4 балла
Ключ к выполнению задания:
1) Предмет, на котором пишут (письменный стол).
2) Готовят (кухонный стол).
3) Отдел в учреждении (адресный стол, паспортный стол, стол находок).
8. Объясните, почему одним словом названы разные предметы. Что их объединяет?
а) Цельное или дробленое зерно некоторых растений, употребляемое в пищу;
б) Снег в виде мелких круглых зерен.
4 балла
Ключ к выполнению задания: крупа – в том и другом случае предметы имеют одну форму – форму мелких шариков.
Занятие 4
1. Укажите согласные фонемы, которые представлены нулем звука. Как это проверить?
Прекрасный день, счастливый день!
И солнце, и любовь!
С нагих полей сбежала тень,
Светлеет сердце вновь.
4 балла
Ключ к выполнению задания:
Прекрасный день, счастливый день!
И солнце, и любовь!
С нагих полей сбежала тень,
Светлеет сердце вновь.
Счастливый – счастье, солнце – солнечный, сердце – сердечный.
2. Укажите в соответствии с современной литературной нормой ударения в словах:
Избалован, издавна, инструмент, изрешетить, индеветь, красивее, кремень, кладбище, пшеничный, сердечный, магазин, мельком.
3 балла
Ключ к выполнению задания:
Избалoван, и?здавна, инструмeнт, изрешети?ть, и?ндеветь, краси?вее, кремeнь, клaдбище, пшени?чный, сердeчный, магази?н, мeльком.
3. Как вы понимаете слово идея?
2 балла
Ключ к выполнению задания:
Идея (от греч. – понятие, представление) – мысль о жизненном явлении, о человеке, предмете и т. п., в котором выражено отношение к этим явлениям жизни, представление людей о них.
4. В стихотворении Я. Хелемского найдите слова одного корня, объясните, как они образованы. Какое значение имеют эти слова для выражения идеи стихотворения?
Узелок на память
Никаких не допускай уступок.
Даже в малом будь самим собой,
Побеждает именно
Поступок,
Зорко управляющий судьбой.
Целеустремлен и беспокоен
Каждый продолжающийся день.
Разные слова, единый корень –
Поступь.
Наступление,
Ступень.
Принимая веское решенье,
С вечным риском сочетая труд,
Помни:
Настоящее движенье
Люди поступательным зовут.
2 балла
Ключ к выполнению задания: уступок, поступок, поступь, наступление, ступень, поступательным.
У них один корень – -ступ-.
Здесь ярко выражено отношение к явлениям жизни, о её поступательном движении: «даже в малом будь самим собой!».
5. Я во всю жизнь мою никогда не писал рецензий. Для меня это китайская грамота. (А. П. Чехов.)
Определите значение фразеологизма: китайская грамота.
Народ восстал. Нет у него больше сил терпеть. Не хочет. Царский манифест, о котором ты говоришь, оказался филькиной грамотой. (А. Степанов.)
Определите значение фразеологизма: филькина грамота.
4 балла
Ключ к выполнению задания:
Китайская грамота – нечто недоступное пониманию. Филькина грамота – недействительный, неправильно и безграмотно составленный документ.
6. Подберите и запишите четыре крылатых выражения об учении и знаниях.
3 балла
Ключ к выполнению задания:
Те, которые любят учиться, никогда не бывают праздными. (Монтескье)
Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума – в знании. (Фалес)
Всегда – учиться, все знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь. (А. М. Горький)
Человек страшится только того, чего не знает; знанием побеждается всякий страх. (В. Г. Белинский)
7. О каком столе идет речь в каждом конкретном случае?
Берете книгу и тетрадь, садитесь вы за стол. А вы могли бы рассказать, откуда стол пришел? (С. Маршак) Анна Ивановна работает в адресном столе, на её письменном столе стоят три телефона.
4 балла
Ключ к выполнению задания:
1) Предмет, на котором пишут (письменный стол).
2) Готовят (кухонный стол).
3) Отдел в учреждении (адресный стол, паспортный стол, стол находок).
8. Объясните, почему одним словом названы разные предметы. Что их объединяет?
а) Цельное или дробленое зерно некоторых растений, употребляемое в пищу;
б) Снег в виде мелких круглых зерен.
4 балла
Ключ к выполнению задания: крупа – в том и другом случае предметы имеют одну форму – форму мелких шариков.
С уважением, Лилия Владимировна.