На основе большой практической работы в области применения ИКТ в воспитательной работе с детьми можно отметить ряд условий эффективности:
1 материально – техническое обеспечение;
2 наличие подготовленных преподавателей;
3 работа школы в едином ключе;
4 наличие группы единомышленников – энтузиастов;
5 возможность выбора видов деятельности и их смена;
6 демократичность методов педагогического руководства;
7 соответствие целей развитию личности каждого школьника.
Рассмотрим более подробно вышеобозначенные условия.
1 Материально – техническое обеспечение
Школа обладает хорошей материально-технической базой.
Количество классных кабинетов-25, актовый зал на 100 мест, большой спортзал, оборудованная столовая, медицинский кабинет, комбинированные мастерские и самая большая гордость – оборудованный компьютерный класс. Первые компьютеры появились в нашей школе в 2001 году. В настоящее время в кабинете информатики находится 11 ПК. Также установлены ПК в кабинете директора, в кабинете завучей, в школьной библиотеке.
2 Наличие подготовленных преподавателей.
Повышение квалификации учителей в области компьютерных технологий чрезвычайно своевременно. Педагоги не могут не задумываться над тем, что ожидает их воспитанников в будущей жизни. Более 60% работодателей при приеме на работу предъявляют условие – знание ПК. В условиях преобразования всех сторон жизни нашего общества усложняется и возрастает роль учителя, усложняются и социально – профессиональные функции учителя. Остро встает вопрос о его методическом мастерстве, о способности учителя творчески подходить к организации учебно-воспитательного процесса, осуществлять переход от школы памяти к школе мышления и действия.
Обучение проходило по программе Intel «Обучение для будущего». В несколько этапов, педагоги осваивали педагогические технологии, в частности проектно-исследовательский метод. Курс состоял из 10 модулей аудиторных занятий, по ходу изучения которых слушатели работали над учебными проектами. В рамках этих проектов особое внимание уделялось познавательным интересам и потребностям учащихся, которые проводили свои собственные исследования. В процессе разработки проекта формировался учебно-методический пакет (УМП), состоящий из информационных, методических, дидактических материалов для последующего использования на уроках и во внеурочное время. 95 % педагогов прошли обучение по программе Intel «Обучение для будущего».
Настоящий момент характеризуется насущной необходимостью для преподавателей научиться использовать технические средства и технологии так, чтобы не испытывать затруднений при работе со школьниками, уметь помочь и направить их действия для самостоятельных работ с использованием техники.
3 Работа школы в едином ключе
В данном случае имеется в виду согласованность, направленная на освоение и внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс школы. Очень важно, чтобы большая часть педагогов осознавала необходимость изменений методов обучения и воспитания. Сегодня уже 60 процентов предложений о работе требуют минимальных компьютерных знаний, и этот процент будет только возрастать. Но подготовка молодежи к будущему заключается не только в плане «готовности работать». Ученики должны освоить новые жизненно необходимые навыки в связи с тем, что современные технологии все глубже проникают в их жизнь. Важно одобрение, принятие как должного
и массовое применение ИКТ в работе школы. Информатизация учебно-воспитательного процесса не должна замыкаться на кабинете вычислительной техники, а учитель информатики не должен быть единственным, использующим компьютерную технику. Большую роль играет поддержка администрации школы.
4 Наличие группы единомышленников – энтузиастов. Любое нововведение требует большой отдачи сил, времени, а также апробирования алгоритма действий в новой практике. Информационно – коммуникационная технология требует развития и оформления. Необходимо так называемое «ядро», целенаправленно распространяющее новшество. У «ядра» есть ряд характеристик: интенсивность его деятельности, авторитетность, масштабность активности. Важно эмоциональное заражение учителей и учащихся через яркие образцы реализации ИКТ. Увидев яркие примеры применения ИКТ, у коллег возникает желание сделать так же и лучше. В настоящее время у большей части учителей нашей школы есть ПК. Многие пробуют свои силы, используя ПК в урочной и внеурочной деятельности.
5 Возможность выбора видов деятельности и их смена
Выбор – осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащиеся жили, учились и воспитывались в условиях постоянного выбора. Педагог раскрывает детям значимость того, что им предстоит делать, показывает последствия организуемой деятельности, а затем создает условия для личностного выбора. Детей приглашают, детей просят, работа интересна, работа важна, роль в групповом взаимодействии ясна и не пугает. Все это приводит к тому, что очень скоро «упрямец», «ленивец», «трусишка» проявляют желание войти в совместную деятельность. Разнообразные варианты использования ИКТ предлагают широкое поле для проявления себя, своего творчества.
6 Демократичность методов педагогического руководства
Применение ИКТ является критерием опытности и профессионализма педагогов – воспитателей. Необходимо понимать, что ИКТ не панацея, способная справиться с любыми педагогическими задачами. Просто ИКТ – это средство (не единственное) повысить авторитет и значимость педагога в глазах воспитанников.
По А.В. Петровскому, авторитетность имеет три измерения: статус (признание права влиять по должности, возрасту, по социальной роли), референтность (восприятие человека как компетентного источника знаний, умений, ценностей), атрактивность (внешняя привлекательность, интересность). Высокие показатели воспитателя во всех измерениях в глазах конкретных школьников создают силу влияния, могущую как поднять технологические результаты, так и создать новые эффекты и рез заложенные в технологиях. Стремящийся к успешности педагог, замечает, что ему мешает в этом, начинает работать над собой.
К.Д. Ушинский подчеркивал, что на формирование личности можно влиять только через личность, и на характер – через характер. Данное влияние не прямое, оно совершается через рождение в момент взаимодействия с детьми определенного духовного пространства. Так рождается не технологическое взаимодействие, а живой диалог личностей, развитие которого и определяет более глубокие результаты или эффекты воспитания.
7 Соответствие целей развитию личности каждого школьника
Прежде всего, по возможности обеспечения новых условий для развития личности школьников и для развития их активности. Под активностью мы понимаем ответственность за результаты деятельности (познавательной, трудовой, общественной), участие в кружках, внеклассных и внешкольных мероприятиях, интеллектуальную инициативность, целеустремленность.
Можно наблюдать развитие самостоятельности, уверенности в себе, способности к самореализации. Ученики становятся способными к принятию решения, проявляют независимость, становятся устойчивыми к групповому давлению. В качестве показателей развития способности к самореализации рассматривается их стремление использовать полученные знания о программных продуктах во внеурочной деятельности, а особенно применительно к самим себе, например, при создании самопрезентаций. Индивидуальность только и может себя выявить при сопоставлении с другим, обнаруживать свою особенность в ходе общей деятельности, когда отличие каждого становится очевидным и когда особенности каждого способствуют общей успешности работы всех. Утвердить себя как человека можно в созидании чего- либо. Утвердить себя как индивидуальность возможно лишь в одинаковой работе, когда явственно выступают способности и индивидуальные своеобразия каждого.
Воспитывая учеников с применением ИКТ, мы развиваем их независимость, творческую активность, рефлексию.
Самый существенный фактор, с которым должны считаться при использовании ИКТ в системе воспитания, это человек. Основой развития общества выступает человек, соответственно главным принципом воспитательной системы является создание условий для развития индивидом своего потенциала. Личностный потенциал наиболее полно проявляется в профессиональной подготовке. Всеобще известно, что на рынке профессий все чаще одним из требований при приеме на работу является свободное владение ПК. Значит, есть и жизненно важная необходимость применения ИКТ. Имеет место влияние ИКТ на развитие личности, профессиональное самоопределение и самостановление. Появление и широкое распространение технологий мультимедиа и Интернета позволяет использовать ИКТ в качестве средства общения, воспитания, профессионального определения, интеграции в мировое сообщество.
На основе большой практической работы в области применения ИКТ в воспитательной работе с детьми можно отметить ряд условий эффективности:
1 материально – техническое обеспечение;
2 наличие подготовленных преподавателей;
3 работа школы в едином ключе;
4 наличие группы единомышленников – энтузиастов;
5 возможность выбора видов деятельности и их смена;
6 демократичность методов педагогического руководства;
7 соответствие целей развитию личности каждого школьника.
Рассмотрим более подробно вышеобозначенные условия.
1 Материально – техническое обеспечение
Школа обладает хорошей материально-технической базой.
Количество классных кабинетов-25, актовый зал на 100 мест, большой спортзал, оборудованная столовая, медицинский кабинет, комбинированные мастерские и самая большая гордость – оборудованный компьютерный класс. Первые компьютеры появились в нашей школе в 2001 году. В настоящее время в кабинете информатики находится 11 ПК. Также установлены ПК в кабинете директора, в кабинете завучей, в школьной библиотеке.
2 Наличие подготовленных преподавателей.
Повышение квалификации учителей в области компьютерных технологий чрезвычайно своевременно. Педагоги не могут не задумываться над тем, что ожидает их воспитанников в будущей жизни. Более 60% работодателей при приеме на работу предъявляют условие – знание ПК. В условиях преобразования всех сторон жизни нашего общества усложняется и возрастает роль учителя, усложняются и социально – профессиональные функции учителя. Остро встает вопрос о его методическом мастерстве, о способности учителя творчески подходить к организации учебно-воспитательного процесса, осуществлять переход от школы памяти к школе мышления и действия.
Обучение проходило по программе Intel «Обучение для будущего». В несколько этапов, педагоги осваивали педагогические технологии, в частности проектно-исследовательский метод. Курс состоял из 10 модулей аудиторных занятий, по ходу изучения которых слушатели работали над учебными проектами. В рамках этих проектов особое внимание уделялось познавательным интересам и потребностям учащихся, которые проводили свои собственные исследования. В процессе разработки проекта формировался учебно-методический пакет (УМП), состоящий из информационных, методических, дидактических материалов для последующего использования на уроках и во внеурочное время. 95 % педагогов прошли обучение по программе Intel «Обучение для будущего».
Настоящий момент характеризуется насущной необходимостью для преподавателей научиться использовать технические средства и технологии так, чтобы не испытывать затруднений при работе со школьниками, уметь помочь и направить их действия для самостоятельных работ с использованием техники.
3 Работа школы в едином ключе
В данном случае имеется в виду согласованность, направленная на освоение и внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс школы. Очень важно, чтобы большая часть педагогов осознавала необходимость изменений методов обучения и воспитания. Сегодня уже 60 процентов предложений о работе требуют минимальных компьютерных знаний, и этот процент будет только возрастать. Но подготовка молодежи к будущему заключается не только в плане «готовности работать». Ученики должны освоить новые жизненно необходимые навыки в связи с тем, что современные технологии все глубже проникают в их жизнь. Важно одобрение, принятие как должного
и массовое применение ИКТ в работе школы. Информатизация учебно-воспитательного процесса не должна замыкаться на кабинете вычислительной техники, а учитель информатики не должен быть единственным, использующим компьютерную технику. Большую роль играет поддержка администрации школы.
4 Наличие группы единомышленников – энтузиастов. Любое нововведение требует большой отдачи сил, времени, а также апробирования алгоритма действий в новой практике. Информационно – коммуникационная технология требует развития и оформления. Необходимо так называемое «ядро», целенаправленно распространяющее новшество. У «ядра» есть ряд характеристик: интенсивность его деятельности, авторитетность, масштабность активности. Важно эмоциональное заражение учителей и учащихся через яркие образцы реализации ИКТ. Увидев яркие примеры применения ИКТ, у коллег возникает желание сделать так же и лучше. В настоящее время у большей части учителей нашей школы есть ПК. Многие пробуют свои силы, используя ПК в урочной и внеурочной деятельности.
5 Возможность выбора видов деятельности и их смена
Выбор – осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащиеся жили, учились и воспитывались в условиях постоянного выбора. Педагог раскрывает детям значимость того, что им предстоит делать, показывает последствия организуемой деятельности, а затем создает условия для личностного выбора. Детей приглашают, детей просят, работа интересна, работа важна, роль в групповом взаимодействии ясна и не пугает. Все это приводит к тому, что очень скоро «упрямец», «ленивец», «трусишка» проявляют желание войти в совместную деятельность. Разнообразные варианты использования ИКТ предлагают широкое поле для проявления себя, своего творчества.
6 Демократичность методов педагогического руководства
Применение ИКТ является критерием опытности и профессионализма педагогов – воспитателей. Необходимо понимать, что ИКТ не панацея, способная справиться с любыми педагогическими задачами. Просто ИКТ – это средство (не единственное) повысить авторитет и значимость педагога в глазах воспитанников.
По А.В. Петровскому, авторитетность имеет три измерения: статус (признание права влиять по должности, возрасту, по социальной роли), референтность (восприятие человека как компетентного источника знаний, умений, ценностей), атрактивность (внешняя привлекательность, интересность). Высокие показатели воспитателя во всех измерениях в глазах конкретных школьников создают силу влияния, могущую как поднять технологические результаты, так и создать новые эффекты и рез заложенные в технологиях. Стремящийся к успешности педагог, замечает, что ему мешает в этом, начинает работать над собой.
К.Д. Ушинский подчеркивал, что на формирование личности можно влиять только через личность, и на характер – через характер. Данное влияние не прямое, оно совершается через рождение в момент взаимодействия с детьми определенного духовного пространства. Так рождается не технологическое взаимодействие, а живой диалог личностей, развитие которого и определяет более глубокие результаты или эффекты воспитания.
7 Соответствие целей развитию личности каждого школьника
Прежде всего, по возможности обеспечения новых условий для развития личности школьников и для развития их активности. Под активностью мы понимаем ответственность за результаты деятельности (познавательной, трудовой, общественной), участие в кружках, внеклассных и внешкольных мероприятиях, интеллектуальную инициативность, целеустремленность.
Можно наблюдать развитие самостоятельности, уверенности в себе, способности к самореализации. Ученики становятся способными к принятию решения, проявляют независимость, становятся устойчивыми к групповому давлению. В качестве показателей развития способности к самореализации рассматривается их стремление использовать полученные знания о программных продуктах во внеурочной деятельности, а особенно применительно к самим себе, например, при создании самопрезентаций. Индивидуальность только и может себя выявить при сопоставлении с другим, обнаруживать свою особенность в ходе общей деятельности, когда отличие каждого становится очевидным и когда особенности каждого способствуют общей успешности работы всех. Утвердить себя как человека можно в созидании чего- либо. Утвердить себя как индивидуальность возможно лишь в одинаковой работе, когда явственно выступают способности и индивидуальные своеобразия каждого.
Воспитывая учеников с применением ИКТ, мы развиваем их независимость, творческую активность, рефлексию.
Самый существенный фактор, с которым должны считаться при использовании ИКТ в системе воспитания, это человек. Основой развития общества выступает человек, соответственно главным принципом воспитательной системы является создание условий для развития индивидом своего потенциала. Личностный потенциал наиболее полно проявляется в профессиональной подготовке. Всеобще известно, что на рынке профессий все чаще одним из требований при приеме на работу является свободное владение ПК. Значит, есть и жизненно важная необходимость применения ИКТ. Имеет место влияние ИКТ на развитие личности, профессиональное самоопределение и самостановление. Появление и широкое распространение технологий мультимедиа и Интернета позволяет использовать ИКТ в качестве средства общения, воспитания, профессионального определения, интеграции в мировое сообщество.