Замечательный сервис, позволяющий прикоснуться к "живой истории". Сложностей в загрузке и использовании нет. Вполне можно пользоваться материалом на уроке в режиме он-лайн.
Предмет "Культура края". Региональный компонент.
8 класс. Тема "Музыкальный Саратов".
Учитель. Организует работу с документом. Воспоминания Татьяны Николаевны Барышниковой, пианистки, отбывавшей срок вместе с Руслановой.
Осенью 1948 года арестовали генерала Крюкова, а затем, на гастролях, и Русланову. Допросы, неправый суд, лагеря. Петь только для лагерной администрации Русланова категорически отказывалась, но в концертах, которые давали заключенные артисты, участвовала. Татьяна Николаевна Барышникова, вспоминала о первом таком концерте в колонии:
«Во время наших концертов аплодисменты были запрещены. В первых рядах сидело начальство. Когда в конце нашего концерта она (Русланова) вышла на сцену, зал замер. Огромная столовая была набита так, что яблоку было упасть негде. Пела она удивительно, с такой силой и проникновенностью. И когда кончилось ее выступление, потрясенный зал молчал, но не раздалось ни единого хлопка. Мой мозг пронзила мысль: «Боже мой, как она себя сейчас чувствует. Как ей, наверное, страшно, она, которая привыкла к шквалу аплодисментов». Затем она спела вторую песню и проделала это с такой силой, страстью, с отчаянием – зал не выдержал. Первым поднял руки полковник С. Евстегнеев и захлопал. И за ним загремел, застонал от восторга весь зал. Аплодировали все. И заключенные, и вольные кричали «браво». Руководитель культбригады, меццо-сопрано Большого театра, а теперь зечка Лидия Александровна Баклина, сделав руки рупором, басом кричала как бы из зала: «Валенки, валенки!». Это была коронная вещь Руслановой, нам очень хотелось, чтобы она ее спела. И она-таки спела «Валенки» знаменитые на сцене лагерной столовой».
После смерти Сталина Русланова и Крюков были освобождены. Вскоре появились афиши первого концерта в Концертном зале им. П.И. Чайковского. Такого ажиотажа Москва давно не знала. Купить билеты можно было только по великому блату, спекулянтами же они перепродавались за бешеные деньги. В день концерта проезд по близлежащим к залу улицам был парализован, Москва пришла слушать свою Русланову".
Вопросы
1. Какие черты характера Л. Руслановой отражены в приведенных воспоминаниях?
2. Как зрители воспринимали выступления Руслановой? Аргументируйте ответ цитатами.
Далее следует прослушивание песни в исполнении Л.А. Руслановой.
1. Дополните ответ на 2 вопрос, опираясь на собственные ощущения.
2. Если бы вам представилась возможность прослушать другие песни в исполнении Лидии Андреевны, воспользовались бы вы ею?
Такой вот фрагмент урока получился. Несколько сыроват, осознаю, но курс, повторюсь, живет только год. Поэтому впереди много работы.
Комментарий был изменен с момента создания (бтг1965, Tue, 28/06/2011 - 20:28).
С уважением Боровкова Татьяна Геннадьевна, учитель истории и обществознания г. Балаково
Замечательный сервис, позволяющий прикоснуться к "живой истории". Сложностей в загрузке и использовании нет. Вполне можно пользоваться материалом на уроке в режиме он-лайн.
Предмет "Культура края". Региональный компонент.
8 класс. Тема "Музыкальный Саратов".
Учитель. Организует работу с документом. Воспоминания Татьяны Николаевны Барышниковой, пианистки, отбывавшей срок вместе с Руслановой.
Осенью 1948 года арестовали генерала Крюкова, а затем, на гастролях, и Русланову. Допросы, неправый суд, лагеря. Петь только для лагерной администрации Русланова категорически отказывалась, но в концертах, которые давали заключенные артисты, участвовала. Татьяна Николаевна Барышникова, вспоминала о первом таком концерте в колонии:
«Во время наших концертов аплодисменты были запрещены. В первых рядах сидело начальство. Когда в конце нашего концерта она (Русланова) вышла на сцену, зал замер. Огромная столовая была набита так, что яблоку было упасть негде. Пела она удивительно, с такой силой и проникновенностью. И когда кончилось ее выступление, потрясенный зал молчал, но не раздалось ни единого хлопка. Мой мозг пронзила мысль: «Боже мой, как она себя сейчас чувствует. Как ей, наверное, страшно, она, которая привыкла к шквалу аплодисментов». Затем она спела вторую песню и проделала это с такой силой, страстью, с отчаянием – зал не выдержал. Первым поднял руки полковник С. Евстегнеев и захлопал. И за ним загремел, застонал от восторга весь зал. Аплодировали все. И заключенные, и вольные кричали «браво». Руководитель культбригады, меццо-сопрано Большого театра, а теперь зечка Лидия Александровна Баклина, сделав руки рупором, басом кричала как бы из зала: «Валенки, валенки!». Это была коронная вещь Руслановой, нам очень хотелось, чтобы она ее спела. И она-таки спела «Валенки» знаменитые на сцене лагерной столовой».
После смерти Сталина Русланова и Крюков были освобождены. Вскоре появились афиши первого концерта в Концертном зале им. П.И. Чайковского. Такого ажиотажа Москва давно не знала. Купить билеты можно было только по великому блату, спекулянтами же они перепродавались за бешеные деньги. В день концерта проезд по близлежащим к залу улицам был парализован, Москва пришла слушать свою Русланову".
Вопросы
1. Какие черты характера Л. Руслановой отражены в приведенных воспоминаниях?
2. Как зрители воспринимали выступления Руслановой? Аргументируйте ответ цитатами.
Далее следует прослушивание песни в исполнении Л.А. Руслановой.
1. Дополните ответ на 2 вопрос, опираясь на собственные ощущения.
2. Если бы вам представилась возможность прослушать другие песни в исполнении Лидии Андреевны, воспользовались бы вы ею?
Такой вот фрагмент урока получился. Несколько сыроват, осознаю, но курс, повторюсь, живет только год. Поэтому впереди много работы.
С уважением Боровкова Татьяна Геннадьевна, учитель истории и обществознания г. Балаково