Людмила Николаевна, такие вопросы Вы задаете хорошие и не простые! Думаю, ничего заменить нельзя - времена уходят безвозвратно, потому нам так дорога память! А в 19 в. читали, наверно, меньше, чем в 20 в. и, может даже, чем в 21 в. - читали по другому, не спеша, вдумчиво, вчувствовались в каждый образ, читали те люди, которые могли и с авторами быть знакомы, могли обсуждать прочитанное, опять же, не спеша, без программы, без дидактики... Что сегодня? Много читают ребята. Я как-то посмотрела программу по литературе для старшеклассников - я в их годы половины авторов и произведений не знала, а какие они исследования проводят, например, по творчеству Д.Андреева, М.Булгакова, Ф.Кафки - очень сложные!
Я сама сегодня больше смотрю кино, чем читаю, а если бы фильмы были так же доступны в моем детстве, как книги - не знаю, что бы со мной было... Конкуренция между словом и зрительным образом... очень не просто!
Людмила Николаевна, такие вопросы Вы задаете хорошие и не простые! Думаю, ничего заменить нельзя - времена уходят безвозвратно, потому нам так дорога память! А в 19 в. читали, наверно, меньше, чем в 20 в. и, может даже, чем в 21 в. - читали по другому, не спеша, вдумчиво, вчувствовались в каждый образ, читали те люди, которые могли и с авторами быть знакомы, могли обсуждать прочитанное, опять же, не спеша, без программы, без дидактики... Что сегодня? Много читают ребята. Я как-то посмотрела программу по литературе для старшеклассников - я в их годы половины авторов и произведений не знала, а какие они исследования проводят, например, по творчеству Д.Андреева, М.Булгакова, Ф.Кафки - очень сложные!
Я сама сегодня больше смотрю кино, чем читаю, а если бы фильмы были так же доступны в моем детстве, как книги - не знаю, что бы со мной было... Конкуренция между словом и зрительным образом... очень не просто!