Форма мини-сочинения (эссе) дает простор субъективности, формальной неопределенности, парадоксальности, незавершенности, открытости, образности высказываний, художественной изобретательности. При этом в практике оценивания этого задания необходимы особая строгость, точность, взвешенность, объективность, скрупулезность и вместе с тем относительная простота, «технологичность» шкалы оценок. Данное противоречие создает особые трудности при оценивании. И здесь мы чаще всего встречаем расхождения в оценках экспертов. Это не означает, что от такого задания следует отказаться (создание самостоятельного текста по избранной теме может очень многое сказать об уровне подготовки ученика), но требует постоянного совершенствования критериев его оценивания. Определенные изменения были внесены и в КИМ 2010 г.
Смысл выбранного высказывания должен быть освещен выпускником с опорой на понятийный аппарат и теоретическое содержание конкретной науки. Это принципиальный аспект системы оценивания задания. Важно понимать, что смысл, раскрытый в рамках другой, отличной от указанной в задании науки, даже при идеальном соблюдении выпускником требований к выполнению мини-сочинения (эссе) по обществознанию, не может быть основанием для результативного балла.
На едином государственном экзамене по обществознанию при оценивании ответа по заданию С9 необходимо учитываются следующие элементы:
1)раскрытие смысла высказывания;
2)представление и пояснение своей позиции;
3)уровень приводимых суждений и аргументов (здесь учитывается характер аргументации, способность экзаменуемого сочетать теоретическое обоснование и фактическое подтверждение, выходящее за рамки повседневных представлений).
Само оценивание идет по накопительной схеме: реализация каждой новой позиции прибавляет к уже накопленным новые баллы. Их количество по критерию К1 и К3 колеблется от одного до двух баллов в зависимости от уровня реализации данной позиции.
Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл проблему, поднятую автором высказывания, и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.
№
Критерии оценивания ответа на задание С9
Баллы
К1
Раскрытие смысла высказывания
Смысл высказывания раскрыт.
2
Смысл высказывания в явном виде не раскрыт, но содержание ответа свидетельствует о его понимании.
1
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании.
0
К2
Представление и пояснение собственной позиции
Представлена собственная позиция с аргументацией
1
Представлена собственная позиция без пояснения ИЛИ собственная позиция не представлена.
0
К3
Уровень приводимых суждений и аргументов
Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал.
2
Суждения и аргументы приведены с опорой на теорию, но без использования фактического материала.
ИЛИ Суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений.
1
Суждения и аргументы не приведены.
0
Максимальный балл
5
Источник: Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2010 годаЧАСТЬ I, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ЕГЭС РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМО Б Щ Е С Т В О З Н А Н И Е ( на сайте ФИПИ)
Источник: Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2010 года ЧАСТЬ I, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ЕГЭ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ О Б Щ Е С Т В О З Н А Н И Е ( на сайте ФИПИ)
С уважением, Воробьева Елена Евгеньевна, администратор Сообщества учителей истории http://www.openclass.ru/communities/1294