Изучив содержательную статью В.А. Бухвалова и Я.Г.Плинера «Введение в педагогическую экспертизу. Проблемы педагогической экспертизы», хочется отметить важные компоненты организации работы эксперта.
Что необходимо знать и уметь эксперту?
Эксперту необходимо знать современные системы преподавания и уметь оценивать эффективность их применения на уроках; знать современные принципы воспитания, и уметь оценивать эффективность воспитательного процесса в классе и в школе; уметь оценить методику преподавания, организацию и результаты уроков; уметь оценить уровень взаимоотношений учителя и учащихся, новизны и эффективности авторских материалов учителя; уметь проектировать различные системы преподавания и воспитания с учетом возраста, интересов и уровня развития учащихся.
Эксперт должен иметь большой опыт работы в школе и хорошую научную подготовку, уметь анализировать, оценивать и проектировать педагогический процесс или его элементы на практике.
Эксперты часто допускают ошибки при оценке научности содержания уроков, приемов, методов и форм преподавания и организации уроков.
Эксперт, не имеет целостного представления о системе преподавания учителя и делает поспешные и однобокие выводы.
Эксперты часто не умеют проектировать модели развития структурных элементов школы.
Как избежать ошибок при экспертизе и "не навредить"?
Анализируя уроки, эксперт должен уметь увидеть педагогические закономерности, на основе которых работает учитель, определить возможные ошибки и предложить более оптимальные модели построения уроков.
Эксперт обязан обсуждать результаты своего анализа с педагогами, чья работа оценивается экспертом. Прежде чем делать окончательные выводы, необходимо подтверждение учителя о том, что он согласен с мнением эксперта. Эксперт обязан детально заранее ознакомить своего коллегу с каждым из критериев по всем параметрам анализа.
Анализ и оценка внеклассной учебной и воспитательной работы, научно - методической работы, управления школы осуществляются только после того, как эксперт посетил несколько мероприятий по всем направлениям деятельности этих структурных элементов.
Эксперт должен уметь анализировать и оценивать работу структурного элемента школы и проектировать совместно с методистами школы различные модели дальнейшего развития этого элемента. А для этого нужно очень хорошо изучить все ресурсные возможности школы.