"Толстый и тонкий" написан в жанре "сценки"; основные достижения Чехова- юмориста и сатирика относятся именно к этому жанру. Сценка -- короткий юмористический рассказ, картинка с натуры, комизм которого состоит в передаче разговора персонажей,-- восходит к традициям Гоголя, Островского, Н. Успенского, Слепцова. Приобретя к началу 80 гг. под пером Лейкина черты жанровой завершенности, сценка стала главенствовать в "Осколках". Ч. виртуозно овладел техникой "осколочной" сценки и поднял ее до уровня большой литературы. В духе поэтики сценки у Ч.-- особые приемы краткости, сводящие к минимуму описания и пояснения; заглавия -- простые и незатейливые, называющие место действия, или действующих лиц, или предмет, вокруг которого строится действие ("В Москве на Трубной площади", "В бане", "Справка", "Налим", "Жених и папенька", "Гость", "Утопленник"), реже -- иронические или пародийные заглавия ("Злоумышленник", "Хамелеон", "Дипломат", "Счастливчик", "Сирена", "Интеллигентное бревно"), говорящие и забавные фамилии (дьячки Вонмигласов и Отлукавин, мастер Хрюкин, полицейский надзиратель Очумелов, городовой Елдырин, авторша драмы Мурашкина, француз Шампунь, староста Шельма, генералы Булдеев и Запупырин, купцы Ескимосов и Пятирылов, актеры Унылов и Дикобразов и т. п.). Главное в сценке -- речь персонажей, одновременно правдоподобно-бытовая и смешная. Установка сценки -- писать непременно смешно и непременно коротко -- ограничивала Ч., но и позволяла ему пройти школу краткости и особой выразительности деталей. Значительно расширились традиционные представления о возможных источниках тем и сюжетов литературных произведений.
"Толстый и тонкий" написан в жанре "сценки"; основные достижения Чехова- юмориста и сатирика относятся именно к этому жанру. Сценка -- короткий юмористический рассказ, картинка с натуры, комизм которого состоит в передаче разговора персонажей,-- восходит к традициям Гоголя, Островского, Н. Успенского, Слепцова. Приобретя к началу 80 гг. под пером Лейкина черты жанровой завершенности, сценка стала главенствовать в "Осколках". Ч. виртуозно овладел техникой "осколочной" сценки и поднял ее до уровня большой литературы. В духе поэтики сценки у Ч.-- особые приемы краткости, сводящие к минимуму описания и пояснения; заглавия -- простые и незатейливые, называющие место действия, или действующих лиц, или предмет, вокруг которого строится действие ("В Москве на Трубной площади", "В бане", "Справка", "Налим", "Жених и папенька", "Гость", "Утопленник"), реже -- иронические или пародийные заглавия ("Злоумышленник", "Хамелеон", "Дипломат", "Счастливчик", "Сирена", "Интеллигентное бревно"), говорящие и забавные фамилии (дьячки Вонмигласов и Отлукавин, мастер Хрюкин, полицейский надзиратель Очумелов, городовой Елдырин, авторша драмы Мурашкина, француз Шампунь, староста Шельма, генералы Булдеев и Запупырин, купцы Ескимосов и Пятирылов, актеры Унылов и Дикобразов и т. п.). Главное в сценке -- речь персонажей, одновременно правдоподобно-бытовая и смешная. Установка сценки -- писать непременно смешно и непременно коротко -- ограничивала Ч., но и позволяла ему пройти школу краткости и особой выразительности деталей. Значительно расширились традиционные представления о возможных источниках тем и сюжетов литературных произведений.