Программа по освоению новых технологий, базирующаяся на системном подходе.
1 этап –информация о новой образовательной технологии.
2 этап –изучение новой образовательной технологии.
3 этап –анализ полученной информации о новой образовательной технологии, ее использование для решения проблем и перспектив развития школы.
4 этап –создание творческой группы.
5 этап –работа с творческой группой или отдельными учителями по апробированию новой образовательной технологии.
6 этап –контроль за результативностью, сравнительный анализ и регулирование (анализ планов уроков, посещение уроков, мониторинг качества обучения).
7 этап – работа по обмену опытом (открытые уроки, МО, научно – практические конференции, семинары).
8 этап –постепенное внедрение новой технологии в работу педагогического коллектива. Поэтапное отслеживание качества этой работы, результативности, рефлексивный этап.
9 этап –подготовка научно – методических разработок и публикаций
Организация инновационной деятельности педагога в учебном процессе.
№
Аспект инновационной деятельности
1
2
3
4
5
6
Очень высокая
Высокая
Средняя
Отсутствует
1.
Система реализации педагогических целей (формирование гуманитарной культуры; социально-значимого определения; формирование жизненных планов и профессиональных намерений и др.).
2.
Разработка модели развития, выбор программ, учебников и учебных пособий.
3.
Разработка критериев и оценка авторских программ, учебных планов, методик преподавания.
4.
Организация работы по апробации инновационных технологий, передового педагогического опыта.
5.
Знание возрастной психологии, умение учитывать ее при организации обучения.
6.
Знание и понимание проблем современного образования.
7.
Знание и умение использовать методы исследования:
7.1.
Изучение литературы
7.2.
Метод наблюдения
7.3.
Социологические методы
7.4.
Метод устных опросов
7.5.
Метод хронометрирования
8.
Умения:
8.1.
Анализ полученной информации
8.2.
Управление деятельностью учебной группы
8.3.
Отбор и структурирование учебного материала
8.4.
Прогноз хода и результата обучения
8.5.
Выбор альтернативных, инновационных форм организации урока, соответствующие целям урока
8.6.
Написание реферата, обобщение и описание опыта своей работы.
9.
Формирование мотивов учебной деятельности.
10.
Изменение содержания образования (экспериментальные учебные планы, программы по нормативным учебным предметам, спецкурсы, углубленное изучение предмета и др.).
11.
Совершенствование организации педагогического процесса (диагностика, прогнозирование, конструирование педагогического процесса и др.).
12.
Владение методиками:
12.1
Составление тестовых заданий контрольно-измерительных материалов
11.2.
Организация самостоятельной и индивидуально работы учащихся
12.3.
Использование технологии блочно-модульного обучения
12.4.
Рейтинговая система оценки знаний учащихся
12.5.
Применение элементов коллективного способа обучения
12.6.
Составление и использование структурно-логических схем.
13.
Развитие педагогической технологии (совершенствование отдельных элементов урока, отдельных способов и средств обучения; групповые формы учебной деятельности; проблемные, интегрированные, альтернативные уроки и др.
Владение исследовательскими умениями.
Цель:определить комплекс исследовательских умений, которыми владеет учитель.
Поставить знак»+» против умения, которым учитель владеет и может оперировать.
№
Исследовательские умения
Хорошо
Слабо
Не владею
1.
Осознанно совершенствовать свое педагогическое мастерство.
2.
Анализировать, критически оценивать, выделять ведущие идеи и результаты своей деятельности.
3.
Внедрять в свою работу рекомендации психолого-педагогической науки.
4.
Выбирать и обосновывать исследовательскую тему.
5.
Подбирать соответствующую литературу, необходимую для осмысления темы исследования, и сопоставлять свой опыт с отраженным в литературе по данной проблеме.
Находить и применять соответствующие методики исследования.
9.
Обобщать, описывать и литературно оформлять полученные результаты.
10.
Формулировать выводы и рекомендации по окончании исследования и на их основе принимать решения.
11.
Рефлексировать по итогам исследовательской работы.
Формы методической работы.
Деловая игра «Как я себя чувствую в инновационном образовательном пространстве».
Круглый стол «Методика – наука или искусство?», «На перекрестке мнений». «Школа, какая она есть, какую мы хотим построить».
Творческий методический день «Творческая лаборатория учителя».
Педагогическая дискуссия «Понятие профессионализма, мастерства и творчества педагога».
Педагогический совет «Владение педагогическими технологиями и методиками как показатель мастерства учителя».
Научно – методический совет «Деятельность учителя – путь к личности ученика».
Творческие мастерские.
Мастер – классы учителей.
Защита творческой идеи.
Авторская школа учителя – методиста.
Аналитико – диагностические часы.
Экспресс – консультации.
Аукцион методических идей.
Копилка известных и неизвестных методических приемов.
Консультации.
Координация взаимодействия учителей и учащихся.
Семинары.
Деловые игры.
Тренинги.
Дискуссии.
Исследовательская деятельность.
Педагогическая мастерская учителя.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ УЧИТЕЛЯ.
Педагогическая мастерская – это живое, развивающееся явление. Она находит применение на разных уровнях:
-как педагогическая технология в процессе обучения учащихся;
-как модель для изучения практического значения и теоретических основ мастерской;
-как форма повышения квалификации в курсовой переподготовке педагогов;
-как способ принятия управленческих решений на этапе перехода школы в режим развития.
Педагогическая мастерская может быть представлена и как интегративная технология, соединяющая игровые, исследовательские, проблемные виды деятельности. Это открытая система поиска и выбора пути познания, свободного взаимодействия, обобщения и обмена информацией.
Суть мастерской, ее отличие от урока можно понять, лишь «прожив» ее, т. е. пропустив через свое сознание и опыт. Мастерская заканчивается рефлексией. Это «знание о собственном сознании», самоисследование, самоанализ, это необходимейший этап мастерской, который дает возможность каждому осмыслить не только затруднения в ходе работы, но и те неожиданные действия, которые реализуются подчас на бессознательном уровне.
Поэтому в мастерской обязательно происходит так называемый «разрыв» - это индивидуальный, личностный, глубоко внутренний переход к новому видению предмета, явления, закона, он отражает, скорее состояние субъекта, который начинает осознавать разрыв с собой прежним, со своими предыдущими знаниями, с обстоятельствами, в которых находится.
Задачи: повышение педагогического мастерства; создание условий для творческого роста наиболее опытных учителей; поиска новых направлений инновационной деятельности.
Формы:психолого – педагогические семинары, проблемные группы, группы диагностики, педагогические мастерские, теоретические семинары.
Цельпедагогической мастерской – обучить учителей моделировать собственный педагогический опыт, экспериментально проверять эффективность своей модели, разрабатывать методические рекомендации из опыта работы, организовывать проведение и анализ демонстрационных уроков, т. е. создавать условия для заинтересованных учителей повышать свой методический уровень внутри учебного заведения.
Мастерская как форма обучения творческим профессиям получила широкое распостранение в конце ХХ века. Основой обучения в мастерской служит индивидуальный подход учителя - мастера к раскрытию и совершенствованию творческих способностей учителя – ученика. Положительного результата обучения в мастерской можно добиться только при условии желания ученика его достичь. Педагогическая мастерская работает в течение длительного времени и включает разные формы взаимодействия «мастера» и «ученика». Ученики объединяются в творческие группы. В мастерской создаются условия для успешной групповой деятельности учителей. Учеба в мастерской предполагает не только знакомство с опытом учителя - мастера и проблемами современной педагогической науки, но и самостоятельную исследовательскую деятельность. Учеба в мастерской осуществляется поэтапно.
1 этап –знакомство с методической системой «мастера» и определение собственных профессиональных интересов. Школа проводит «День открытых дверей». Администрация школы представляет «мастеров», затем проводятся открытые уроки и заслушиваются выступления, в которых «мастера» обосновывают эффективность авторской методики. Логика выступления может быть в форме ответов на вопросы:
-Почему возникла необходимость работы педагога в данном направлении?
-Что необходимо изменить в работе учителя?
-Какие педагогические технологии и почему именно эти использует учитель?
-Как добиться того, чтобы сама система работы по новой технологии работала на самосовершенствование «ученика»?
-Какие условия надо создать, чтобы система работала эффективно?
-Какие организационные вопросы надо решить в процессе становления нового педагогического опыта?
-Какую работу провести среди учителей, детей и родителей, чтобы инновации работали успешно?
-По каким параметрам можно провести диагностику и выявить тенденции в развитии обучения?
-Какие изменения уже произошли в деятельности «учащихся» и «учителя»?
2 этап– групповая работа. В процессе ее осуществляется самодиагностика, детальное изучение методической системы автора, посещение разных типов уроков. Наработка дидактического материла для проведения собственных экспериментальных уроков определяется требованиями к творческому отчету и условиями защиты творческих работ.
3 – индивидуальная работа. В ее ходе проводится сбор и анализ экспериментальных материалов, учитель осваивает методы исследовательской работы, изучает научную литературу, участвует во взаимопосещении и анализе уроков и учителей своей группы.
4 – проблемный семинар. На этом этапе проходит групповая дискуссия, выявляются эффективные пути решения проблемы, подготавливаются творческие отчеты к защите, уточняются условия конкурса педагогического мастерства.
5 – конкурс педагогического мастерства. На конкурсе осуществляется защита творческих отчетов. Каждый «ученик» готовит оригинальное выступление по своей проблеме, участвует в решении проблемных ситуаций, демонстрирует урок, проводит самоанализ, участвует в дискуссии по проблеме работы мастерской, подготавливает выступление на школьную научно – методическую конференцию.
6 – научно – практическая конференция.«Мастер» со своими «учениками» выступает на пленарном заседании, затем творческая группа проводит одну из секций.
Таким образом, достигается основная цель работы педагогической мастерской. Опыт, который формируется под руководством «учителя – мастера», становится достоянием «учителя – ученика» в процессе активного использования в своей практической деятельности.
Особое место занимают так называемые мастерские по разным предметам. В них главное – не сообщение и освоение информации, а передача способов работы (способов естественно - научного исследования, текстологического анализа художественного произведения, исследования исторических первоисточников, средств создания произведений прикладного искусства и т. д.). Овладеть умением работать в мастерской, передавать способы работы, а не конкретные знания - очень непростая задача для учителя, не так просто суметь отделить способы работы от содержания, вычленить их, побудить ученика овладеть ими.
Количественный состав творческой мастерской – 6-10 человек. Реализация программы работы творческой мастерской учителя осуществляется с использованием различных активных методов обучения следующими путями:
- теоретическое обсуждение педагогических проблем (групповая дискуссия, микродиспут, беседа)
- изучение опыта творчески работающего учителя – мастера (посещение и анализ уроков, внеурочных воспитательных дел, проводимых учителем, беседы-консультации, педагогические диалоги)
- психолого-педагогический тренинг (разыгрывание ролевых ситуаций, разбор ситуаций морального выбора, использование «проективного рисунка» и др).
Методические темы для самообразования.
Опыт гуманизации и гуманитаризации содержания образования средствами предмета в индивидуальной педагогической деятельности учителя.
Противоречия и перспективы развития индивидуально – личностной системы в контексте преподаваемого предмета.
Использование современных педагогических технологий в индивидуальной педагогической системе учителя.
Образовательный стандарт по предмету и педагогическое творчество учителя в процессе реализации требований государственного стандарта общего образования.
Технологии организации инновационной деятельности в образовательных учреждениях и системах.
Специфика образовательных технологий активизации личностно – смысловой познавательной деятельности обучающихся в процессе освоения содержания предмета.
Проектирование целостного содержания образования средствами учебного предмета, интеграции федерального и регионального компонентов БУПа.
Проектирование образовательных процессов качественно высоких уровней и типов как средство модернизации образования.
Анализ современного программно- методического обеспечения преподавания предмета. Анализ и конструирование личностной педагогической системы учителя.
Анализ и экспертная оценка образовательных процессов (уроков).
Сравнительная характеристика методических систем (УМК) по предмету. Обоснование индивидуальной позиции учителя при отборе содержания образования.
Современные методы и организационные формы обучения предмету, обеспечивающие новое качество образования.
Методы формирования духовно и интеллектуально развитой личности в процессе урока.
Интерактивные методы обучения как инструмент формирования ключевых компетенций обучающихся.
Информационно – коммуникативные образовательные технологии в организации освоения содержания учебных программ по предмету.
Психолого – педагогические основы здоровьесберегающего урока в контексте концепции модернизации образования.
Пути, способы и формы организации здоровьесберегающего образовательного процесса по предмету.
Культура инновационных подходов в формировании образовательного пространства личности обучающегося.
Психолого – педагогические основы ведущих технологий обучения – диалоговых, проектных, рефлексивных и т. д.
Научные основы педагогической творческой деятельности в условиях модернизации образования.
Психолого – педагогическое обеспечение развития творческого потенциала обучающегося.
Психолого – педагогические аспекты профессиональной деятельности и профессиональной компетентности учителя в контексте модернизации образования. Практика индивидуализации процесса обучения и создание условий для активной самостоятельной работы обучающихся по предмету.
Ключевые направления развития методики обучения по предмету в контексте модернизации и стандартизации образования.
Практическая направленность уроков как средство формирования и развития у школьников способов мышления, необходимых для социализации и полноценного функционирования в обществе.
Проектный метод обучения предмету как основа педагогики сотрудничества.
Модульная система обучения по предмету: критерии эффективности в формировании основных предметных понятий, категорий, терминов.
Коллективные способы обучения предмету как средство развития коммуникативной культуры учащихся.
Использование информационных технологий в обучении предмету.
Формирование и развитие ключевых компетенций личности обучающегося в процессе учебной деятельности по предмету.
Инновационные формы проведения занятий по предмету: рефлексия педагогического опыта.
Технологии организации эффективной коммуникации в педагогической деятельности.
Технологии формирования и развития общеучебных умений и способностей учащихся в познавательной, коммуникативной и рефлексивно- организационной областях деятельности.
Преподавание предмета на поликультурной основе: рефлексия педагогического опыта.
Организация и виды самостоятельной деятельности учащихся по предмету как основа развития ключевых компетенций и повышения качества образования.
Формирование мировоззрения учащихся средствами предмета.
Инновации в современном образовании.
Современные педагогические технологии как фактор формирования образовательного пространства школы.
Импровизация в педагогическом процессе.
Применение новых форм и методов обучения в учебно - воспитательном процессе.
Вариативное использование новых развивающих форм и методов обучения.
Реализация использования новых форм и методов в обучении.
Интенсификация как изучение методов приобретения знаний.
Воспитание гуманности в учебном процессе.
Комментарий был изменен с момента создания ([email protected], Fri, 22/10/2010 - 15:42).
Онлайн консультация со мной http://www.liveexpert.ru/e/lorikogan
№
№
Онлайн консультация со мной http://www.liveexpert.ru/e/lorikogan