Вот что в обсуждении этой темы на "Кампусе" пишет Оксана Петрова:
Идеи национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» реализованы в стандарте второго поколения (ФГОС-2). В концепции стандарта большое внимание уделено формирующему оцениванию, внутренней и внешней (суммирующей) оценке.
Прежде чем говорить об оценивании, необходимо коснуться планируемых результатов, определяемых стандартов. Ожидаемые результаты складываются из ожиданий семьи, общества и государства.
Родители ожидают, что благодаря полученному образованию, ребенок будет иметь:
Личную успешность
Социальную успешность
Профессиональную успешность
Согласитесь, мы всегда желаем счастья в личной жизни, работе :) Нам важно общественное мнение и признание. Следовательно, школа должна заложить основы этого успеха.
Государству необходимо, чтобы каждый человек был способен:
Сохранять национальное единство
Обеспечивать безопасность
Развивать свой потенциал
Успешно конкурировать на рынке труда
Общество заинтересовано, чтобы человек:
Был безопасен и здоров
Был свободен и ответственен
Умел жить в обществе людей (на основе социальной справедливости)
Обладал достаточным благосостоянием.
Достичь желаемого результата можно в том случае, если:
В школе ребенок умеет учиться. Для этого недостаточно просто ходить на уроки и воспроизводить заученный материал. Если ребенок умеет (!) учиться, то можно сказать, что он «профессиональный ученик»
Достигаются 3 группы планируемых результатов (личностные, предметные и метапредметные)
Система оценки ориентирована на достижение планируемых результатов
Обеспечен индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.
Некоторыми показателями достижения результатов (которые имеют прямое отношение к технологии Портфолио), определенных в ФГОС являются:
мотивация (учебная, социальная);
умение определять границы собственного знания и «незнания»
способность управлять своей деятельностью;
способность к самоконтролю и самокоррекции;
инициативность и самостоятельность
В Стандарте определен примерный состав портфолио:
Результаты стартовой диагностики
Материалы текущей оценки: листы наблюдений, оценочные листы
Рефлексивные листы (для родителей, учителей, самоанализа учащегося)
Выборки детских работ
Результаты и материалы тематических работ
Результаты и материалы итогового контроля
Достижения во внеучебной деятельности
Если соотнести примерный состав и с описанием технологии Портфолио можно сделать вывод о том, что Портфолио носит рефлескивный характер, что означает:
формирование у учащихся способности к объективной самооценке
умение адекватно оценивать свои знания, поступки, возможности
формирование шкалы ценностей, с которой ученик может сверять собственные достижения в различных сферах деятельности
полное представление о процессе деятельности, который может привести к успешному результату
Таким образом, "Портфель ученика" - инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это - комплект документов, самостоятельных работ ученика. Комплект документов разрабатывается учителем и предусматривает:
- задания ученику по отбору материала в "Портфолио" (имеется в виду не конкретное указание, какой материал следует отбирать, а по каким параметрам следует отбирать);
- анкеты для родителей, заполнение которых предполагает внимательное ознакомление с работами ученика; параметры и критерии оценки вложенных в портфель работ;
- анкеты для экспертной группы на презентации для объективной оценки представленного "Портфолио".
Если мы говорим о Портфолио педагога, то основа состоит из тех же принципов и элементов:
умение адекватно оценивать собственные достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно собственного самосовершенствования
бланки, помогающие увидеть сегодняшнее состояние, определить желаемое состояние, наметить пути достижения
рефлексивные бланки, позволяющие соотнести текущее состояние (в определенные моменты движения к намеченной цели) с желаемым результатом и скорректировать дальнейшую деятельность.
Комментарий был изменен с момента создания (Александра Серова, Wed, 16/06/2010 - 15:19).
Вот что в обсуждении этой темы на "Кампусе" пишет Оксана Петрова:
Идеи национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» реализованы в стандарте второго поколения (ФГОС-2). В концепции стандарта большое внимание уделено формирующему оцениванию, внутренней и внешней (суммирующей) оценке.
Прежде чем говорить об оценивании, необходимо коснуться планируемых результатов, определяемых стандартов. Ожидаемые результаты складываются из ожиданий семьи, общества и государства.
Родители ожидают, что благодаря полученному образованию, ребенок будет иметь:
Согласитесь, мы всегда желаем счастья в личной жизни, работе :) Нам важно общественное мнение и признание. Следовательно, школа должна заложить основы этого успеха.
Государству необходимо, чтобы каждый человек был способен:
Общество заинтересовано, чтобы человек:
Достичь желаемого результата можно в том случае, если:
Некоторыми показателями достижения результатов (которые имеют прямое отношение к технологии Портфолио), определенных в ФГОС являются:
В Стандарте определен примерный состав портфолио:
Если соотнести примерный состав и с описанием технологии Портфолио можно сделать вывод о том, что Портфолио носит рефлескивный характер, что означает:
Таким образом, "Портфель ученика" - инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это - комплект документов, самостоятельных работ ученика. Комплект документов разрабатывается учителем и предусматривает:
- задания ученику по отбору материала в "Портфолио" (имеется в виду не конкретное указание, какой материал следует отбирать, а по каким параметрам следует отбирать);
- анкеты для родителей, заполнение которых предполагает внимательное ознакомление с работами ученика; параметры и критерии оценки вложенных в портфель работ;
- анкеты для экспертной группы на презентации для объективной оценки представленного "Портфолио".
Если мы говорим о Портфолио педагога, то основа состоит из тех же принципов и элементов: