Уважаемая Ирина Михайловна, существует много разных способов для осуществления дифференциации обучения. Трудно лишь начать, но как Вы знаете легких путей не бывает. И не сразу к Вам приходит столько человек на урок. Дифференцированный подход является основой индивидуально - ориентированной системы обучения, позволяющий учитывать индивидуальные особенности ученика, создавать условия для преодоления и развития его потенциальных возможностей. При изучении физики к уровню подготовки учащихся предъявляются требования: освоение методов научного познания, владение определенной системой физических законов и понятий, умение воспринимать и перерабатывать учебную информацию, владеть понятиями и представлениями физики, связанной с жизнью человека. В основу личностно- ориентированного подхода положено развитие личности, которая может развиваться в условиях деятельности. Важное значение имеют способы деятельности, разработка дидактических материалов, применение передовых инновационных технологий. Дифференциацию можно разделить: на внутреннюю (создание групп внутри класса); неявную - это форма работы со всем классом, но на различных этапах урока с группой учащихся; внешнюю для учащихся 10-11 классах ( так как существуют различные профили). Учебные группы можно создавать по различным критериям: 1) по степени обученности; 2) по уровню знаний; 3) по умственному развитию; 4) по интересу к изучению предмета. К критериям дифференцированного обучения относятся: эффективность, обучаемость, творческое отношение к учению и развитие способностей. Для работы создаю разноуровневые задания, которые различаются по объему, содержанию, степени сложности, методам и приемам выполнения. Приемы дифференцированного обучения можно использовать на разных типах уроков. Например, при изучении учебного материала в старших классах можно использовать прием: 1) разделить классы на группы ( в зависимости от объема учебного материала 5-6 групп), 2) дать задание, которое готовит каждая группа ( в группе, в зависимости от наполняемости класса от 3 до 5 человек). В группе назначаю старшего, который помогает приготовить материал более слабым учащимся. Например, в 9 классе можно дать тему: "Ядерный реактор", в 10 классе "Применение диодов, транзисторов", в 11 классе "Изучение трансформатора" и "Передача и использование электрической энергии", "Изобретение радио" и т.д. Заранее у уроку необходимо приготовить соответствующие таблицы, можно использовать дополнительную литературу, приборы, DVD-фильмы. В течение первой половины урока группы изучают литературу, отбирают нужный материал и готовят ответ. Вторая часть урока - выступления и обсуждения и при этом часть главного материала надо занести в тетрадь. При такой форме проведения урока учащиеся заняты продуктивным умственным трудом, так как готовят самостоятельно и при поддержке старшего группы. А главное, в меру своих способностей и возможностей. Можно и усложнить: пусть слабые и средние группы класса готовят новый материал, а наиболее подготовленные получают задание - используя дополнительную литературу приготовить сообщение. Дифференцированный подход можно применить и при выполнении лабораторных работ. Пусть учащиеся со слабой и средней подготовкой выполняют работу по инструкции, а более подготовленным ученикам дать творческое задание. При изучении "Силы трения" в 7 классе, сильным предложить зависит ли сила трения от массы, от площади поверхности, как зависит от шероховатости поверхности. В 8 классе предложить разделить по степени сложности лабораторные работы по теплопередаче, по электричеству, по оптике ( см "Фронтальные экспериментальные задания по физике" .Авторы В.А.Буров, С.Ф. Кабанов и В.И. Свиридов). И еще один пример: дифференцированный подход можно применить при решении задач. Так как при обучении физике в 7 классе я сталкиваюсь с проблемой решения задач на движение, хотя подобные задачи ученики начинают решать еще в начальной школе. Трудно им бывает и при оформлении задачи и при применении расчетных формул. Поэтому в 7-8 классе мы используем карточки, при помощи которых ученики могут самостоятельно моделировать формулы, затем применить их при решении задач. Задачи также составлять разноуровневые, рассчитанные на ученика разной группы. Для этого требуется много времени. Наконец, домашние задания тоже давать дифференцированно, а уровень пусть выбирает себе ученик самостоятельно. Это позволит ему работать целеустремленно и заинтересованно.
Уважаемая Ирина Михайловна, существует много разных способов для осуществления дифференциации обучения. Трудно лишь начать, но как Вы знаете легких путей не бывает. И не сразу к Вам приходит столько человек на урок. Дифференцированный подход является основой индивидуально - ориентированной системы обучения, позволяющий учитывать индивидуальные особенности ученика, создавать условия для преодоления и развития его потенциальных возможностей. При изучении физики к уровню подготовки учащихся предъявляются требования: освоение методов научного познания, владение определенной системой физических законов и понятий, умение воспринимать и перерабатывать учебную информацию, владеть понятиями и представлениями физики, связанной с жизнью человека. В основу личностно- ориентированного подхода положено развитие личности, которая может развиваться в условиях деятельности. Важное значение имеют способы деятельности, разработка дидактических материалов, применение передовых инновационных технологий. Дифференциацию можно разделить: на внутреннюю (создание групп внутри класса); неявную - это форма работы со всем классом, но на различных этапах урока с группой учащихся; внешнюю для учащихся 10-11 классах ( так как существуют различные профили). Учебные группы можно создавать по различным критериям: 1) по степени обученности; 2) по уровню знаний; 3) по умственному развитию; 4) по интересу к изучению предмета. К критериям дифференцированного обучения относятся: эффективность, обучаемость, творческое отношение к учению и развитие способностей. Для работы создаю разноуровневые задания, которые различаются по объему, содержанию, степени сложности, методам и приемам выполнения. Приемы дифференцированного обучения можно использовать на разных типах уроков. Например, при изучении учебного материала в старших классах можно использовать прием: 1) разделить классы на группы ( в зависимости от объема учебного материала 5-6 групп), 2) дать задание, которое готовит каждая группа ( в группе, в зависимости от наполняемости класса от 3 до 5 человек). В группе назначаю старшего, который помогает приготовить материал более слабым учащимся. Например, в 9 классе можно дать тему: "Ядерный реактор", в 10 классе "Применение диодов, транзисторов", в 11 классе "Изучение трансформатора" и "Передача и использование электрической энергии", "Изобретение радио" и т.д. Заранее у уроку необходимо приготовить соответствующие таблицы, можно использовать дополнительную литературу, приборы, DVD-фильмы. В течение первой половины урока группы изучают литературу, отбирают нужный материал и готовят ответ. Вторая часть урока - выступления и обсуждения и при этом часть главного материала надо занести в тетрадь. При такой форме проведения урока учащиеся заняты продуктивным умственным трудом, так как готовят самостоятельно и при поддержке старшего группы. А главное, в меру своих способностей и возможностей. Можно и усложнить: пусть слабые и средние группы класса готовят новый материал, а наиболее подготовленные получают задание - используя дополнительную литературу приготовить сообщение. Дифференцированный подход можно применить и при выполнении лабораторных работ. Пусть учащиеся со слабой и средней подготовкой выполняют работу по инструкции, а более подготовленным ученикам дать творческое задание. При изучении "Силы трения" в 7 классе, сильным предложить зависит ли сила трения от массы, от площади поверхности, как зависит от шероховатости поверхности. В 8 классе предложить разделить по степени сложности лабораторные работы по теплопередаче, по электричеству, по оптике ( см "Фронтальные экспериментальные задания по физике" .Авторы В.А.Буров, С.Ф. Кабанов и В.И. Свиридов). И еще один пример: дифференцированный подход можно применить при решении задач. Так как при обучении физике в 7 классе я сталкиваюсь с проблемой решения задач на движение, хотя подобные задачи ученики начинают решать еще в начальной школе. Трудно им бывает и при оформлении задачи и при применении расчетных формул. Поэтому в 7-8 классе мы используем карточки, при помощи которых ученики могут самостоятельно моделировать формулы, затем применить их при решении задач. Задачи также составлять разноуровневые, рассчитанные на ученика разной группы. Для этого требуется много времени. Наконец, домашние задания тоже давать дифференцированно, а уровень пусть выбирает себе ученик самостоятельно. Это позволит ему работать целеустремленно и заинтересованно.