Уважаемая Елена Николаевна! Да, действительно, дифференцируемый подход требует много времени на подборку теоретических задач, задач качественного характера, экспериментальных задач. Но не только задач, так как дифференцируемый подход необходимо осуществлять на всех этапах урока физики.
Так, при объяснении учебного материала учитель может широко опираться на инициативу и возможности хорошо успевающих учеников при организации бесед, направленных на активное усвоение нового материала, при разрешении создаваемых в ходе урока проблемных ситуаций.
Но большие возможности для учета особенностей наиболее подготовленных школьников открываются перед учителем при организации самостоятельной работы в ходе урочных и внеклассных занятий, при определении объема и характера домашних заданий, при проведении контрольных работ. Кроме того, желательно подбирать упражнения, которые используются в самостоятельных и контрольных работах, в нескольких вариантах, начиная от простого к сложному. Таким образом составленные задания позволят любому ученику выполнить тот объем работы, с которым он может справиться сам. Например, составление тестовых заданий по темам. Они дают возможность выполнять их различным группам учащихся, так как тестовые задания по строению содержат и простые вопросы, требующие выбора варианта ответа и задания, на которые ученик должен сам дать ответ.
При задании домашней работы по физике хорошо успевающим ученикам можно предлагать составлять задачи, например в 7 классе ( да и не только в 7, можно в 8-9 классах) , на расчет пути и времени движения, используя таблицу скоростей. Аналогичные задания можно выполнять по теме: Плотность вещества, давление, работа и мощность и т. д. Можно предложить рассмотрение предназначенных для дополнительного чтения параграфов, подготовку обзорных сообщений о новостях науки и техники. Подготовить сообщение или доклад по темам, предложенные учителем. В старших классах можно по некоторым темам, на которые отводятся мало учебных часов, приготовить учащимся презентацию.
Таким образом, при таком подходе к дифференциации обучения можно назвать следующие педагогические достоинства, которые она открывает:
1) повышается мотивация обучения; 2) создаются возможности для развития творческой, целенаправленной личности, осознающей конкретную цель и задачи обучения; 3) выстраивается дидактическая подсистема системы обучения, наиболее приемлемая и эффективная для каждого ученика; 4) достигается действительные, а не мнимые результаты обучения.
Уважаемая Елена Николаевна! Да, действительно, дифференцируемый подход требует много времени на подборку теоретических задач, задач качественного характера, экспериментальных задач. Но не только задач, так как дифференцируемый подход необходимо осуществлять на всех этапах урока физики.
Так, при объяснении учебного материала учитель может широко опираться на инициативу и возможности хорошо успевающих учеников при организации бесед, направленных на активное усвоение нового материала, при разрешении создаваемых в ходе урока проблемных ситуаций.
Но большие возможности для учета особенностей наиболее подготовленных школьников открываются перед учителем при организации самостоятельной работы в ходе урочных и внеклассных занятий, при определении объема и характера домашних заданий, при проведении контрольных работ. Кроме того, желательно подбирать упражнения, которые используются в самостоятельных и контрольных работах, в нескольких вариантах, начиная от простого к сложному. Таким образом составленные задания позволят любому ученику выполнить тот объем работы, с которым он может справиться сам. Например, составление тестовых заданий по темам. Они дают возможность выполнять их различным группам учащихся, так как тестовые задания по строению содержат и простые вопросы, требующие выбора варианта ответа и задания, на которые ученик должен сам дать ответ.
При задании домашней работы по физике хорошо успевающим ученикам можно предлагать составлять задачи, например в 7 классе ( да и не только в 7, можно в 8-9 классах) , на расчет пути и времени движения, используя таблицу скоростей. Аналогичные задания можно выполнять по теме: Плотность вещества, давление, работа и мощность и т. д. Можно предложить рассмотрение предназначенных для дополнительного чтения параграфов, подготовку обзорных сообщений о новостях науки и техники. Подготовить сообщение или доклад по темам, предложенные учителем. В старших классах можно по некоторым темам, на которые отводятся мало учебных часов, приготовить учащимся презентацию.
Таким образом, при таком подходе к дифференциации обучения можно назвать следующие педагогические достоинства, которые она открывает:
1) повышается мотивация обучения; 2) создаются возможности для развития творческой, целенаправленной личности, осознающей конкретную цель и задачи обучения; 3) выстраивается дидактическая подсистема системы обучения, наиболее приемлемая и эффективная для каждого ученика; 4) достигается действительные, а не мнимые результаты обучения.