На форуме встретила много творческих, влюбленных в свою профессию учителей. Каждый учитель имеет свою «изюминку» в работе. И навевает мысль, а кто же такой УЧИТЕЛЬ? Попробую порассуждать.
Человек, который создал новое знание и передал его следующему поколению, уже вполне имеет право именовать себя учителем. Другой вопрос: кто или что может определить считать того или иного человека учителем. И каков он –настоящийучитель?
Если учительница выслушала самую страшную тайну ребенка и не рассмеялась, а приняла все к сердцу – это настоящий учитель. Пусть даже первоклассник показал ей кусочек стекла, глядя через которое, весь мир становится зеленым. Это взрослый знает почему, а для ребенка это открытие и может быть самым главным в данный момент. Если учитель это понимает и уважает личность ребенка, прислушивается к его потребностям – то малышу очень повезло. Он попал к настоящему учителю.
Настоящий учитель работает в постоянном сотрудничестве со своим воспитанником. Это сотрудничество позволяет ученику сделать новые открытия, увидеть мир по-новому, рассказать что-то новое своему учителю. Часто создаваемые таким образом знания бывают новыми не только для ученика, но и для учителя. Такой учитель должен уметь удивляться и удивлять.
При этом нужно постоянно учиться умению слушать ребенка, интересоваться его мнением, развивать диалог на основе равенства, взаимопонимания и творчества. Учитель должен быть профессионалом в своей области науки. И не важно, будет он учителем физики, математики, младших классов или иностранного языка. Он обязан знать и уметь больше своего воспитанника.
Учитель должен четко понимать, что лежит в основе образовательных стандартов, следить за изменениями в учебной программе и стараться опередить их в своих знаниях. А еще он должен уметь признавать перед своими учениками, что чего-то не знает. При этом настоящий учитель никогда не будет использовать отговорки «никто не может знать всего» или «только Бог всеведущ, а я не Бог, потому не могу все знать». Такой учитель никогда не будет иметь достаточного авторитета среди учеников. Другое дело, предложить разобраться в сложном вопросе вместе, проделать сложную мыслительную работу, помогая и поддерживая друг друга. Получать новые знания вместе, делиться ими и наслаждаться самим процессом обмена.
Призвание настоящего учителя состоит в том, чтобы не только дать человеку образование, но и сохранить в нем главное – человечность, передать своему ученику лучшие идеи человечества для того, чтобы ученики, которых он обучает, стали личностями мыслящими, самостоятельными, творческими, духовно богатыми. Хотя и это, наверное, не главное – главное стать для ребенка настоящим другом – тем, кому верят.
Марк Львовский написал для учителей стихотворение: Каждый день вхожу я в класс.
Каждый день вхожу я в класс,
И летит за часом час,
И в мелу моя ладонь,
Знаний как зажечь огонь?
Все за партами сидят,
У кого глаза горят,
В это время кто-то спит,
Что ни спросишь, он молчит!
Кто-то вновь глядит в окно,
Не покажут там кино,
У девчонки нет задач,
Скажет слово, сразу в плач!
Отвечают у доски,
Многие ученики,
Повторение опять,
Кому "три", а кому "пять"!
Каждый день вхожу я в класс,
Вижу взгляды многих глаз,
Но своих учеников,
Я всегда учить готов!
Л.Н. Толстой сказал однажды, что хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце. И какие благодарности могут сравниться с этим счастьем!
Настоящий учитель работает в постоянном сотрудничестве со своим воспитанником. Это сотрудничество позволяет ученику сделать новые открытия, увидеть мир по-новому, рассказать что-то новое своему учителю. Часто создаваемые таким образом знания бывают новыми не только для ученика, но и для учителя. Такой учитель должен уметь удивляться и удивлять.
При этом нужно постоянно учиться умению слушать ребенка, интересоваться его мнением, развивать диалог на основе равенства, взаимопонимания и творчества. Учитель должен быть профессионалом в своей области науки. И не важно, будет он учителем физики, математики, младших классов или иностранного языка. Он обязан знать и уметь больше своего воспитанника.
Призвание настоящего учителя состоит в том, чтобы не только дать человеку образование, но и сохранить в нем главное – человечность, передать своему ученику лучшие идеи человечества для того, чтобы ученики, которых он обучает, стали личностями мыслящими, самостоятельными, творческими, духовно богатыми. Хотя и это, наверное, не главное – главное стать для ребенка настоящим другом – тем, кому верят.
Каждый день вхожу я в класс.
И летит за часом час,
И в мелу моя ладонь,
Знаний как зажечь огонь?
Все за партами сидят,
У кого глаза горят,
В это время кто-то спит,
Что ни спросишь, он молчит!
Кто-то вновь глядит в окно,
Не покажут там кино,
У девчонки нет задач,
Скажет слово, сразу в плач!
Отвечают у доски,
Многие ученики,
Повторение опять,
Кому "три", а кому "пять"!
Каждый день вхожу я в класс,
Вижу взгляды многих глаз,
Но своих учеников,
Я всегда учить готов!