Природа покоряется лишь тому, кто сам ей подчиняется.
(Ф.Бэкон)
Земля - наш дом. Возможно, это единственная обитаемая планета в необъятной Вселенной.
Исследования показали, что земная биосфера - явление в Солнечной системе уникальное. Быть может жизнь - вообще редчайший феномен во Вселенной. Среди огромного многообразия форм и процессов жизнедеятельности иногда встречаются настоящие чудеса. И все это надо познать, объяснить использовать на благо людей.
Природа формировалась миллиарды лет и существовала без участия человека. Среда, в которой человек обитает, создана прежде всего живыми организмами. Сбережение среды возможно только при непременном условии сохранения всего разнообразия жизни.
Любые попытки человека и человечества решить свои проблемы существования и выживания в одиночку (без сохранения всего разнообразия жизни), даже самыми современными техническими средствами, однозначно не состоятельны.
Неверен даже самый гуманный тезис, провозглашенный человеком: все окружающие существа - братья наши меньшие. Человек в существующем мире – самый младший брат, хотя и наделенный щедро старшими братьями разумом и невиданной силой.
Человеку многое уже известно о функционировании и устойчивости живой природы, но чтобы строить свои собственные отношения с ней и возникла наука экология.
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Проблема взаимоотношения человека и природы нашла свое отражение задолго до нашего века.
Еще в XVII веке Ян Амос Коменский обратил на природосообразность всех вещей, т.е. на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде "Великая дидактика". Эпиграфом к этой книге послужил девиз "Пусть течет все свободно, без применения насилия". Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек - это часть природы, следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы.
Экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. Мы должны понимать ограниченность природных ресурсов используемых территорий. Люди должны соблюдать законы природы и изменить свое потребительское отношение к ней: с одной стороны, должны быть учтены интересы людей, их желание создать для себя приемлемые условия к существованию, с другой - человеческие устремления следует ограничить рамками природных законов.
Соответствующие постановления правительства («Указ Президента РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» и др.) возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.
В настоящее время каждый человек, независимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен.
Что же такое экологическая культура? Экологическая культура- это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.
Научившись наблюдать за окружающей красотой в процессе труда и осознав возможность творить с его помощью красоту вокруг себя, школьник иначе воспринимает окружающую среду.
Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни:
В раннем детстве - формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы;
в школьные годы - способствовать пониманию целостной картины мира;
в периоды взросления и зрелости- развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности. Как показывает практика, дети неплохо знают растения и животных других стран, исходя из увиденного в книжке или по телевизору, и гораздо хуже узнают те растения и животных, которые обитают рядом с ними. Нельзя изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего к ачества.
Кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представления о законах природы.
Таким образом, у подрастающего поколения можно сформировать и должно сформироваться новое экологическое сознание.
Природа в деятельности школьников выступает разносторонне, требуя проявления соответствующих разносторонних способностей, так, она оказывается объектом заботы и труда, когда учащиеся преобразуют и охраняют ее.
Сегодняшним подросткам принадлежит будущее. Мероприятия, проводимые в школах, привлекают молодое поколение к различным формам природоохранной деятельности, помогают стать им социально активными гражданами , приобрести навыки решения экологических проблем.
Конечно, необходимо начинать с воспитания мышления, экологической нравственности.
Традиционно в школах проводятся месячники по предметам, где обязательно затрагиваются актуальные экологические проблемы. Результат: выставки экологических газет, плакатов рисунков. Школьные библиотекари регулярно проводят различные мероприятия затрагивая экологические проблемы: это утренники, устные журналы, викторины и т. д.
В сентябре, апреле проходят экологические недели, когда организованно благоустраиваются школьная территория. Осенью в школах проводится выставка цветов, изделий из природного материала, экологическая ярмарка.
Весной (март) традиционно участвуют школьники в празднике "День Птиц".
К сожалению, никто пока не знает, что конкретно надо делать для исправления экологической ситуации в стране, мире. Однако известно, что поиск выхода возможен только совместными усилиями всех и каждого.
Заканчивая, хочется сказать, что образовательная работа в области экологии очень интересна детям. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Наша задача – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
Никогда и нигде не приносите вреда природе. Помните об этом.