Учрежден Постановлением Президиума ЦИК СССР от 6 апреля 1930 года. Статут ордена учрежден Постановлением Президиума ЦИК СССР от 5 мая 1930 года.
В дальнейшем в вопросы, связанные с награждением орденом Красной Звезды, вносились изменения и уточнения Общим положением об орденах СССР (Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 мая 1936 года), Указами Президиума Верховного Совета СССР от 19 июня 1943 года, 26 февраля 1946 года, 15 октября 1947 года и 16 декабря 1947 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 марта 1980 года утвержден Статут ордена Красной Звезды в новой редакции
[2].
Статут ордена.
Орден Красной Звезды учрежден для награждения за большие заслуги в деле обороны Союза ССР как в военное, так и в мирное время, в обеспечении государственной безопасности.
Орденом красной Звезды награждаются:
военнослужащие Советской Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск, сотрудники органов Комитета государственной безопасности СССР, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел;
воинские части, военные корабли, соединения и объединения, предприятия, учреждения, организации.
Орденом Красной Звезды могут быть награждены и военнослужащие иностранных государств.
Награждение орденом Красной Звезды производится:
За личное мужество и отвагу в боях, отличную организацию и умелое руководство боевыми действиями, способствовавшими успеху наших войск;
За успешные боевые действия воинских частей и соединений, в результате которых противнику был нанесен значительный урон;
За заслуги в обеспечении государственной безопасности и неприкосновенности государственной границы СССР;
За мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского или служебного долга, в условиях, сопряженных с риском для жизни;
За образцовое выполнение специальных заданий командования и другие подвиги, совершенные в условиях мирного времени;
За большие заслуги в поддержании высокой боевой готовности войск, отличные показатели в боевой и политической подготовке, овладении новой боевой техникой и другие заслуги в укреплении оборонной мощи СССР;
За заслуги в развитии военной науки и техники, подготовке кадров для Вооруженных Сил СССР;
За заслуги в укреплении обороноспособности государств социалистического содружества.
Награждение орденом Красной Звезды производится по представлению соответственно МО СССР, МВД СССР, КГБ СССР.
Орден Красной Звезды носится на правой стороне груди и при наличии других орденов располагается после ордена Отечественной войны II степени
[2].
Описание ордена.
Орден Красной Звезды представляет собой покрытую рубиново-красной эмалью пятиконечную звезду.
В середине ордена помещен щит с изображением фигуры красноармейца в шинели и буденовке с винтовкой в руках. По ободу щита расположена надпись “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”, в нижней части обода - надпись “СССР”. Под щитом находится изображение серпа и молота. Щит, изображение красноармейца, надпись, серп и молот, а также края звезды - оксидированы
Орден Красной Звезды изготавливается из серебра. Серебряного содержания в ордене - 27,162
Размер ордена между противолежащими вершинами звезды - 47-50 мм (в зависимости от года выпуска). Расстояние от центра ордена до вершины любого из пяти эмалевых лучей звезды составляет 26-27 мм.
На оборотной стороне знак имеет нарезной штифт с гайкой для прикрепления ордена к одежде.
Лента к ордену шелковая муаровая цвета бордо с продольной серой полосой посередине. Ширина ленты - 24 мм, ширина полоски - 5 мм
[2].±1,389 г (на 18 сентября 1975 года). Общий вес ордена - 33,250±1,620 г [31].[2].
История ордена.
Орден Красной Звезды - один из первых советских орденов и второй из боевых по времени учреждения.
Первоначально орден носили на левой стороне груди. С июня 1943 года ордена, прикрепляемые на штифтах, переместили на правую сторону груди и ввели планки с лентами для ношения их взамен орденов и медалей на полевой и повседневной форме.
Первым кавалером ордена Красной Звезды стал известный красный командир, командующий Особой Краснознаменной Дальневосточной армией, командарм 1-го ранга (впоследствии Маршал Советского Союза), Блюхер В.К. Он был награжден этим орденом в 1930 году за блестяще проведенную операцию по отпору китайской агрессии во время событий на Китайско-Восточной железной дороге в 1929 году. Орден Красной Звезды №1 был вручен Блюхеру 13 мая 1930 года
Среди первых награжденных этим орденом - группа лиц, совершивших в сентябре 1930 года "Большой Восточный" авиаперелет на трех самолетах советской конструкции. Общая протяженность перелета по маршруту Москва - Анкара - Тифлис - Тегеран - Кабул - Ташкент - Москва составила около 10500 километров. Участвовавшие в перелете пилоты Ингаунис Ф.А., Широкий Ф.С., Шестель Я.А., аэронавигатор Спирин И.Т., инженер Мезинов А.И. и известный журналист Михаил Кольцов, исполнявший обязанности летчика-наблюдателя, были удостоены орденов Красной Звезды
Постановлением ЦИК СССР от 28 февраля 1931 года орденом Красной Звезды был награжден К.И. Ковалев за выдающиеся изобретения в военной промышленности.
В числе первых награжденных орденом Красной Звезды также были военнослужащие Мартинович К.Ф., Каруцкий В.А., Павлуновский И.П. и другие
Одним из первых награжденных орденом Красной Звезды был летчик-испытатель Козлов И.Ф. При испытании авиационной пушки АПК на опытном истребителе И-12 (АНТ-23) в результате разрыва диффузора повредилась система управления машиной. Летчик с огромным трудом привел самолет на аэродром. За этот подвиг Указом от 20 мая 1932 года Козлов был награжден орденом Красной Звезды № 27
В 30-х годах орден Красной Звезды нередко давался за поступки, не связанные непосредственно с ведением боевых действий. Вот один из примеров: экипаж самолета 256-й авиабригады в составе летчика Высокоса П.П. и штурмана Еренкова М.Д. во время полета обнаружил обрыв крепления лыжи шасси (полет проходил в зимнее время). Комсомолец Еренков выбрался на крыло и, удерживаемый руками Высокоса, устранил повреждение. За проявленное мужество и спасение самолета Еренков и Высокос были награждены орденами Красной Звезды
За выдающиеся заслуги по организации образцовой постановки лечебного дела в центральном госпитале и за непосредственную выдяющуюся работу в деле хирургического лечения Президиум ЦИК СССР своим Постановлением от 7 июля 1933 года наградил орденом Красной Звезды Мандрыка Петра Васильевича - начальника центрального госпиталя Народного Комиссариата по военным и морским делам.
В связи с Днем Авиации Президиум ЦИК СССР выпустил Постановление от 17 августа 1933 года, которым награждались орденом Красной Звезды семеро летчиков и трое инженеров-механиков ВВС РККА - летчики Мичугин, Аладинский, Юмашев, Громов, Апанович, Стоханский, Коган и инженеры-механики Павлов, Левин и Постнов. Также были награждены четверо сотрудников военно-учебных заведений ВВС РККА - начальник и военком 1-й военной школы авиационных техников Панин, старший руководитель Военной академии РККА Лапчинский, заместитель начальника военно-строительного управления РККА Горшков, командир и военком Н-ской авиаэскадрильи Мелешкин.
Отдельно в этом Постановлении от 17 августа збыли приведены списки награжденных по авиационной промышленности, Гражданскому Воздушному Флоту (ГВФ) и Осоавиахиму. По авиапромышленности было награждено 19 человек и открывали список фамилии инженера-директора завода № 22 Горбунова С.П. (за успешное освоение производства и серийного выпуска самолетов тяжелого типа) и старшего борт-механика завода № 22 Годовикова Н.Н. (за исключительные заслуги в области сборки, монтажа и установки моторов на самолетах, давшие возможность безаварийного полета при испытаниях). Под номером 12 в этом списке стояла фамилия выдающегося авиаконструктора всех времен - Андрея Николаевича Туполева. Заместитель начальника ЦАГИ профессор Туполев получил Красную Звезду "за создание целого ряда образцов выдающихся самолетов". Орден с номером 159 на реверсе был ему вручен 7 декабря 1933 года, однако спустя некоторое время он был арестован и все награды были у него изъяты. Перед самой войной Туполев был оправдан и все награды ему были возвращены, однако на них уже стояли совсем другие номера. Так, например, на ордене Красной Звезды стоял номер 20119.
По ГВФ наградили 11 человек и первыми были указаны пилот Красный Н.Н. (за выдающуюся работу по выполнению транфинплана и исключительные летные качества) и пилот Демченко А.С. (за выдающиеся заслуги по полярным и другим ответственным перелетам). По Осоавиахиму было награждено всего 5 человек и под первым номером стояла фамилия заместителя председателя Центрального совета Осоавиахима С.М. Белицкого (за выдающиеся заслуги по организации советской оборонной промышленности - ОДФ, Осоавиахима и военно-научного общества). В числе пяти награжденных были фамилии будущих всемирно известных авиаконструкторов А.С. Яковлева (за исключительные заслуги в деле конструкции легко-моторных типов самолетов) и С.В. Ильюшина (за выдающиеся заслуги по организации учебно-массового планеризма, конструкции учебных планеров и организации высшей планерной школы и планерного завода). На ордене Ильюшина стоял порядковый номер 176.
Авиация играла колоссальную роль в деле повышения престижа молодого Советского государства на международной арене. Имеено поэтому правительство СССР не скупилось на награды авиаторам. Всего через три месяца после крупного Постановления от 17 августа вышло очередное решение Президиума ЦИК СССР "о награждении работников авиационной промышленности". 14 ноября 1933 года орденом Красной Звезды были награждены инженеры-конструкторы Селицкий, Бонин и Марков. В этот же день за участие в организации полета в стратосферу был награжден и инженер-пилот Дирижаблестроя В.Г. Гарканидзе "за исключительно умелую организацию всех работ на старте и заполнение стратостата водородом".
Наряду с авиастроением, важной отраслью народного хозяйства была и добыча драгоценных металлов. Это отражено в награждении орденом Красной Звезды Начальника Главного Управления золотой промышленности А.П. Серебровского, ранее уже награжденного орденом Ленина. Он получил свой второй орден 22 марта 1935 года "за перевыполнение производственной программы 1934 года по Главному Управлению золотой промышленности Наркомтяжпрома и успехи по овладению техникой".
В 1935-1936 годах орденами Красной Звезды Советское правительство наградило большую группу командного, политического и технического состава РККА за успехи в овладении боевой техникой. Так младший танковый техник 134-й мехбригады Мартыненко П.Я. получил орден за подготовку 40 механиков-водителей танков, ставших отличниками боевой и политической подготовки. При этом его собственный танк проработал 1000 моточасов без аварий и поломок. Другой танкист, командир танка комсомолец Ошкадеров П.М. получил орден за общий безаварийный пробег танка более 21 тысячи километров. Он пробыл в танке 800 часов. Среди награжденных были и женщины. Командир эскадрильи Нестеренко М.П. с 1929 года летала на истребителе. Орден Красной Звезды она получила за высокое летное мастерство
Одним из первых коллективов, награжденных этим орденом, стала газета “Красная звезда” (Постановление ЦИК СССР от 27 декабря 1933 года) - за успехи в деле обеспечения боевой и политической подготовки Советской Армии. Позднее эта газета награждена также орденами Красного Знамени, Ленина и Октябрьской Революции
В 1935 году ордена Красной Звезды удостоился Ансамбль песни и пляски Советской Армии, позднее ставший и краснознаменным (в 1949 году).
К началу Великой Отечественной войны орденом Красной Звезды было произведено более 21500 награждений (в том числе 17 частей и учреждений). Наибольшее число награждений (1935) связано с боями у озера Хасан в 1938 году
За заслуги и подвиги во время Великой Отечественной войны орденом Красной Звезды было произведено более 2 млн. 860 тысяч награждений
Авторы проекта ордена - художник Куприянов В.К. и скульптор Голенецкий В.В. [31].[19], [31].[45].[19].[27].[34].[34].[19].Газета под названием “Героическая красноармейская” удостоилась ордена Красной Звезды за участие в боях на Халхин-Голе. Эта газета принадлежала 1-й армейской группе, воевавшей с японцами летом 1939 года. Возглавлял газету бригадный комиссар Ортенберг Д.И. [33].[45].[19].В годы ВОВ орденом Красной Звезды одним из первых был награжден стрелок-радист бомбардировщика младший сержант Беловол Д.А. При возвращении с задания группа наших самолетов была атакована истребителями противника. В завязавшемся воздушном бою Беловол сумел сбить 3 вражеских самолета, однако и сам получил 4 ранения. За проявленные мужество и героизм 8 июля 1941 года Беловол был удостоен ордена Красной Звезды [45].
Орден Красной Звезды
Учрежден Постановлением Президиума ЦИК СССР от 6 апреля 1930 года. Статут ордена учрежден Постановлением Президиума ЦИК СССР от 5 мая 1930 года.
В дальнейшем в вопросы, связанные с награждением орденом Красной Звезды, вносились изменения и уточнения Общим положением об орденах СССР (Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 мая 1936 года), Указами Президиума Верховного Совета СССР от 19 июня 1943 года, 26 февраля 1946 года, 15 октября 1947 года и 16 декабря 1947 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 марта 1980 года утвержден Статут ордена Красной Звезды в новой редакции
[2].
Статут ордена.
Орден Красной Звезды учрежден для награждения за большие заслуги в деле обороны Союза ССР как в военное, так и в мирное время, в обеспечении государственной безопасности.
Орденом красной Звезды награждаются:
Орденом Красной Звезды могут быть награждены и военнослужащие иностранных государств.
Награждение орденом Красной Звезды производится:
Награждение орденом Красной Звезды производится по представлению соответственно МО СССР, МВД СССР, КГБ СССР.
Орден Красной Звезды носится на правой стороне груди и при наличии других орденов располагается после ордена Отечественной войны II степени
[2].Описание ордена.
Орден Красной Звезды представляет собой покрытую рубиново-красной эмалью пятиконечную звезду.
В середине ордена помещен щит с изображением фигуры красноармейца в шинели и буденовке с винтовкой в руках. По ободу щита расположена надпись “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”, в нижней части обода - надпись “СССР”. Под щитом находится изображение серпа и молота. Щит, изображение красноармейца, надпись, серп и молот, а также края звезды - оксидированы
Орден Красной Звезды изготавливается из серебра. Серебряного содержания в ордене - 27,162
Размер ордена между противолежащими вершинами звезды - 47-50 мм (в зависимости от года выпуска). Расстояние от центра ордена до вершины любого из пяти эмалевых лучей звезды составляет 26-27 мм.
На оборотной стороне знак имеет нарезной штифт с гайкой для прикрепления ордена к одежде.
Лента к ордену шелковая муаровая цвета бордо с продольной серой полосой посередине. Ширина ленты - 24 мм, ширина полоски - 5 мм
[2].±1,389 г (на 18 сентября 1975 года). Общий вес ордена - 33,250±1,620 г [31].[2].История ордена.
Орден Красной Звезды - один из первых советских орденов и второй из боевых по времени учреждения.
Первоначально орден носили на левой стороне груди. С июня 1943 года ордена, прикрепляемые на штифтах, переместили на правую сторону груди и ввели планки с лентами для ношения их взамен орденов и медалей на полевой и повседневной форме.
Первым кавалером ордена Красной Звезды стал известный красный командир, командующий Особой Краснознаменной Дальневосточной армией, командарм 1-го ранга (впоследствии Маршал Советского Союза), Блюхер В.К. Он был награжден этим орденом в 1930 году за блестяще проведенную операцию по отпору китайской агрессии во время событий на Китайско-Восточной железной дороге в 1929 году. Орден Красной Звезды №1 был вручен Блюхеру 13 мая 1930 года
Среди первых награжденных этим орденом - группа лиц, совершивших в сентябре 1930 года "Большой Восточный" авиаперелет на трех самолетах советской конструкции. Общая протяженность перелета по маршруту Москва - Анкара - Тифлис - Тегеран - Кабул - Ташкент - Москва составила около 10500 километров. Участвовавшие в перелете пилоты Ингаунис Ф.А., Широкий Ф.С., Шестель Я.А., аэронавигатор Спирин И.Т., инженер Мезинов А.И. и известный журналист Михаил Кольцов, исполнявший обязанности летчика-наблюдателя, были удостоены орденов Красной Звезды
Постановлением ЦИК СССР от 28 февраля 1931 года орденом Красной Звезды был награжден К.И. Ковалев за выдающиеся изобретения в военной промышленности.
В числе первых награжденных орденом Красной Звезды также были военнослужащие Мартинович К.Ф., Каруцкий В.А., Павлуновский И.П. и другие
Одним из первых награжденных орденом Красной Звезды был летчик-испытатель Козлов И.Ф. При испытании авиационной пушки АПК на опытном истребителе И-12 (АНТ-23) в результате разрыва диффузора повредилась система управления машиной. Летчик с огромным трудом привел самолет на аэродром. За этот подвиг Указом от 20 мая 1932 года Козлов был награжден орденом Красной Звезды № 27
В 30-х годах орден Красной Звезды нередко давался за поступки, не связанные непосредственно с ведением боевых действий. Вот один из примеров: экипаж самолета 256-й авиабригады в составе летчика Высокоса П.П. и штурмана Еренкова М.Д. во время полета обнаружил обрыв крепления лыжи шасси (полет проходил в зимнее время). Комсомолец Еренков выбрался на крыло и, удерживаемый руками Высокоса, устранил повреждение. За проявленное мужество и спасение самолета Еренков и Высокос были награждены орденами Красной Звезды
За выдающиеся заслуги по организации образцовой постановки лечебного дела в центральном госпитале и за непосредственную выдяющуюся работу в деле хирургического лечения Президиум ЦИК СССР своим Постановлением от 7 июля 1933 года наградил орденом Красной Звезды Мандрыка Петра Васильевича - начальника центрального госпиталя Народного Комиссариата по военным и морским делам.
В связи с Днем Авиации Президиум ЦИК СССР выпустил Постановление от 17 августа 1933 года, которым награждались орденом Красной Звезды семеро летчиков и трое инженеров-механиков ВВС РККА - летчики Мичугин, Аладинский, Юмашев, Громов, Апанович, Стоханский, Коган и инженеры-механики Павлов, Левин и Постнов. Также были награждены четверо сотрудников военно-учебных заведений ВВС РККА - начальник и военком 1-й военной школы авиационных техников Панин, старший руководитель Военной академии РККА Лапчинский, заместитель начальника военно-строительного управления РККА Горшков, командир и военком Н-ской авиаэскадрильи Мелешкин.
Отдельно в этом Постановлении от 17 августа збыли приведены списки награжденных по авиационной промышленности, Гражданскому Воздушному Флоту (ГВФ) и Осоавиахиму. По авиапромышленности было награждено 19 человек и открывали список фамилии инженера-директора завода № 22 Горбунова С.П. (за успешное освоение производства и серийного выпуска самолетов тяжелого типа) и старшего борт-механика завода № 22 Годовикова Н.Н. (за исключительные заслуги в области сборки, монтажа и установки моторов на самолетах, давшие возможность безаварийного полета при испытаниях). Под номером 12 в этом списке стояла фамилия выдающегося авиаконструктора всех времен - Андрея Николаевича Туполева. Заместитель начальника ЦАГИ профессор Туполев получил Красную Звезду "за создание целого ряда образцов выдающихся самолетов". Орден с номером 159 на реверсе был ему вручен 7 декабря 1933 года, однако спустя некоторое время он был арестован и все награды были у него изъяты. Перед самой войной Туполев был оправдан и все награды ему были возвращены, однако на них уже стояли совсем другие номера. Так, например, на ордене Красной Звезды стоял номер 20119.
По ГВФ наградили 11 человек и первыми были указаны пилот Красный Н.Н. (за выдающуюся работу по выполнению транфинплана и исключительные летные качества) и пилот Демченко А.С. (за выдающиеся заслуги по полярным и другим ответственным перелетам). По Осоавиахиму было награждено всего 5 человек и под первым номером стояла фамилия заместителя председателя Центрального совета Осоавиахима С.М. Белицкого (за выдающиеся заслуги по организации советской оборонной промышленности - ОДФ, Осоавиахима и военно-научного общества). В числе пяти награжденных были фамилии будущих всемирно известных авиаконструкторов А.С. Яковлева (за исключительные заслуги в деле конструкции легко-моторных типов самолетов) и С.В. Ильюшина (за выдающиеся заслуги по организации учебно-массового планеризма, конструкции учебных планеров и организации высшей планерной школы и планерного завода). На ордене Ильюшина стоял порядковый номер 176.
Авиация играла колоссальную роль в деле повышения престижа молодого Советского государства на международной арене. Имеено поэтому правительство СССР не скупилось на награды авиаторам. Всего через три месяца после крупного Постановления от 17 августа вышло очередное решение Президиума ЦИК СССР "о награждении работников авиационной промышленности". 14 ноября 1933 года орденом Красной Звезды были награждены инженеры-конструкторы Селицкий, Бонин и Марков. В этот же день за участие в организации полета в стратосферу был награжден и инженер-пилот Дирижаблестроя В.Г. Гарканидзе "за исключительно умелую организацию всех работ на старте и заполнение стратостата водородом".
Наряду с авиастроением, важной отраслью народного хозяйства была и добыча драгоценных металлов. Это отражено в награждении орденом Красной Звезды Начальника Главного Управления золотой промышленности А.П. Серебровского, ранее уже награжденного орденом Ленина. Он получил свой второй орден 22 марта 1935 года "за перевыполнение производственной программы 1934 года по Главному Управлению золотой промышленности Наркомтяжпрома и успехи по овладению техникой".
В 1935-1936 годах орденами Красной Звезды Советское правительство наградило большую группу командного, политического и технического состава РККА за успехи в овладении боевой техникой. Так младший танковый техник 134-й мехбригады Мартыненко П.Я. получил орден за подготовку 40 механиков-водителей танков, ставших отличниками боевой и политической подготовки. При этом его собственный танк проработал 1000 моточасов без аварий и поломок. Другой танкист, командир танка комсомолец Ошкадеров П.М. получил орден за общий безаварийный пробег танка более 21 тысячи километров. Он пробыл в танке 800 часов. Среди награжденных были и женщины. Командир эскадрильи Нестеренко М.П. с 1929 года летала на истребителе. Орден Красной Звезды она получила за высокое летное мастерство
Одним из первых коллективов, награжденных этим орденом, стала газета “Красная звезда” (Постановление ЦИК СССР от 27 декабря 1933 года) - за успехи в деле обеспечения боевой и политической подготовки Советской Армии. Позднее эта газета награждена также орденами Красного Знамени, Ленина и Октябрьской Революции
В 1935 году ордена Красной Звезды удостоился Ансамбль песни и пляски Советской Армии, позднее ставший и краснознаменным (в 1949 году).
К началу Великой Отечественной войны орденом Красной Звезды было произведено более 21500 награждений (в том числе 17 частей и учреждений). Наибольшее число награждений (1935) связано с боями у озера Хасан в 1938 году
За заслуги и подвиги во время Великой Отечественной войны орденом Красной Звезды было произведено более 2 млн. 860 тысяч награждений