Цель: знакомство детей с наиболее интересными представителями животного и растительного мира, проверка умения пользоваться справочной литературой, проверка знаний повадок животных и голосов птиц.
Участники игры: в игре могут принимать участие до 5 команд по5-6 человек в каждой, возраст участников 12-15 лет.
Продолжительность игры 1 час.
Место проведения: Игра проводится в виде путешествия по станциям. Если место проведения - школа или дом творчества, то станции располагаются по кабинетам, в актовом зале, рекреации. Также игра может проводиться и на улице - в этом случае станции должны располагаться на таком расстоянии, чтобы команды не мешали друг другу.
Правила игры: всемкомандам объявляется, что они отправляются в путешествие по животному и растительному миру нашей планеты. Для этого им вручаются маршрутные листы, в которых указано, где и какой этап путешествия располагается, а также с какой станции начинается игра у каждой команды.
На станциях каждой команде задается 3 вопроса, за каждый правильный ответ в маршрутный лист ставится «+» красным цветом, а если к4оманда не может дать правильный ответ, то она отправляется в консультационный пункт - библиотеку. Здесь предварительно должна быть приготовлена необходимая литература. Участникам дается определенное время для самостоятельного поиска. Если ответ найден, то команда отправляется вновь на этот этап и получает «+», но уже синего цвета. Если ответ не найден, то команда может отправляться на следующую станцию. Время на работу в библиотеке дается один раз для каждого вопроса. Несколько раз искать ответ на один и тот же вопрос нельзя.
Побеждает та команда, которая быстрее совершит путешествие и наберет больше красных «+» (2 синих «+» приравниваются к одному красному)
Станции:
1.Животный мир. Вопросы:
1. Что означает название животного «гиппопотам»? (в переводе с греческого это значит «речная лошадь»)
2. Каких исчезнувших с лица Земли животных можно встретить на «черных» страницах Красной книги? (морская корова, тарпан, тур)
3. Когда у белых медведей рождаются детеныши? (зимой во время сна)
4. Из чего осы строят свои гнезда? (из бумаги. Осы обладают свойством производить бумагу из древесной массы)
5. Спят ли рыбы? (да, с наступлением ночи рыбы ложатся спать, некоторые даже укладываются набок, но глаза у них остаются открытыми)
II.Растительный мир. Вопросы:
1. Что такое микробиология? (это наука о грибах)
2. Какое растение в Китае и Японии считается священным? (лотос)
3. Что такое паприка? (красный перец)
4. Есть ли у кактусов листья? (да, это иголки. Они в процессе приспособления к засушливому климату приобрели такую форму)
5. Это дерево растет в пустынях и полупустынях Средней Азии, Ирана, Афганистана. Его древесина такая плотная и тяжелая, что не тонет в воде. Назовите его. (саксаул)
III. «Гиннес - шоу». Вопросы:
1. Какое животное является самым крупным из всех существовавших когда-либо на Земле? (синий кит. Его масса достигает 150 т.)
2. Как называется самая большая лягушка? (лягушка - голиаф. Длина ее тела достигает 40 см, масса - 3,5 кг)
3. Какое животное живет дольше всех? (слоновая черепаха. Продолжительность ее жизни составляет 175 лет)
4. Какое животное является самым «горластым» из всех? (крокодил. На втором месте - бегемот, на третьем - лев)
IV. Экословарь.
На этой станции надо дать определение экологическим терминам.
1. Энтомология. (Наука о насекомых)
2. Серпентарий. (Это питомник для содержания ядовитых змей)
3. Мониторинг. (Комплексная система наблюдения, оценки и прогноза состояния окружающей среды или ее отдельных элементов)
4. Смог. (Густые туманы, содержащие пыль и вредные газы)
V. Мир птиц.
На этом этапе можно заработать от 1 до 3 красных «+».
Сначала дается прослушать голос птицы. Если команда сразу определяет, чей это голос, то получает 3 «+», если нет, то дается одна подсказка (например, место обитания птицы), и, угадав, команда получает только 2 «+», если вновь команда не может угадать, тогда дается третья подсказка (например, цвет оперения), и, угадав, команда получает 1«+». Если команда вообще не смогла угадать, значит ни одного «+» она не получит. Пользоваться библиотекой на этой станции нельзя.
VI.Зоотеатр.
Это самый веселый этап. Здесь командам предлагается изобразить животных, птиц, насекомых, при этом правильно передать их повадки и поведение.
Возможные задания:
· Улетающие на юг журавли,
· Добывающие еду аисты,
· Утка с выводком,
· Муравьи на охоте.
Оставив схему проведения игры, но изменив задания на станциях, можно посвятить ее особо охраняемым природным территориям. В этом случае игра может называться «Добро пожаловать в заповедник (или природный парк)»