Я-концепция - это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение.
В школьные годы Я-концепция - основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная, мажорная Я-концепция (Я нравлюсь, Я способен, Я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности. Отрицательная Я-концепция (Я не нравлюсь, не способен, не нужен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.
Личностный подход включает формирование у ребенка положительной Я-концепции, поэтому необходимо создать условия повышения самооценки у детей в процессе школьного обучения:
Воспринимать ребенка таким, какой он есть.
Прежде всего, обращать внимание на положительные стороны характера, успехи и достижения ребенка: позитивная обратная связь.
В ходе обучения не фиксировать внимание на том, чему ребенок еще не научился.
На начальных этапах усвоения нового материала не давать сложных заданий. В случае неудачи ребенка не подкреплять, возникающие у него ощущения неадекватности.
Критиковать ребенка следует на фоне общей психологической поддержки, иначе из-за действия защитных механизмов критика может быть отвергнута или искажена.
Важно, чтобы у учителя была положительная Я-концепция. Учителю с положительным восприятием себя, который в своей деятельности ориентирован на успех, в большей степени удастся воспитать ребенка с адекватной самооценкой.
Сознательно предвосхищать успех, ориентировать ребенка на победу.
Учитывать собственные представления ребенка о себе и индивидуальные особенности ребенка.
Научить ребенка понимать, что успеваемость в школе не связана с характеристиками его личности.
Не делать явного разграничения между более и менее успешными детьми.
Я-концепция - это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение.
В школьные годы Я-концепция - основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная, мажорная Я-концепция (Я нравлюсь, Я способен, Я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности. Отрицательная Я-концепция (Я не нравлюсь, не способен, не нужен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.
Личностный подход включает формирование у ребенка положительной Я-концепции, поэтому необходимо создать условия повышения самооценки у детей в процессе школьного обучения: