Klio-Net представляет
Мини-группа создана в рамках дистанционного обучения педагогов Красноярья
11 группа
Неизвестный художник. Портрет императрицы Екатерины II.
1780. Саратовский государственный художественный музей.
Мебель
Мебель – исторический источник, рассказывающий не только о стране и исторической эпохе, к которой она принадлежит, но и о жизни и быте людей, владевших ей. Активно используемая в быту, мебель быстро изнашивалась и приобретала невзрачный вид – ее с легкостью выбрасывали и заменяли новой. Когда старая мебель становилась ненужной, ее ставили в чулан или сжигали. Многие красивые и дорогие вещи, когда-то украшавшие дворцы или монастыри, выходя из моды или изнашиваясь, попадали в крестьянские дома: например, свадебные сундуки, в которых хранилось приданое невесты, прежде чем занять почетное место в музее, стояли в конюшне или служили для хранения овса. Во время правления Екатерины II влияние западноевропейских мебельщиков на развитие стиля мебельного искусства в России становится всеобъемлющим - так мебель Давида Рентгена, мастера и фабриканта из Германии, дает начало мебели русского классицизма.
Материал подготовлен Ивановой Ольгой
Одежда в эпоху Екатерины Великой
В России до XVIII века во всех слоях общества по-прежнему носили традиционный русский костюм, а все иностранные, «немецкие» моды отвергались. Замена русского платья общеевропейским модным костюмом произошла в начале XVIII столетия после ряда специальных указов Петра I.
При Екатерине II, в 70—90-х годах XVIII века, костюм столичного дворянства достиг необычайной пышности. Одного из вельмож; XVIII столетия, князя Куракина (русского посла во Франции), даже называли «бриллиантовым князем» за обилие драгоценностей, украшавших его костюм. Пример расточительства подавали многочисленные фавориты царицы — Потемкин, Орловы и др.
Мелкопоместное дворянство тянулось за столичным, но, конечно, одевалось с некоторым отставанием от моды. В Москве также менее строго, чем в Петербурге, следовали за модой.
Некоторые упрощения силуэта и формы одежд происходят в последние годы XVIII века. Кафтан суживается и приобретает стоячий воротник и скошенные полы, а иногда заменяется фраком. Правда, фраки этого времени шьют не только из сукна, но и из бархата и тяжелого шелка.
материал подготовлен Ковалевой Светланой
Светские балы
В эпоху руководителей-дам - Елизаветы Петровны и Екатерины II - балы в России превзошли по организации и великолепию лучшие танцевальные застолья прародительницы Европы. Женщины все же знают толк в шике, а точнее умеют шиковать. Балы в то время стали таким же обязательным атрибутом высшего общества, как и паломничество в Мекку для мусульманина. На балу ценили три умения: умение одеваться, танцевать и общаться.
На балах екатерининского времени также стали танцевать кадриль — танец, в котором стали допускаться вольности и комбинация разнообразных фигур.Кадриль постепенно стала символом хорошего общества, обоюдной предупредительности дам и кавалеров, серьезным, этикетным танцем без романтических разговоров.
Менуэт - это был один из наиболее изящных и торжественных танцев. Он исполнялся одной или несколькими парами, построенными в колонну. Скользящие шаги перемежались поклонами и реверансами (см.), что позволяло показать красоту и изысканность манер. Как подчеркивалось в старинном руководстве, "сей танец есть самый благородный и важный, а следовательно, и труднейший, и которому, дабы с потребной приятностью и со всей точностью танцевать, надобно довольное время обучаться".
Бальный танец-шествие. В переводе с французского -польский танец. Исполнялся на балах с начала XVIII в., но особенную популярность приобрел в России со второй половины XVIII в. - в царствование Екатерины II. С этого времени им традиционно начинали бал.
Балы и праздники.
—
<!--[if gte mso 9]> Normal 0 MicrosoftInternetExplorer4 <![endif]--> <!-- /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} h1 {mso-margin-top-alt:auto; margin-right:0cm; mso-margin-bottom-alt:auto; margin-left:0cm; mso-pagination:widow-orphan; mso-outline-level:1; font-size:24.0pt; font-family:"Times New Roman"; font-weight:bold;} p {mso-margin-top-alt:auto; margin-right:0cm; mso-margin-bottom-alt:auto; margin-left:0cm; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} @page Section1 {size:595.3pt 841.9pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:35.4pt; mso-footer-margin:35.4pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} --> <!--[if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman";} <![endif]-->
Купечество.
Нравы купеческого сословия описываются в записках иностранцев. Регламентом Главного магистрата 1721г. городское население делилось на две гильдии. В первую включены «банкиры, знатные купцы…Ко второй гильдии отнесены все торгующие мелочными товарами и харчевыми припасами…В третий разряд, который не назван гильдией, включены чернорабочие и лица наемного труда. Окончательное оформление купеческого сословия завершилось с изданием в 1785г. «Грамоты на права и выгоды городам Российской империи». В облагораживании купеческих нравов сыграла свою роль и религиозность, желание обрести благодать в жизни вечной через соблюдение евангельских заповедей в земной жизни, о чем говорил крупный московский купец Н.П.Вишняков. 17 марта 1775г. Манифест Екатерины II об учреждении купеческих гильдий, принадлежность к которым зависела от объявленного каждым купцом капитала – «по совести». Городовое положение 1785г. относило купцов с капиталом свыше 10тыс. рублей к первой гильдии; с капиталом 5 – 10тыс. ко второй гильдии; с капиталом 1 – 5 тыс. – к третьей (в 1861г. третья гильдия официально отменена). Купцы всех трех гильдий освобождались от натуральной рекрутской повинности, а 1-й и 2-й гильдий – от телесного наказания.В итоге возникает социальная пирамида купеческого сословия с очень тонкой верхушкой в виде малочисленного слоя первогильдейских купцов с их причудливыми нравами. Купечество находилось под прессом произвола капризной власти, ему приходилось откупаться взятками от жадных подъячих. Разбогатевшие купцы торопились записать своих сыновей на службу, чтобы те смогли добиться ставшего теперь доступным звания дворянина. Образ жизни купца XVIIIв. Можно описать следующим образом. Верхом его мечтаний было «иметь жирную лошадь, толстую жену, крепкое пиво, в доме своем собственную светелку, баню и сад. Поэтому он стремился получить как можно больше прибыли, иначе мечте не суждено осуществиться. Вставал купец рано и приходил в лавку зимой с первым лучом солнца, а летом – в шесть часов утра. Открывал её, садился за стол и вместе с знакомыми и покупателями пил сбитень или чай, а затем принимался за торговые дела. Тогда успех в торговле зависел от умения зазывать к себе покупателя, отбив его у соседа. Когда покупатель заходил в лавку, то купец ублажал его различными способами, пытаясь продать товар втридорога. Обращение с покупателем зависело от его сословной принадлежности – с мужиком не церемонились, относились к нему фамильярно, важному лицу кланялись и всячески угождали, священнослужителю демонстрировали знание «Священного писания» и святость. В день именин своих и жены, если у них добрые отношения (а то бывало и такое, что пьяный и озверевший купец бил свою беременную жену ногами в живот), он устраивал званые обеды, а иногда и роскошные балы. На балах молодые танцуют, пожилые играют в мушку, пикет и бостон, купчихи в возрасте поглощают яства и в ходе коротких бесед кивают своими головами, украшенными жемчугом и бриллиантами. За ужином гости много пьют за здоровье хозяина, часто гости бьют посуду, свидетельствуя тем самым доброжелательное отношение к хозяину. Пьянству предавались многие купцы. На «малый запой» отводилась неделя, на «большой» - до месяца. Не следует думать, что все купцы обвешивали, обсчитывали и обкрадывали покупателя, встречались и порядочные, дорожившие своей честью.
История казачества
Начало формирования казачьих сообществ обычно относили к концу XVв. Смута сыграла большую роль в формировании казачества. Одной из главных причин его возникновения является бегство крестьян, холопов, посадских людей из центра России в связи с усилением феодального гнета. Основой хозяйства казаков были промыслы и скотоводство, доход получали от походов к берегам Черного и Азовского морей, на Волгу и Каспий. С конца XVIIв. Земля на Дону начинает приобретать значение основного условия хозяйственной жизни. Рядом жалованных грамот, особенно грамотой 1793г., государство передавало земли казачьим обществам в вечное пользование, а общества войска передавали их в такое же пользование казачьим станицам, от которых казаки получали её по паям. Области расселения казачества входили в состав Российского государства, но были на особом положении, играя роль своеобразной буферной зоны между государственными вотчинами и соседними владениями вассально зависимого от Османской империи Крымского ханства, Ногайской орды и калмыцких тайшей (князьков). Царское правительство не в силах было постоянно держать на Юге войско. Выходом стало привлечение к государственной службе казачества. Сначала служба не носила систематического характера, но в царствование Михаила Федоровича казачьи станицы были объединены и оформлены в единую военную организацию – войско Донское, члены которого стали ежегодно получать жалованье деньгами, хлебом, вином, сукном, порохом, свинцом, оружием и т.д. Атаманы периодически получали от царского имени дорогие подарки и денежные суммы сверх жалованья. Правительство предоставило ряд льгот. Так в 1615г. « за службу, разъезды по шляхам, береженье перевозов» донскому казачеству была жалована свобода торговли. Для социальной организации характерны: личная свобода, социальное равенство, демократизм в приятии решений в сочетании со строгой дисциплиной и единоначалием при их исполнении. Военной, политической и социальной формой организации явилось войско. Высшую законодательную власть осуществлял круг – собрание полноправных казаков всей реки. Исполнительная власть принадлежала войсковому атаману, избираемому кругом. постановления круга обязательны для всех. Главная роль в принятии решений принадлежала старым казакам.
По мере становления сословной организации казачества происходило расхождение его интересов с интересами других сословий – не только дворянства, но и основной массы крестьянства. До середины XVIIв. Связи казаков с Россией походили на отношения между самостоятельными государствами. В вопросах внешних сношений казаки руководствовались собственными интересами, которые не всегда совпадали с планами Москвы. Отношения с коренным населением менялись в зависимости от обстоятельств. Казаки дорожили своей свободой и независимостью. Однако Дон и другие регионы расселения казачества не являлись для беглецов раем, так как казаки не представляли собой однородной массы. Зажиточные казаки группировались вокруг войскового атамана и старшины, в их руках была большая часть скота, рыбные промыслы, струги, им перепадала большая часть военной добычи. От них резко отличались голутвенные казаки, пришлый люд, часто работавшие у добрых станишников по найму. Обыденная повседневная жизнь запорожских казаков складывалась следующим образом:
«Казаки поднимались на ноги с восходом солнца, умывались холодной водой, молились богу и после молитвы, спустя некоторое время, садились за стол к горячему завтраку. Время от завтрака до обеда казаки проводили разно: кто объезжал коня, кто осматривал оружие, кто упражнялся в стрельбе, кто чинил платье, а кто просто лежал на боку, попыхивая из люльки – носогрейки, рассказывал о собственных подвигах на войне, слушал рассказы других и излагал планы новых походов. Ровно в 12часов куренной кухарь ударял в котел и казак спешил в свой курень к обеду. Войдя в курень, казаки находили кушанья : пшеничная каша с примесью кислого ржаного теста, свинина,
мамалыга, брынза, рыба и др.; напитки: горилка, мед, пиво, брага, наливка. Время от обеда до ужина проводилось в тех же занятиях. Вечером ужинали горячим ужином, молились и ложились спать. Другие собирались в небольшие кучки и веселились: играли на кобзах, цимбалах, кожах, свистели на сопилках и тут же танцевали. Третьи просто пели без музыки и пляски; четвертые собирались в углах куреня и при зажженных свечах играли в карты, проигравшего таскали за чуб; играли в кости..»
Большие праздники отмечались торжественно. Донские казаки высоко ценили семейную жизнь, к женатым относились с уважением. Для нравов характерно почитание старших, веселый нрав, хороший ум, хитрость, беспощадная месть врагу.
С конца XVIIв. правительство приступило к уничтожению некоторых опасных, по его мнению, казачьих вольностей и привилегий. Оно запрещало принимать в состав казачьего войска новых членов, требовало выдачи беглых, отменило выборность войсковых начальников. Казачество постепенно превращалось в замкнутое военное сословие. Оно оказалось под контролем правительства. В XVIIIв. правительство все более привлекало казаков к несению службы вне областей их постоянного проживания; утверждалась постоянная воинская служба. В казачьих областях закрепляется сословное деление, узаконивается частное землевладение у верхушки в виде частновладельческих пожалований. Таким образом, на протяжении своего существования казачество прошло путь от вольного общества к замкнутому военному сословию. Казачество являлось важным элементом общерусской государственности, проводником русской культуры и языка на окраинах России. В нем действовали не одни только начала равенства и братства, но проявлялись резко противоречия между верхними и нижними его слоями со всеми последствиями.
Казачество.
Весьма своеобразны нравы казачества, внесшего значительный вклад в защиту нашего Отечества от внешних врагов. Для понимания нравов казачества необходимо знать его происхождение. Суровые и жестокие условия жизни диктовали и определенные нравы.
Начало формирования казачьих сообществ обычно относили к XVв. Исследователи по- разному отвечают на вопрос, что такое казачество – сословие, национальность, народ, этнос или одно из состояний русского народа. Рядом Жалованных грамот, особенно грамотой 1739г., государство передавало земли казачьим обществам в вечное пользование, а общества или войска передавали их в такое пользование казачьим станицам. По мере становления сословной организации казачества происходило расхождение его интересов с интересами других сословий – не только дворянства, но и основной массы крестьянства. С конца XVII в. Правительство приступило к уничтожению некоторых вольностей: запрещало принимать новых людей, требовало выдачи беглых, отменило выборность войсковых начальников. В XVIIIв. Казачество превращалось в замкнутое военное сословие. Казаки не представляли собой однородной массы. Зажиточные казаки группировались вокруг атамана, в их руках была большая часть скота, рыбных промыслов, струг; им перепадала большая часть военной добычи. От них резко отличались голутвенные казаки, пришлый люд. Война для казака была столь же необходима, как птице крылья, как рыбе вода. Он не столько боялся войну, а любил её и заботился о том, чтобы умереть в бою как истинный рыцарь. Поэтому для казака характерна смесь добродетелей и пороков. Благодушие, щедрость, бескорыстие, простота в быту, честность. Но с другой стороны – хвастовство, легкомыслие, лень и беспечность, пьянство. Обыденная повседневная жизнь запорожских казаков складывалась следующим образом: «Казаки поднимались на ноги с восходом солнца, умывались холодной водой, молились богу и после молитвы, спустя некоторое время, садились за стол к горячему завтраку. Время от завтрака до обеда казаки проводили разно: кто объезжал коня, кто осматривал оружие, кто упражнялся в стрельбе, кто чинил платье, а кто просто лежал на боку, попыхивая из люльки – носогрейки, рассказывал о собственных подвигах на войне, слушал рассказы других и излагал планы новых походов. Ровно в 12часов куренной кухарь ударял в котел и казак спешил в свой курень к обеду. Войдя в курень, казаки находили кушанья : пшеничная каша с примесью кислого ржаного теста, свинина, мамалыга, брынза, рыба и др.; напитки: горилка, мед, пиво, брага, наливка. Время от обеда до ужина проводилось в тех же занятиях. Вечером ужинали горячим ужином, молились и ложились спать. Другие собирались в небольшие кучки и веселились: играли на кобзах, цимбалах, кожах, свистели на сопилках и тут же танцевали. Третьи просто пели без музыки и пляски; четвертые собирались в углах куреня и при зажженных свечах играли в карты, проигравшего таскали за чуб; играли в кости».
Большие праздники отмечались торжественно. Донские казаки высоко ценили семейную жизнь, к женатым относились с уважением. Для нравов характерно почитание старших, веселый нрав, хороший ум, хитрость, беспощадная месть врагу.
Ссылки:
Одежда http://www.moda-history.ru/view_post.php?id=171
Одежда http://gastelloschool.narod.ru/historiplat0101.htm
Мебель и коллекционирование http://prospect.zp.ua/history/83/719/
Отечество нам Царское Село http://www.pushkin-history.ru/Foto/Raznoe/Ubileyn_vist_008.htm
.
|
На: Повседневность в эпоху Екатерины Великой
вот такой получился материал
На: Повседневность в эпоху Екатерины Великой
Светские балы
В эпоху руководителей-дам - Елизаветы Петровны и Екатерины II - балы в России превзошли по организации и великолепию лучшие танцевальные застолья прародительницы Европы. Женщины все же знают толк в шике, а точнее умеют шиковать. Балы в то время стали таким же обязательным атрибутом высшего общества, как и паломничество в Мекку для мусульманина. На балу ценили три умения: умение одеваться, танцевать и общаться.
На балах екатерининского времени также стали танцевать кадриль — танец, в котором стали допускаться вольности и комбинация разнообразных фигур.Кадриль постепенно стала символом хорошего общества, обоюдной предупредительности дам и кавалеров, серьезным, этикетным танцем без романтических разговоров.
Менуэт - это был один из наиболее изящных и торжественных танцев. Он исполнялся одной или несколькими парами, построенными в колонну. Скользящие шаги перемежались поклонами и реверансами (см.), что позволяло показать красоту и изысканность манер. Как подчеркивалось в старинном руководстве, "сей танец есть самый благородный и важный, а следовательно, и труднейший, и которому, дабы с потребной приятностью и со всей точностью танцевать, надобно довольное время обучаться".
Бальный танец-шествие. В переводе с французского -польский танец. Исполнялся на балах с начала XVIII в., но особенную популярность приобрел в России со второй половины XVIII в. - в царствование Екатерины II. С этого времени им традиционно начинали бал.
Балы и праздники.
На: Повседневность в эпоху Екатерины Великой
Я внимательно ознакомился с содержанием вашего блога. Он доволно информативен, да и реклама неплохая. Тема вашего блога предполагает в будущем представление большого объёма информации. Что именно вы планируете разместить в своём блоге в будущем?
На: Повседневность в эпоху Екатерины Великой
Я обратила внимание на то как коллеги, распростанили свою информацию, страничка растиражирована в 9 сообществах, это очень хороший ход, наглядность предствалена в выгодном видеоряде, страничка не перегружена текстом. Работа удалась!
На: Повседневность в эпоху Екатерины Великой
Спасибо большое за оценку блога!
На: Повседневность в эпоху Екатерины Великой
Я обратила внимание на то как коллеги, распростанили свою информацию, страничка растиражирована в 9 сообществах, это очень хороший ход, наглядность представлена в выгодном видеоряде, страничка не перегружена текстом. Работа удалась!
На: Повседневность в эпоху Екатерины Великой
Я обратила внимание на то как коллеги, распростанили свою информацию, страничка растиражирована в 9 сообществах, это очень хороший ход, наглядность представлена в выгодном видеоряде, страничка не перегружена текстом. Работа удалась!
На: Повседневность в эпоху Екатерины Великой
В блоге представлен быт высшего дворянского сословия в России эпохи Екатерины Великой. Весьма неплохой материал. Молодец, Ольга! Предполагается ли представление быта крестьянского, купеческого сословий, быта казаков?
Елена
На: Повседневность в эпоху Екатерины Великой
Здравствуйте, специально для Вас Елена Васильевна мы внесем такой материал
На: Повседневность в эпоху Екатерины Великой
Причёски эпохи Екатерины Великой
Стиль рококо царствовал в 18-м веке. В России это эпоха императрицы Екатерины Великой. Образы той эпохи предстают перед нами на полотнах Ватто, Буше, Фрагонара. В эпоху рококо идеалом была изнеженная, манерная внешность. Выразительная деталь облика как мужчин и женщин - большой напудренный парик. Идеал женщины той поры - кукольная, миниатюрная красавица, имеющая изящную, невысокую фигуру с тонкой, затянутой в корсет талией и узенькими плечами. Ее грудь высоко поднята корсетом, что придает ей весьма соблазнительную форму. Идеальная женщина эпохи рококо одета в платье с узким, сильно декольтированным лифом и чрезвычайно пышной юбкой на кринолине. Юбка, кроме того, украшена фижмами (пышными драпировками по бокам). Узкие рукава платья имеют длину до локтя, низки рукавов украшены пышным многослойным кружевом. Платье сшито из тафты (батиста, хлопка, тонкого шелка) и украшено многочисленными бантами и кружевными оборками. Цвет платья - нежный, пастельный: голубой, розовый, бледно-желтый, нежно-зеленый. Любимый орнамент - гирлянды цветов. Волосы красавицы скрыты под высоким напудренным париком. Женщина эпохи рококо довольно сильно нагримирована. У нее набеленное лицо, нарумяненные щеки, тонкие "удивленные" брови и крохотный рот.
Интересный факт.
В эпоху рококо высота женских париков доходила до 35 см! Это были целые сооружения, украшенные натюрмортами, цветами, чучелами птичек и даже корабликами. Парикмахеры трудились над созданием таких произведений понескольку часов. Для того, чтобы во время создания прически пудра, которой обильно посыпался парик, не облепляла лицо, красавица эпохи рококо закрывала его картонным щитком.
Маленькую прическу с распущенными локонами Елизаветы Петровны, украшенную диадемой, сменил скромный стиль причесок императрицы Екатерины Великой. На гравюре 1762 года она изображена с прической из тщательно зачесанных назад волос, убранных в локоны и скромно украшенных цветами. Позднее прически императрицы были несколько пышнее (а Европе в это время царствовало Рококо).
http://lokon.org.ua/article/facty/istoriya_pricheski.html