Submitted by Светлана Николаевна Дмитриева on Fri, 29/05/2009 - 21:45
Японская поэзия сильно отличается от европейской и других восточных стилей - китайского и индийского. Влияние дзен-буддизма привнесло свои правила минимализма и созерцательного погружения в предмет. Полного погружения в сознание и самосознание. Слова тут минимальны. Поэтому и в японской поэзии, несмотря на ее минимализм, каждое слово в стихе несет огромную информацию.
Основные стили в японской поэзии, дошедшей до нас практически в первозданном своем виде это:
Хокку - Японское трехстишие
Танка - пятистишие.
Отличие одно от другого в количестве строк. Может быть, танка более широко раскрывает суть. Но хокку сильнее передает эмоциональность. Хокку выросло из танка.
Размещено Fri, 14/08/2009 - 17:45 пользователем Ирина Анатольевна Чекмарева.
Синквейн - это тоже жанр восточной поэзии. У него нет четкой тематики. Представленная работа - опыт учеников в написании стихотворений данного жанра. Конкурс по ПДД - лишь почва, в которую мы "посеяли" наши знания. Кстати, заняли 1 место. Вот причем ПДД!
Ирина Анатольевна, поздравляем Вас и Ваших детей с таким успехом!!!
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.
В начале XX века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси (Adelaide Crapsey), опиравшаяся на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хайку и танка.
Комментарий был изменен с момента создания (petrova_aa, Fri, 14/08/2009 - 23:09).
Очень интересная страничка получается!!! Я к Японии "дышу неровно", у меня сын заканчивает факультет востоковедения (японский язык и регионоведение), пишет неплохие хокку и танка. Если вы,уважаемые коллеги, не против, он мог дать какие-нибудь интересные разъяснения на этой странице. А пока делюсь своим опытом - уроком по культуре Японии
Наталия Владимировна, будем рады, если Ваш сын примет участие в пополнении ресурсов сообщества, предлагаю создать отдельную страничку по теме, его авторскую И спасибо за урок!!!
Антонина Александровна! Восточной поэзией я не увлекаюсь. Но, думаю, что учителям МХК эти знания не помешают! В программе ведь изучается искусство Китая и Японии. Вот - готовое творческое задание на дом: сочинить хокку.
—
Всем хорошего настроения! http://muza-live.ucoz.ru/
Некоторые особенности хокку можно понять, только познакомившись с его историей. С течением времени танка (пятистишье) стала четко делиться на две строфы - трехстишие и двустишие. Случалось так, что один поэт слагал первую строфу, а второй последующую. Позднее, в 12 веке, появились стихи-цепи, состоящие из чередующихся трехстиший и двустиший. Эта форма получила название рэнга (буквально "нанизанные строки") и первое трехстишие называлось "Начальной строфой", по-японски - хокку. Эта начальная строфа была самой сильной и самой лучшей во всей цепи строк, и с течением времени выделилась как отдельный стих.
Хокку выросло из развлечения древнеяпонских крестьян в придворное стихосложение. При дворе каждого японского императора жили свои придворные поэты, которые были даже выходцами из простых семейств, но усилиями, трудом, своим творчеством достигли высочайших результатов в написании хокку - в стихотворном жизнеописании придворных интриг, природы, любви и страстей. Хокку - лирическое стихотворение. Оно изображает в основном жизнь природы и жизнь человека в их слитном нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года.
Высочайшее искусство написания хокку и строгое соблюдение правила 5-7-5 в тексте не позволяло многим поэтам стать известными. Самые известные в Японии поэты в жанре хокку это Басэ и Исса, посвятившие жизнь свою искусству и оттачиванию поэзии хокку, создания школы хокку и кодекса правил стиха.
Хокку обладает устойчивым метром и искусство писать хокку – это, прежде всего, умение сказать многое в немногих словах.
Сказано слово -
Леденелые губы
Осенним вихрем!
Сложно, очень сложно вложить в семнадцать слогов всю силу природы, все мощь пространства и печаль жизни. Поэтому и произведения, выполненные по правилам, сильнее на слух и шире по восприятию слушателями чем стихи иного слога.
Правило 5-7-5 в хокку твердо соблюдается и в современных стихах новых поэтов. Традиция. Бережное отношение к древности и прошлому, строгое соблюдение и выполнение норм и правил написания сделало этот стих подлинным произведением искусства, которое выделено в Японии в отдельное существо. Как искусство каллиграфии, например.
Трехстишие хокку прочно утвердилось в Японской поэзии и обрело подлинную глубокую емкость во второй половине семнадцатого века и на непревзойденную художественную высоту поднял его великий поэт Японии Мацуо Басэ, создатель не только поэзии хокку но и целой эстетической школы японской поэтики. Басэ совершил переворот в поэзии хокку, вдохнув в нее всю жизненную правду, очистив от поверхностного комизма и выделив правило 5-7-5, за которым до сих пор ревностно следят профессионалы современности.
Задача каждого поэта хокку - заразить читателя лирическим волнением, разбудить его воображение, а для этого совсем не нужно рисовать картину во всех ее деталях. Достаточно немного слогов. Всего семнадцать слогов погружает читателя в иной мир, полный чувственности и расширенного восприятия.
Небо печально
Утро казалось чужим
Без солнца лучей.
Правила написания хокку
Один из самых известных жанров японской поэзии - Хокку, постичь их тайный смысл написания способен не каждый. Мы постараемся объяснить основные принципы написания хокку, они обычно состоят из трехстрочного изречения. В японской истории Хокку олицетворяет вечную неразрывную связь человека и природы. Существуют правила написания хокку, которые невозможно нарушить. Первая строка должна состоять из пяти слогов, вторая из семи, третья, как и первая – из пяти. Всего же хокку должно состоять из 17 слогов.
Однако в русском языке стилистика текста соблюдается редко. Соблюдения этого правила не важно, помните, что русские и японский языки различны, в японском и русском языке разное произношение, ритмический рисунок слов, тембр, рифма и ритм, а значит и написание хокку на русском будет очень сильно отличаться от их написания на японском языке.
Хокку самый уникальный жанр в поэзии всех народов, он несет в себе всего одно мгновение. Первая строка предоставляет начальную информацию, позволяет представить, о чем пойдет речь дальше, вторая раскрывает смысл первой, а вот третья придает стихотворению особый колорит, третья же строка является неожиданным выводом всего произведения.
Кладбищенский забор
Не может больше сдерживать
Напора тюльпанов!
Здесь чувствуется контраст мертвого и живого. Самое интересное, что мысль стихотворения не высказывается напрямую, а выбирает извилистые дороги. Именно это придает хокку ощущение картины, которую мы видим перед глазами. Существует несколько проблем, с которыми можно столкнуться при написании хокку. Первая – отсутствие контраста, вторая огромное насыщение словами, частое повторение похожих схем и вопросов, и самая распространенная – концентрация на себе.
Ветер сдул мою шапку-
Я бросился следом
По улице.
Это легко исправить, заменив некоторые слова и местоимения:
Мартовский ветер-
По улице катится
Моя шапка.
Каждый может задаться вопросом: а для чего вообще нужны хокку? Хокку развивают неординарное мышление, помогут разобраться в начальных азах поэзии. Тем более хокку используется в психотерапии. Уже давно психотерапевты узнают о том, что творится в душе человека. С помощью этих замысловатых стихов можно многое рассказать как о подсознании, так и проблемах человека, можно узнать, как человек воспринимает окружающий мир. Сочиняя хокку можно за пределы реальности, расслабиться и морально отдохнуть. Самое главное чтобы написать стихотворение хокку не нужно долго думать, стихи льются из вашего подсознания, возникают они мимолетно. Иногда они настолько быстро возникают, что каждая написанная вами строка является практически шедевром искусства. Главное открыть душу и запустить в нее порывы вдохновения…
Источник: http://pishi-stihi.ru/detail.php?id=103
Комментарий был изменен с момента создания (MUZA2008, Fri, 29/05/2009 - 21:50).
—
Всем хорошего настроения! http://muza-live.ucoz.ru/
На: Учимся разбираться в восточной поэзии.
Хочу представить творчество своих учеников, принимавших участие в конкурсе по безопасности дорожного движения и сочинивших в связи с этим синквейны.
На: Учимся разбираться в восточной поэзии.
Ирина Анатольевна, Ваши ученики - молодцы!!! Но при чем здесь дорожное движение, мы здесь восточной поэзий занимаемся .
На: Учимся разбираться в восточной поэзии.
Синквейн - это тоже жанр восточной поэзии. У него нет четкой тематики. Представленная работа - опыт учеников в написании стихотворений данного жанра. Конкурс по ПДД - лишь почва, в которую мы "посеяли" наши знания. Кстати, заняли 1 место. Вот причем ПДД!
На: Учимся разбираться в восточной поэзии.
Ирина Анатольевна, поздравляем Вас и Ваших детей с таким успехом!!!
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.
В начале XX века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси (Adelaide Crapsey), опиравшаяся на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хайку и танка.
С уважением, Антонина Александровна
На: Учимся разбираться в восточной поэзии.
"ЯПОНИЯ–СТРАНА ВОСХОДЯЩЕГО СОЛНЦА" из опыта работы.
С уважением, Антонина Александровна
На: Учимся разбираться в восточной поэзии.
Очень интересная страничка получается!!! Я к Японии "дышу неровно", у меня сын заканчивает факультет востоковедения (японский язык и регионоведение), пишет неплохие хокку и танка. Если вы,уважаемые коллеги, не против, он мог дать какие-нибудь интересные разъяснения на этой странице. А пока делюсь своим опытом - уроком по культуре Японии
www.openclass.ru/lessons/51216
На: Учимся разбираться в восточной поэзии.
Наталия Владимировна, будем рады, если Ваш сын примет участие в пополнении ресурсов сообщества, предлагаю создать отдельную страничку по теме, его авторскую И спасибо за урок!!!
С уважением, Антонина Александровна
На: Учимся разбираться в восточной поэзии.
Так и сделаем к сентябрю, Антонина Александровна.
На: Учимся разбираться в восточной поэзии.
Очень интересный материал!!! Молодцы
На: Учимся разбираться в восточной поэзии.
Своеобразная культура! Как хорошо, что в сообществе можно познакомиться с самым разнообразным материалом. Спасибо за подборку ссылок.
Всего доброго!
На: Учимся разбираться в восточной поэзии.
О КИМОНО...
На: Учимся разбираться в восточной поэзии.
Основные жанры восточной поэзии
С уважением, Антонина Александровна
На: Учимся разбираться в восточной поэзии.
Японская литература
С уважением, Антонина Александровна
На: Учимся разбираться в восточной поэзии.
Антонина Александровна! Восточной поэзией я не увлекаюсь. Но, думаю, что учителям МХК эти знания не помешают! В программе ведь изучается искусство Китая и Японии. Вот - готовое творческое задание на дом: сочинить хокку.
В стиле хокку?
Одиноко стою на ветру
И в сердце своём
Пробую разобраться...
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Учимся разбираться в восточной поэзии.
Конечно, Светлана Николаевна, материал для урока уже приличный собран, а хокку практикуют учителя МХК.
С уважением, Антонина Александровна
На: Учимся разбираться в восточной поэзии.
Материал собран благодаря Вам!!!
На: Учимся разбираться в восточной поэзии.
Вместе не сложно
С уважением, Антонина Александровна
На: Учимся разбираться в восточной поэзии.
Искусство Японии
С уважением, Антонина Александровна
На: Учимся разбираться в восточной поэзии.
Японская поэзия и проза
С уважением, Антонина Александровна
На: Учимся разбираться в восточной поэзии.
ЧТО ТАКОЕ ХАЙКУ?
С уважением, Антонина Александровна
На: Учимся разбираться в восточной поэзии.
Восточное мировоззрение в японской поэзии.
С уважением, Антонина Александровна
На: Учимся разбираться в восточной поэзии.
Некоторые особенности хокку можно понять, только познакомившись с его историей. С течением времени танка (пятистишье) стала четко делиться на две строфы - трехстишие и двустишие. Случалось так, что один поэт слагал первую строфу, а второй последующую. Позднее, в 12 веке, появились стихи-цепи, состоящие из чередующихся трехстиший и двустиший. Эта форма получила название рэнга (буквально "нанизанные строки") и первое трехстишие называлось "Начальной строфой", по-японски - хокку. Эта начальная строфа была самой сильной и самой лучшей во всей цепи строк, и с течением времени выделилась как отдельный стих.
Хокку выросло из развлечения древнеяпонских крестьян в придворное стихосложение. При дворе каждого японского императора жили свои придворные поэты, которые были даже выходцами из простых семейств, но усилиями, трудом, своим творчеством достигли высочайших результатов в написании хокку - в стихотворном жизнеописании придворных интриг, природы, любви и страстей. Хокку - лирическое стихотворение. Оно изображает в основном жизнь природы и жизнь человека в их слитном нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года.
Высочайшее искусство написания хокку и строгое соблюдение правила 5-7-5 в тексте не позволяло многим поэтам стать известными. Самые известные в Японии поэты в жанре хокку это Басэ и Исса, посвятившие жизнь свою искусству и оттачиванию поэзии хокку, создания школы хокку и кодекса правил стиха.
Хокку обладает устойчивым метром и искусство писать хокку – это, прежде всего, умение сказать многое в немногих словах.
Сказано слово -
Леденелые губы
Осенним вихрем!
Сложно, очень сложно вложить в семнадцать слогов всю силу природы, все мощь пространства и печаль жизни. Поэтому и произведения, выполненные по правилам, сильнее на слух и шире по восприятию слушателями чем стихи иного слога.
Правило 5-7-5 в хокку твердо соблюдается и в современных стихах новых поэтов. Традиция. Бережное отношение к древности и прошлому, строгое соблюдение и выполнение норм и правил написания сделало этот стих подлинным произведением искусства, которое выделено в Японии в отдельное существо. Как искусство каллиграфии, например.
Трехстишие хокку прочно утвердилось в Японской поэзии и обрело подлинную глубокую емкость во второй половине семнадцатого века и на непревзойденную художественную высоту поднял его великий поэт Японии Мацуо Басэ, создатель не только поэзии хокку но и целой эстетической школы японской поэтики. Басэ совершил переворот в поэзии хокку, вдохнув в нее всю жизненную правду, очистив от поверхностного комизма и выделив правило 5-7-5, за которым до сих пор ревностно следят профессионалы современности.
Задача каждого поэта хокку - заразить читателя лирическим волнением, разбудить его воображение, а для этого совсем не нужно рисовать картину во всех ее деталях. Достаточно немного слогов. Всего семнадцать слогов погружает читателя в иной мир, полный чувственности и расширенного восприятия.
Небо печально
Утро казалось чужим
Без солнца лучей.
Правила написания хокку
Один из самых известных жанров японской поэзии - Хокку, постичь их тайный смысл написания способен не каждый. Мы постараемся объяснить основные принципы написания хокку, они обычно состоят из трехстрочного изречения. В японской истории Хокку олицетворяет вечную неразрывную связь человека и природы. Существуют правила написания хокку, которые невозможно нарушить. Первая строка должна состоять из пяти слогов, вторая из семи, третья, как и первая – из пяти. Всего же хокку должно состоять из 17 слогов.
Однако в русском языке стилистика текста соблюдается редко. Соблюдения этого правила не важно, помните, что русские и японский языки различны, в японском и русском языке разное произношение, ритмический рисунок слов, тембр, рифма и ритм, а значит и написание хокку на русском будет очень сильно отличаться от их написания на японском языке.
Хокку самый уникальный жанр в поэзии всех народов, он несет в себе всего одно мгновение. Первая строка предоставляет начальную информацию, позволяет представить, о чем пойдет речь дальше, вторая раскрывает смысл первой, а вот третья придает стихотворению особый колорит, третья же строка является неожиданным выводом всего произведения.
Кладбищенский забор
Не может больше сдерживать
Напора тюльпанов!
Здесь чувствуется контраст мертвого и живого. Самое интересное, что мысль стихотворения не высказывается напрямую, а выбирает извилистые дороги. Именно это придает хокку ощущение картины, которую мы видим перед глазами. Существует несколько проблем, с которыми можно столкнуться при написании хокку. Первая – отсутствие контраста, вторая огромное насыщение словами, частое повторение похожих схем и вопросов, и самая распространенная – концентрация на себе.
Ветер сдул мою шапку-
Я бросился следом
По улице.
Это легко исправить, заменив некоторые слова и местоимения:
Мартовский ветер-
По улице катится
Моя шапка.
Каждый может задаться вопросом: а для чего вообще нужны хокку? Хокку развивают неординарное мышление, помогут разобраться в начальных азах поэзии. Тем более хокку используется в психотерапии. Уже давно психотерапевты узнают о том, что творится в душе человека. С помощью этих замысловатых стихов можно многое рассказать как о подсознании, так и проблемах человека, можно узнать, как человек воспринимает окружающий мир. Сочиняя хокку можно за пределы реальности, расслабиться и морально отдохнуть. Самое главное чтобы написать стихотворение хокку не нужно долго думать, стихи льются из вашего подсознания, возникают они мимолетно. Иногда они настолько быстро возникают, что каждая написанная вами строка является практически шедевром искусства. Главное открыть душу и запустить в нее порывы вдохновения…
Источник: http://pishi-stihi.ru/detail.php?id=103
На: Учимся разбираться в восточной поэзии.
В копилку японского искусства - икебана
Искусство аранжировки цеетов -красота простоты
В "ответах" к этому посту собираем ссылки на сайты икебаны
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
Икебана в Рунете
Это - лишь вершинка айсберга из сотни тысяч ссылок, выданных на запрос "икебана"
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Учимся разбираться в восточной поэзии.
Светлана Николаевна, не знала, что Вы увлекаетесь искусством Востока. С удовольствием присоединяюсь!
С уважением, Антонина Александровна