Submitted by Антонина Александровна Петрова on пн, 11/05/2009 - 11:25
«Педагогическая техника – это комплекс знаний, умений, навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом.
Владение педагогической техникой является составной частью педагогического мастерства, требует глубоких специальных знаний по педагогике и психологии и особой практической подготовки».
Основными элементами педагогической технологии являются педагогическое
общение, оценка, требование, конфликт и информативное воздействие.
В соответствии с центральным назначением педагогического воздействия
общение выполняют три функции.
1) “открытие” ребенка на общение – призвана, с одной стороны, создать
ему комфортные условия в классе, на уроке, в школе;
2) “соучастие” ребенку в педагогическом общении – достигается в
результате анализа взаимодействия учителя с детьми;
3) “возвышение” ребенка в педагогическом общении – это не завышенная
оценка, а как стимулятор.
Педагогическая оценка предполагает оценивание проявляемого
качества, но не личности ребенка в целом. Оценить – значит “установить
степень, уровень, качество чего-нибудь”. Учитывая такой подход к
педагогической оценке и умело, используя ее в своей работе, педагог
формирует и корректирует ценностные отношения своих учеников. Порой
отношение учителя оказывает на ребёнка более сильное воздействие, чем
беседы или урок.
Функциями педагогической оценки являются: внесение образа на уровне
ценностного отношения к миру, стимулирование деятельности ребенка по
освоению этого отношения, коррекция его возможных отношений в процесс
самостоятельной выработки отношений. Учитывая уникальность и неповторимость
личности каждого ребенка, необходимо тактично и бережно относиться к нему
и учитывать значимость педагогической оценки для его развития.
|ФОРМЫ |
|Поощрения |Наказания |
|Одобрение |Неодобрение |
|Похвала |Замечание |
|Аргументированное поощрение |Аргументированное неодобрение |
|Материальная форма |Лишение удовольствия (кроме |
| |естественных потребностей) |
|При высоком уровне самосознания |
|Благодарность |Выговор |
|Присвоение звания |Исключение из коллектива |
Педагогическое требование – это предъявление ребенку в процессе
воспитания социально-культурной нормы отношения и поведения . Отношения
человека имеют субъективно свободную природу и вырабатываются им
самостоятельно в процессе накопления жизненного опыта. Задача педагога
заключается в том, чтобы повлиять на формирование ценностных отношений
позиций ребенка. Для этого необходимо представлять себе соотношение между
безусловными нормами и правилами.
Реализация требования, доступного в данный момент развития ребенка,
предусматривает и учет его психического состояния. Психика школьника очень
подвижна: настроение у детей может меняться очень часто. Эффектность
педагогического требования возрастает, если учитель постоянно подчеркивает
свое уважение к детям, а для этого формы его обращения и поведения должны
соответствовать этическим нормам, позволяющим педагогу в любой ситуации
оставаться на высоком уровне культуры. Не следует пренебрегать обращениями
к учащимся “Вы”, “Пожалуйста” и т.д. Информативное речевое и
демонстрационное воздействие имеет свои закономерности, учет которых
обеспечивает педагогу возможность более тонкого прикосновения в работе с
детьми.
Рассматривая этот вопрос, в первую очередь необходимо определиться в
двух понятиях – “наглядный” и “демонстрационный” материал. Демонстрационным
материалом может являться все, что чувственно воспринимается человеком.
Наглядный материал должен обладать такими характеристиками, как
доступность, убедительность, понятность. Принцип наглядности, как основной
принцип дидактики ввел Я. Коменский, большую роль в учебном процессе
отводил К.Д. Ушинский. Таким образом, выявленные закономерности в этой
области, дают совокупность технологических правил информативного
демонстрационного воздействия.
1) Предлагаемый детям наглядный материал должен быть доступен, прост и
понятен.
2) Следует стремиться к тому, чтобы используемый материал (наглядный или
демонстрационный) оказывал воздействие, на максимально возможное
количество органов чувств.
3) Обязательное подкрепление демонстрации речью. Речевое пояснение в
сочетании с наглядностью углубляет постижение и осмысление предмета
объяснения
4) Доска, таблица, экран должны иметь горизонтальное расположение с
соотношением 3:4, а округленные углы повышают информационную емкость.
Наиболее значимую информацию рекомендуется располагать в правой
верхней половине формы.
5) Педагогу, производя записи на доске следует выделять выводы
прямоугольником, овалом.
6) Размеры букв на доске должны быть не менее 1/3 лица, чтобы
производимая запись легко прочитывалась с любой парты. Увеличение
букв повышает убедительность.
7) Использование цветного изображения (цветные мелки, маркеры) облегчает
восприятие, т.к. цвет распознается легче и быстрее.
На: Педагогическая техника и мастерство
Условия становления личностной состоятельности Будущего профессионала
С уважением, Антонина Александровна
На: Педагогическая техника и мастерство
Примерная технологическая схема-алгоритм подготовки самоанализа профессиональной деятельности заместителя директора по воспитательной работе
С уважением, Антонина Александровна
На: Педагогическая техника и мастерство
Речь учителя как проявление его педагогической состоятельности
С уважением, Антонина Александровна
На: Педагогическая техника и мастерство
Антонина Александровна, спасибо за отличную подборку материалов!!!
Внесу свою лепту.
Выдержки из книги Анатолия Гина:
"ПРИЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ"
- ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ,
- УПРАВЛЕНИЕ КЛАССОМ,
- ТРАДИЦИИ УРОКА,
- ДИРИЖИРУЕМ УРОКОМ,
- ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА УЧИТЕЛЯ.
ССЫЛКА
На: Педагогическая техника и мастерство
Наталия Владимировна, спасибо, лепта очень существенная
С уважением, Антонина Александровна
На: Педагогическая техника и мастерство
Отличная подборка, спасибо, тема очень актуальная
На: Педагогическая техника и мастерство
Основные умения педагогической деятельности
С уважением, Антонина Александровна
На: Педагогическая техника и мастерство
Основы педагогического мастерства - материал можно использовать для проведения творческой мастерской.
С уважением, Антонина Александровна
На: Педагогическая техника и мастерство
Анна Чернявская. Педагогическая техника в работе учителя
Особенности взаимодействия с учащимися с разным типом характера
Часть 2 -->С уважением, Антонина Александровна
На: Педагогическая техника и мастерство
ЭЛЕМЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Основными элементами педагогической технологии являются педагогическое
общение, оценка, требование, конфликт и информативное воздействие.
В соответствии с центральным назначением педагогического воздействия
общение выполняют три функции.
1) “открытие” ребенка на общение – призвана, с одной стороны, создать
ему комфортные условия в классе, на уроке, в школе;
2) “соучастие” ребенку в педагогическом общении – достигается в
результате анализа взаимодействия учителя с детьми;
3) “возвышение” ребенка в педагогическом общении – это не завышенная
оценка, а как стимулятор.
Педагогическая оценка предполагает оценивание проявляемого
качества, но не личности ребенка в целом. Оценить – значит “установить
степень, уровень, качество чего-нибудь”. Учитывая такой подход к
педагогической оценке и умело, используя ее в своей работе, педагог
формирует и корректирует ценностные отношения своих учеников. Порой
отношение учителя оказывает на ребёнка более сильное воздействие, чем
беседы или урок.
Функциями педагогической оценки являются: внесение образа на уровне
ценностного отношения к миру, стимулирование деятельности ребенка по
освоению этого отношения, коррекция его возможных отношений в процесс
самостоятельной выработки отношений. Учитывая уникальность и неповторимость
личности каждого ребенка, необходимо тактично и бережно относиться к нему
и учитывать значимость педагогической оценки для его развития.
|ФОРМЫ |
|Поощрения |Наказания |
|Одобрение |Неодобрение |
|Похвала |Замечание |
|Аргументированное поощрение |Аргументированное неодобрение |
|Материальная форма |Лишение удовольствия (кроме |
| |естественных потребностей) |
|При высоком уровне самосознания |
|Благодарность |Выговор |
|Присвоение звания |Исключение из коллектива |
Педагогическое требование – это предъявление ребенку в процессе
воспитания социально-культурной нормы отношения и поведения . Отношения
человека имеют субъективно свободную природу и вырабатываются им
самостоятельно в процессе накопления жизненного опыта. Задача педагога
заключается в том, чтобы повлиять на формирование ценностных отношений
позиций ребенка. Для этого необходимо представлять себе соотношение между
безусловными нормами и правилами.
Реализация требования, доступного в данный момент развития ребенка,
предусматривает и учет его психического состояния. Психика школьника очень
подвижна: настроение у детей может меняться очень часто. Эффектность
педагогического требования возрастает, если учитель постоянно подчеркивает
свое уважение к детям, а для этого формы его обращения и поведения должны
соответствовать этическим нормам, позволяющим педагогу в любой ситуации
оставаться на высоком уровне культуры. Не следует пренебрегать обращениями
к учащимся “Вы”, “Пожалуйста” и т.д. Информативное речевое и
демонстрационное воздействие имеет свои закономерности, учет которых
обеспечивает педагогу возможность более тонкого прикосновения в работе с
детьми.
Рассматривая этот вопрос, в первую очередь необходимо определиться в
двух понятиях – “наглядный” и “демонстрационный” материал. Демонстрационным
материалом может являться все, что чувственно воспринимается человеком.
Наглядный материал должен обладать такими характеристиками, как
доступность, убедительность, понятность. Принцип наглядности, как основной
принцип дидактики ввел Я. Коменский, большую роль в учебном процессе
отводил К.Д. Ушинский. Таким образом, выявленные закономерности в этой
области, дают совокупность технологических правил информативного
демонстрационного воздействия.
1) Предлагаемый детям наглядный материал должен быть доступен, прост и
понятен.
2) Следует стремиться к тому, чтобы используемый материал (наглядный или
демонстрационный) оказывал воздействие, на максимально возможное
количество органов чувств.
3) Обязательное подкрепление демонстрации речью. Речевое пояснение в
сочетании с наглядностью углубляет постижение и осмысление предмета
объяснения
4) Доска, таблица, экран должны иметь горизонтальное расположение с
соотношением 3:4, а округленные углы повышают информационную емкость.
Наиболее значимую информацию рекомендуется располагать в правой
верхней половине формы.
5) Педагогу, производя записи на доске следует выделять выводы
прямоугольником, овалом.
6) Размеры букв на доске должны быть не менее 1/3 лица, чтобы
производимая запись легко прочитывалась с любой парты. Увеличение
букв повышает убедительность.
7) Использование цветного изображения (цветные мелки, маркеры) облегчает
восприятие, т.к. цвет распознается легче и быстрее.
С уважением, Антонина Александровна
На: Педагогическая техника и мастерство
Педагогическая логика
С уважением, Антонина Александровна
На: Педагогическая техника и мастерство
ИСКУССТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТЕХНИКИ
С уважением, Антонина Александровна
На: Педагогическая техника и мастерство
Журнал "Педагогическая техника"
С уважением, Антонина Александровна
На: Педагогическая техника и мастерство
Педагогическая техника
С уважением, Антонина Александровна
На: Педагогическая техника и мастерство
Педагогическая техника - мостик из настоящего в будущее
С уважением, Антонина Александровна
На: Педагогическая техника и мастерство
Объективно-личностные факторы и их влияние на труд учителя
С уважением, Антонина Александровна
На: Педагогическая техника и мастерство
Профессия учитель в современном мире
С уважением, Антонина Александровна
На: Педагогическая техника и мастерство
Педагогическая техника и педагогическое мастерство как базовые уровни профессионального развития педагога
С уважением, Антонина Александровна
На: Педагогическая техника и мастерство
Педагогическая техника
С уважением, Антонина Александровна