Официальный сайт pharma-24 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Кацай И.И. Сколько ИКТ нужно школе?

Автор: 
Кацай Ирина Ивановна
Место работы: 
руководитель филиала МОУ ДПО УМЦ города Челябинска
Контакты: 

 

Сколько ИКТ нужно школе?


За последние пару лет мне пришлось побывать на достаточно большом количестве открытых уроков в разных школах на разных предметах. Почти 100% уроков (даже физкультура!) проходили с использованием средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Работая в области информатизации системы образования, подобное обстоятельство является для меня вполне органичным. Однако почти в 100% случаев при анализе мероприятия приходилось слышать, что использование ИКТ на уроке — это есть некий инновационный фактор. А вот согласиться с этим мнением не могу, потому как ИКоТа ИКоТе рознь!

 

Проводя глубинное исследование в более серьезных обстоятельствах, было бы крайне интересно потеоретизировать по поводу задач модернизации системы образования, постановки и достижения новых образовательных результатов, а также как всему этому может способствовать использование ИКТ. Все это несомненно полезно знать и уметь об этом аргументировано говорить. Но в данном случае хочется поделиться практическими приемами того, как можно определить сколько и какого качества ИКТ нужно школе на самом деле и немного спрогнозировать, как этого можно достичь. И все это уложится в три небольших раздела этого материала.

 

Кто ИКТ заказывал?

 

Не знаю где как, а у нас в городе уже 90% педагогов обучились на курсах в области ИКТ-компетентности. Здорово! Опрос педагогов показал, что 71% из них шли на курсы добровольно, так как очень хотели использовать ИКТ на уроках, да и для себя немаловажно знать, потому что у 85% из них есть дома компьютеры. Правда, еще 29% признались, что обучались на курсах под нажимом требований администрации, необходимостью получения удостоверения о повышении квалификации для прохождения аттестации. Спасибо за честные ответы. Но «наших» больше!

 

А вот используют средства ИКТ на уроках наши педагоги, как умеют. Проведя опрос учителей о целях использования ИКТ, выяснили, что использование этих средств собственно для целей учебного процесса составляет 26%. При этом ответы учителей о способах применения средств ИКТ непосредственно в учебном процессе говорят о том, что около 55% педагогов используют их для получения распечатанных материалов, еще четверть педагогов – в качестве презентаций. Использование средств ИКТ в сочетании с методами активного обучения (групповой работой, экспериментальная работа на уроке, проектное задание) составляет лишь 10%.
Подобная ситуация вступает в явное противоречие с теми целями, которые ставят перед собой образовательные учреждения (ОУ) в плане получения новых образовательных результатов, среди которых не последнее место занимают развитие самостоятельных действий учащихся.

 

Одно из тонких мест всей этой ИКТ подготовки мне видится в том, что ОУ (администрация в частности как ответственная за развитие учреждения) не поняло, что с этим теперь делать. Ну понятно, техники докупить, раз научили педагогов на ней работать. Ну ясно, уроки сделать более зрелищными, чтобы другим показать. Но ведь через 10-20 уроков с презентациями уже невооруженным глазом становится понятным, что чего-то не хватает.
Поэтому есть такое предположение, чтобы ИКТ перестало быть инновацией для ОУ, а стало гарантом роста качества образования детей, школе надо самой сначала задуматься о направлениях использования ИКТ в образовательном процессе. С чего можно начать? Например, с оценки степени реального и необходимого использования в учреждении средств ИКТ по различным направлениям.

 

Кстати, результаты опроса, проведенного среди администрации ОУ одного из районов города, о важности ИКТ-компетентность в ряду общих профессиональных требований показал, что владение компьютерными технологиями оценивается руководителями ОУ в среднем в 4,7 балла (по 5 балльной шкале), фактически не уступая лидирующим качествам «хорошее знание своего предмета» (4,9 балла), «умение доступно объяснить материал», «уважительное отношение к учащимся» (4,8 балла каждое качество). Так что материал данной работы может быть интересен любому ОУ, а не только развивающемуся в направлении информатизации образовательного процесса.

 

Для анализа степени реального и потребного использования тех или иных ИК технологий в образовательном процессе учреждения, а также необходимости дальнейшего развития их в ОУ предлагается провести анкетирование педагогов и администрации. Таблица анкеты представлена в табл. 1, для реального опроса ее можно разбить на две: для педагогов и администрации, дополнить необходимыми вступительными и заключительными словами.

 

Таблица 1. Оценка степени реального и необходимого использования в учреждении средств ИКТ по различным направлениям

 

 


Направление использования средств ИКТ педагогами

Педагоги ОУ

Администрация ОУ

Использую

Хочу освоить

% учителей, которые используют

% требуемый для достижения  целей ОУ

Готовят дидактические материалы для урока (распечатанные на бумаге тесты, задания)

 

 

 

 

Создают и используют презентации типа PowerPoint

 

 

 

 

Используют в работе готовые материалы из ЦОР

 

 

 

 

Проводят предметные уроки в компьютерном классе

 

 

 

 

Используют на уроках несколько компьютеров (ноутбуков) для организации работы в группах

 

 

 

 

Осуществляют контроль успеваемости учащихся (например, с помощью электронных таблиц или специальных сред)

 

 

 

 

Используют средства ИКТ в индивидуальной работе с одаренными, способными детьми, нуждающимися в индивидуальном обучении школьниками

 

 

 

 

Проводят уроки с использованием Интернет

 

 

 

 

Самостоятельно создают ЦОР (кроме презентаций): электронные учебники, информационные ресурсы сложной структуры, электронные тесты

 

 

 

 

Создают программы собственных интегрированных с ИКТ предметные курсы

 

 

 

 

Ведут дистанционные курсы для учащихся

 

 

 

 

Используют элементы дистанта в работе с учениками (организуют учебные форумы, рассылку домашних заданий по почте)

 

 

 

 

Участвую в телекоммуникационных проектах с учениками

 

 

 

 

Повышают свою квалификацию дистанционно

 

 

 

 

Участвуют в сетевых МО

 

 

 

 

 

Результаты подобного нетрудоемкого исследования, а его можно провести и с использованием средств ИКТ, сайт Анкетер, формы гугла или Открытого класса вам в этом помогут, непременно дадут богатый материал к размышлению. Сравнение результатов того, что думаем про себя мы сами, и что про нас, всегда поражает, как бы к этому не готовился. Но самый главный результат, который здесь необходимо отследить — это возможность составить перечень требований к уровню использования учителями средств ИКТ в образовательном процессе с учетом потребности школы и возможностями педагогов. И для каждого ОУ этот перечень будет уникальным. Просто в качестве иллюстрации к написанному, что получилось у нас на примере 4 образовательных учреждений, достаточно схожих по условиям в том числе и по развитию информатизации, приведено в табл. 2.

 

Таблица 2. Примеры перечней требований к уровню использования учителями средств ИКТ в образовательном процессе

 

 


Направление использования средств ИКТ педагогами

ОУ 1

ОУ 2

ОУ 3

ОУ 4

Готовят дидактические материалы для урока (распечатанные на бумаге тесты, задания)

100%

100%

100%

100%

Создают и используют презентации типа PowerPoint

80%

80%

100%

80%

Используют в работе готовые материалы из ЦОР

80%

80%

80%

50%

Проводят предметные уроки в компьютерном классе

50%

30%

50%

30%

Используют на уроках несколько компьютеров (ноутбуков) для организации работы в группах

50%

50%

80%

50%

Осуществляют контроль успеваемости учащихся (например, с помощью электронных таблиц или специальных сред)

100%

80%

100%

80%

Используют средства ИКТ в индивидуальной работе с одаренными, способными детьми, нуждающимися в индивидуальном обучении школьниками

100%

100%

80%

50%

Проводят уроки с использованием Интернет

50%

30%

50%

30%

Самостоятельно создают ЦОР (кроме презентаций): электронные учебники, информационные ресурсы сложной структуры, электронные тесты

30%

30%

30%

50%

Создают программы собственных интегрированных с ИКТ предметные курсы

30%

50%

50%

30%

Ведут дистанционные курсы для учащихся

30%

30%

30%

30%

Используют элементы дистанта в работе с учениками (организуют учебные форумы, рассылку домашних заданий по почте)

30%

50%

50%

30%

Участвую в телекоммуникационных проектах с учениками

50%

50%

50%

30%

Повышают свою квалификацию дистанционно

50%

50%

50%

50%

Участвуют в сетевых МО

50%

50%

50%

50%

 

Пусть небольшие (а по отдельным параметрам и существенные) расхождения, но есть, а значит и вектор дальнейшего использования ИКТ и подготовки кадров будет в образовательных учреждениях различным.

 

Ростомер ИКТ

 

Итак, получив перечень требований к ИКТ подготовке педагогов, по данным анкеты можно также составить и градацию этих требований с точки зрения уровней готовности педагогов к использованию средств ИКТ в образовательном процессе.
Не мудрствуя лукаво возьмем за основу достаточно традиционные обозначения:

 

  • Компьютерная осведомленность – владение элементарными навыками работы на компьютере.
  • ИКТ-грамотность, характеризующаяся направленностью на поиск, знакомство с новыми видами использования средств ИКТ.
  • ИКТ-компетентность, характеризующаяся активным внедрением педагогических образцов использования средств ИКТ в образовательном процессе.
  • Информационная культура, для которой характерна направленность на собственные разработки образовательных инноваций в области использования ИКТ.

 

А теперь совместим эти уровни с перечнем конкретных требований, полученных в ОУ. В табл. 3 представлены возможные описания уровней готовности к использованию ИКТ в образовательном процессе на примере одного ОУ.

 

Таблица 3. Карта описания уровней готовности учителей к использованию средств ИКТ в учебном процессе

 

 


Уровень готовности к использованию ИКТ

Краткая характеристика уровня

Возможные требования к уровню в условиях ОУ

ИКТ-осведомленность

Низшая ступень сведений о существовании компьютерной техники.
Учитель знает об особенности работы с информацией с помощью компьютера. Формулирует запрос в общем, например, научиться делать презентации, связать с педагогической целесообразностью ее использования затрудняется.

Использование педагогических возможностей ИКТ на стартовом уровне, например, проведение урока с мультимедиа презентацией, готового анимированного ресурса, цифрового фильма.
Подготовка с помощью ИКТ дидактических материалов для урока.

ИКТ-грамотность

Использует ИКТ на уровне демонстрации (презентации), распечатанных документов, готовых ЦОР. Формулирует запрос в привязке к конкретной теме предстоящего занятия, например, открытого урока.

Проектирование заданий для учащихся, предусматривающих использование ИКТ, например, домашних заданий, связанных с поиском и отбором информации в Интернет.

ИКТ-компетентность

Используют ИКТ для организации контроля знаний учащихся (например, тесты в электронном виде). Проводят интегрированные уроки в компьютерном классе. Используют, например, электронные таблицы (другие спец программы) для проведения эксперимента, обработки статистических данных (или в компьютерном классе, или на уроке в группах с ноутбуками). Умеют добывать информацию из Интернет (в том числе из коллекции цифровых ресурсов). Публикуют свои разработки (методические, ЦОР в сети). Участвуют в сетевых сообществах.

Интегрированное использование ИКТ и современных образовательных технологий: интегрированные уроки, проектная деятельность учащихся на основе ИКТ.
Использование ИКТ во внеурочной деятельности: классные часы, родительские собрания.
Активное самостоятельное изучение программного обеспечения, цифровых образовательных ресурсов, программных средств для создания собственных ресурсов.

Информационная культура

Ведут консультации, дополнительные занятия, выкладывают домашние задания на школьном сайте, форуме, посредством электронной почты. Разработали свои электронные учебники, дистанционные курсы, сетевые проекты.

Ведение цифрового портфолио (своего, класса). Проведение собственного педагогического или научно-исследовательского эксперимента, например, в области влияния средств ИКТ на эффективность обучения по предмету.

 

Таким образом, полученная градация уровней готовности педагогов и спектр использования средств ИКТ, характерный для каждого уровня, может рассматриваться, как основа для определения направления методического сопровождения учителей в области ИКТ.

 

Поможем «заточить» ИКТ!

 

Как уже было показано выше, предлагается выделять четыре уровня готовности педагогов к использованию ИКТ. В табл. 4 представлена сводная информация по градации уровней с указанием рекомендуемых форм и методов методической работы, а также предполагаемых достигаемых результатов (это пример конкретного ОУ). Изменения качества использования средств ИКТ будет зависеть от уровня стартовой подготовки учителей и от преимущественных форм и методов методической поддержки.

 

Таблица 4. Уровни готовности педагогов к использованию ИКТ в учебном процессе

 

 


Стартовый уровень
готовности
к использованию ИКТ

Уровень
методической поддержки
(преимущественные формы и методы)

Результат: сформированный уровень готовности к использованию средств ИКТ, что используют
(требования к педагогам в условиях ОУ)

Наличие компьютерной осведомленности или низкий уровень компьютерной грамотности

Поддерживающее обучение, построенное преимущественно на основе индивидуальных консультаций и работы малых групп.

Компьютерная грамотность
Использование ИКТ на уровне демонстрации (презентации), распечатанных документов, готовые ЦОР, другие программы

Компьютерная грамотность

Проектная деятельность: индивидуальная, совместная.
Использование ресурсов сетевых сообществ: участие в работе, представление своих разработок.
Экспертиза готовых ЦОР, в том числе из единой коллекции.

ИКТ-компетентность.
Используют ИКТ для организации контроля знаний учащихся (тесты в электронном виде). Проводят интегрированные уроки в компьютерном классе. Используют, например, электронные таблицы (другие спец программы) для проведения эксперимента, обработки статистических данных (или в компьютерном классе, или на уроке в группах с ноутбуками). Умеют добывать информацию из Интернет (в том числе из коллекции цифровых ресурсов). Публикуют свои разработки (методические, ЦОР в сети). Участвуют в сетевых сообществах.

ИКТ-компетентность

Преимущественно исследовательская деятельность, проведение собственного педагогического эксперимента.
Использование дистанционных средств обучения. Экспертиза ЦОР. Разработка педагогами ЦОР.

Информационная культура.
Ведут консультации, дополнительные занятия, выкладывают домашние задания на школьном сайте, форуме, посредством электронной почты. Используют ИУМК, ИИСС (информационные источники сложной структуры). Разработали свои электронные учебники, инновационные учебно-методические комплекты (ИУМК).

 

 

И конечно, у вас уже давно вертится вопрос, чьими силами можно реализовать все это? Но это уже другой вопрос, выходящий за рамки рассматриваемой темы. С одной стороны работает система повышения квалификации, есть курсовые подготовки. Сегодня развита сеть дистанционной поддержки. Но немаловажным и существенным фактором может стать организация модели внутришкольного сопровождения учителей, где ключевой фигурой является тьютор, кандидатура которого подбирается школьной командой, администрацией, трудовым коллективом из числа наиболее опытных учителей.

 

В ходе тьюторского сопровождения учителям непосредственно на рабочем месте в конкретной учебной ситуации оказывается помощь в планировании, организации и анализе своей педагогической деятельности по использованию средств ИКТ в образовательном процессе.
В итоге учитель имеет возможность:

 

  • объективно оценить уровень своей готовности к использованию средств ИКТ;
  • выбрать наиболее подходящий для себя путь повышения квалификации на основе самообразования;
  • научиться видеть те педагогические проблемы, которые решаются более эффективно с помощью использования средств ИКТ;
  • анализировать и аккумулировать в своем опыте лучшие образцы педагогической практики;
  • комбинировать элементы теории и практики, умело интегрировать современные информационные и педагогические технологии с целью достижения новых образовательных результатов у учащихся.

 

Все это, в свою очередь способствует формированию информационной культуры педагогов в направлении, определенном потребностями и задачами образовательного учреждения.

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн