Место работы:
руководитель филиала МОУ ДПО УМЦ города Челябинска
Сколько ИКТ нужно школе?
За последние пару лет мне пришлось побывать на достаточно большом количестве открытых уроков в разных школах на разных предметах. Почти 100% уроков (даже физкультура!) проходили с использованием средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Работая в области информатизации системы образования, подобное обстоятельство является для меня вполне органичным. Однако почти в 100% случаев при анализе мероприятия приходилось слышать, что использование ИКТ на уроке — это есть некий инновационный фактор. А вот согласиться с этим мнением не могу, потому как ИКоТа ИКоТе рознь!
Проводя глубинное исследование в более серьезных обстоятельствах, было бы крайне интересно потеоретизировать по поводу задач модернизации системы образования, постановки и достижения новых образовательных результатов, а также как всему этому может способствовать использование ИКТ. Все это несомненно полезно знать и уметь об этом аргументировано говорить. Но в данном случае хочется поделиться практическими приемами того, как можно определить сколько и какого качества ИКТ нужно школе на самом деле и немного спрогнозировать, как этого можно достичь. И все это уложится в три небольших раздела этого материала.
Кто ИКТ заказывал?
Не знаю где как, а у нас в городе уже 90% педагогов обучились на курсах в области ИКТ-компетентности. Здорово! Опрос педагогов показал, что 71% из них шли на курсы добровольно, так как очень хотели использовать ИКТ на уроках, да и для себя немаловажно знать, потому что у 85% из них есть дома компьютеры. Правда, еще 29% признались, что обучались на курсах под нажимом требований администрации, необходимостью получения удостоверения о повышении квалификации для прохождения аттестации. Спасибо за честные ответы. Но «наших» больше!
А вот используют средства ИКТ на уроках наши педагоги, как умеют. Проведя опрос учителей о целях использования ИКТ, выяснили, что использование этих средств собственно для целей учебного процесса составляет 26%. При этом ответы учителей о способах применения средств ИКТ непосредственно в учебном процессе говорят о том, что около 55% педагогов используют их для получения распечатанных материалов, еще четверть педагогов – в качестве презентаций. Использование средств ИКТ в сочетании с методами активного обучения (групповой работой, экспериментальная работа на уроке, проектное задание) составляет лишь 10%.
Подобная ситуация вступает в явное противоречие с теми целями, которые ставят перед собой образовательные учреждения (ОУ) в плане получения новых образовательных результатов, среди которых не последнее место занимают развитие самостоятельных действий учащихся.
Одно из тонких мест всей этой ИКТ подготовки мне видится в том, что ОУ (администрация в частности как ответственная за развитие учреждения) не поняло, что с этим теперь делать. Ну понятно, техники докупить, раз научили педагогов на ней работать. Ну ясно, уроки сделать более зрелищными, чтобы другим показать. Но ведь через 10-20 уроков с презентациями уже невооруженным глазом становится понятным, что чего-то не хватает.
Поэтому есть такое предположение, чтобы ИКТ перестало быть инновацией для ОУ, а стало гарантом роста качества образования детей, школе надо самой сначала задуматься о направлениях использования ИКТ в образовательном процессе. С чего можно начать? Например, с оценки степени реального и необходимого использования в учреждении средств ИКТ по различным направлениям.
Кстати, результаты опроса, проведенного среди администрации ОУ одного из районов города, о важности ИКТ-компетентность в ряду общих профессиональных требований показал, что владение компьютерными технологиями оценивается руководителями ОУ в среднем в 4,7 балла (по 5 балльной шкале), фактически не уступая лидирующим качествам «хорошее знание своего предмета» (4,9 балла), «умение доступно объяснить материал», «уважительное отношение к учащимся» (4,8 балла каждое качество). Так что материал данной работы может быть интересен любому ОУ, а не только развивающемуся в направлении информатизации образовательного процесса.
Для анализа степени реального и потребного использования тех или иных ИК технологий в образовательном процессе учреждения, а также необходимости дальнейшего развития их в ОУ предлагается провести анкетирование педагогов и администрации. Таблица анкеты представлена в табл. 1, для реального опроса ее можно разбить на две: для педагогов и администрации, дополнить необходимыми вступительными и заключительными словами.
Таблица 1. Оценка степени реального и необходимого использования в учреждении средств ИКТ по различным направлениям
Направление использования средств ИКТ педагогами |
Педагоги ОУ
|
Администрация ОУ
|
Использую
|
Хочу освоить
|
% учителей, которые используют
|
% требуемый для достижения целей ОУ
|
Готовят дидактические материалы для урока (распечатанные на бумаге тесты, задания)
|
|
|
|
|
Создают и используют презентации типа PowerPoint
|
|
|
|
|
Используют в работе готовые материалы из ЦОР
|
|
|
|
|
Проводят предметные уроки в компьютерном классе
|
|
|
|
|
Используют на уроках несколько компьютеров (ноутбуков) для организации работы в группах
|
|
|
|
|
Осуществляют контроль успеваемости учащихся (например, с помощью электронных таблиц или специальных сред)
|
|
|
|
|
Используют средства ИКТ в индивидуальной работе с одаренными, способными детьми, нуждающимися в индивидуальном обучении школьниками
|
|
|
|
|
Проводят уроки с использованием Интернет
|
|
|
|
|
Самостоятельно создают ЦОР (кроме презентаций): электронные учебники, информационные ресурсы сложной структуры, электронные тесты
|
|
|
|
|
Создают программы собственных интегрированных с ИКТ предметные курсы
|
|
|
|
|
Ведут дистанционные курсы для учащихся
|
|
|
|
|
Используют элементы дистанта в работе с учениками (организуют учебные форумы, рассылку домашних заданий по почте)
|
|
|
|
|
Участвую в телекоммуникационных проектах с учениками
|
|
|
|
|
Повышают свою квалификацию дистанционно
|
|
|
|
|
Участвуют в сетевых МО
|
|
|
|
|
Результаты подобного нетрудоемкого исследования, а его можно провести и с использованием средств ИКТ, сайт Анкетер, формы гугла или Открытого класса вам в этом помогут, непременно дадут богатый материал к размышлению. Сравнение результатов того, что думаем про себя мы сами, и что про нас, всегда поражает, как бы к этому не готовился. Но самый главный результат, который здесь необходимо отследить — это возможность составить перечень требований к уровню использования учителями средств ИКТ в образовательном процессе с учетом потребности школы и возможностями педагогов. И для каждого ОУ этот перечень будет уникальным. Просто в качестве иллюстрации к написанному, что получилось у нас на примере 4 образовательных учреждений, достаточно схожих по условиям в том числе и по развитию информатизации, приведено в табл. 2.
Таблица 2. Примеры перечней требований к уровню использования учителями средств ИКТ в образовательном процессе
Направление использования средств ИКТ педагогами |
ОУ 1
|
ОУ 2
|
ОУ 3
|
ОУ 4
|
Готовят дидактические материалы для урока (распечатанные на бумаге тесты, задания)
|
100%
|
100%
|
100%
|
100%
|
Создают и используют презентации типа PowerPoint
|
80%
|
80%
|
100%
|
80%
|
Используют в работе готовые материалы из ЦОР
|
80%
|
80%
|
80%
|
50%
|
Проводят предметные уроки в компьютерном классе
|
50%
|
30%
|
50%
|
30%
|
Используют на уроках несколько компьютеров (ноутбуков) для организации работы в группах
|
50%
|
50%
|
80%
|
50%
|
Осуществляют контроль успеваемости учащихся (например, с помощью электронных таблиц или специальных сред)
|
100%
|
80%
|
100%
|
80%
|
Используют средства ИКТ в индивидуальной работе с одаренными, способными детьми, нуждающимися в индивидуальном обучении школьниками
|
100%
|
100%
|
80%
|
50%
|
Проводят уроки с использованием Интернет
|
50%
|
30%
|
50%
|
30%
|
Самостоятельно создают ЦОР (кроме презентаций): электронные учебники, информационные ресурсы сложной структуры, электронные тесты
|
30%
|
30%
|
30%
|
50%
|
Создают программы собственных интегрированных с ИКТ предметные курсы
|
30%
|
50%
|
50%
|
30%
|
Ведут дистанционные курсы для учащихся
|
30%
|
30%
|
30%
|
30%
|
Используют элементы дистанта в работе с учениками (организуют учебные форумы, рассылку домашних заданий по почте)
|
30%
|
50%
|
50%
|
30%
|
Участвую в телекоммуникационных проектах с учениками
|
50%
|
50%
|
50%
|
30%
|
Повышают свою квалификацию дистанционно
|
50%
|
50%
|
50%
|
50%
|
Участвуют в сетевых МО
|
50%
|
50%
|
50%
|
50%
|
Пусть небольшие (а по отдельным параметрам и существенные) расхождения, но есть, а значит и вектор дальнейшего использования ИКТ и подготовки кадров будет в образовательных учреждениях различным.
Ростомер ИКТ
Итак, получив перечень требований к ИКТ подготовке педагогов, по данным анкеты можно также составить и градацию этих требований с точки зрения уровней готовности педагогов к использованию средств ИКТ в образовательном процессе.
Не мудрствуя лукаво возьмем за основу достаточно традиционные обозначения:
- Компьютерная осведомленность – владение элементарными навыками работы на компьютере.
- ИКТ-грамотность, характеризующаяся направленностью на поиск, знакомство с новыми видами использования средств ИКТ.
- ИКТ-компетентность, характеризующаяся активным внедрением педагогических образцов использования средств ИКТ в образовательном процессе.
- Информационная культура, для которой характерна направленность на собственные разработки образовательных инноваций в области использования ИКТ.
А теперь совместим эти уровни с перечнем конкретных требований, полученных в ОУ. В табл. 3 представлены возможные описания уровней готовности к использованию ИКТ в образовательном процессе на примере одного ОУ.
Таблица 3. Карта описания уровней готовности учителей к использованию средств ИКТ в учебном процессе
Уровень готовности к использованию ИКТ |
Краткая характеристика уровня
|
Возможные требования к уровню в условиях ОУ
|
ИКТ-осведомленность
|
Низшая ступень сведений о существовании компьютерной техники.
Учитель знает об особенности работы с информацией с помощью компьютера. Формулирует запрос в общем, например, научиться делать презентации, связать с педагогической целесообразностью ее использования затрудняется.
|
Использование педагогических возможностей ИКТ на стартовом уровне, например, проведение урока с мультимедиа презентацией, готового анимированного ресурса, цифрового фильма.
Подготовка с помощью ИКТ дидактических материалов для урока.
|
ИКТ-грамотность
|
Использует ИКТ на уровне демонстрации (презентации), распечатанных документов, готовых ЦОР. Формулирует запрос в привязке к конкретной теме предстоящего занятия, например, открытого урока.
|
Проектирование заданий для учащихся, предусматривающих использование ИКТ, например, домашних заданий, связанных с поиском и отбором информации в Интернет.
|
ИКТ-компетентность
|
Используют ИКТ для организации контроля знаний учащихся (например, тесты в электронном виде). Проводят интегрированные уроки в компьютерном классе. Используют, например, электронные таблицы (другие спец программы) для проведения эксперимента, обработки статистических данных (или в компьютерном классе, или на уроке в группах с ноутбуками). Умеют добывать информацию из Интернет (в том числе из коллекции цифровых ресурсов). Публикуют свои разработки (методические, ЦОР в сети). Участвуют в сетевых сообществах.
|
Интегрированное использование ИКТ и современных образовательных технологий: интегрированные уроки, проектная деятельность учащихся на основе ИКТ.
Использование ИКТ во внеурочной деятельности: классные часы, родительские собрания.
Активное самостоятельное изучение программного обеспечения, цифровых образовательных ресурсов, программных средств для создания собственных ресурсов.
|
Информационная культура
|
Ведут консультации, дополнительные занятия, выкладывают домашние задания на школьном сайте, форуме, посредством электронной почты. Разработали свои электронные учебники, дистанционные курсы, сетевые проекты.
|
Ведение цифрового портфолио (своего, класса). Проведение собственного педагогического или научно-исследовательского эксперимента, например, в области влияния средств ИКТ на эффективность обучения по предмету.
|
Таким образом, полученная градация уровней готовности педагогов и спектр использования средств ИКТ, характерный для каждого уровня, может рассматриваться, как основа для определения направления методического сопровождения учителей в области ИКТ.
Поможем «заточить» ИКТ!
Как уже было показано выше, предлагается выделять четыре уровня готовности педагогов к использованию ИКТ. В табл. 4 представлена сводная информация по градации уровней с указанием рекомендуемых форм и методов методической работы, а также предполагаемых достигаемых результатов (это пример конкретного ОУ). Изменения качества использования средств ИКТ будет зависеть от уровня стартовой подготовки учителей и от преимущественных форм и методов методической поддержки.
Таблица 4. Уровни готовности педагогов к использованию ИКТ в учебном процессе
Стартовый уровень
готовности
к использованию ИКТ |
Уровень
методической поддержки (преимущественные формы и методы)
|
Результат: сформированный уровень готовности к использованию средств ИКТ, что используют (требования к педагогам в условиях ОУ)
|
Наличие компьютерной осведомленности или низкий уровень компьютерной грамотности
|
Поддерживающее обучение, построенное преимущественно на основе индивидуальных консультаций и работы малых групп.
|
Компьютерная грамотность
Использование ИКТ на уровне демонстрации (презентации), распечатанных документов, готовые ЦОР, другие программы
|
Компьютерная грамотность
|
Проектная деятельность: индивидуальная, совместная.
Использование ресурсов сетевых сообществ: участие в работе, представление своих разработок.
Экспертиза готовых ЦОР, в том числе из единой коллекции.
|
ИКТ-компетентность.
Используют ИКТ для организации контроля знаний учащихся (тесты в электронном виде). Проводят интегрированные уроки в компьютерном классе. Используют, например, электронные таблицы (другие спец программы) для проведения эксперимента, обработки статистических данных (или в компьютерном классе, или на уроке в группах с ноутбуками). Умеют добывать информацию из Интернет (в том числе из коллекции цифровых ресурсов). Публикуют свои разработки (методические, ЦОР в сети). Участвуют в сетевых сообществах.
|
ИКТ-компетентность
|
Преимущественно исследовательская деятельность, проведение собственного педагогического эксперимента.
Использование дистанционных средств обучения. Экспертиза ЦОР. Разработка педагогами ЦОР.
|
Информационная культура.
Ведут консультации, дополнительные занятия, выкладывают домашние задания на школьном сайте, форуме, посредством электронной почты. Используют ИУМК, ИИСС (информационные источники сложной структуры). Разработали свои электронные учебники, инновационные учебно-методические комплекты (ИУМК).
|
И конечно, у вас уже давно вертится вопрос, чьими силами можно реализовать все это? Но это уже другой вопрос, выходящий за рамки рассматриваемой темы. С одной стороны работает система повышения квалификации, есть курсовые подготовки. Сегодня развита сеть дистанционной поддержки. Но немаловажным и существенным фактором может стать организация модели внутришкольного сопровождения учителей, где ключевой фигурой является тьютор, кандидатура которого подбирается школьной командой, администрацией, трудовым коллективом из числа наиболее опытных учителей.
В ходе тьюторского сопровождения учителям непосредственно на рабочем месте в конкретной учебной ситуации оказывается помощь в планировании, организации и анализе своей педагогической деятельности по использованию средств ИКТ в образовательном процессе.
В итоге учитель имеет возможность:
- объективно оценить уровень своей готовности к использованию средств ИКТ;
- выбрать наиболее подходящий для себя путь повышения квалификации на основе самообразования;
- научиться видеть те педагогические проблемы, которые решаются более эффективно с помощью использования средств ИКТ;
- анализировать и аккумулировать в своем опыте лучшие образцы педагогической практики;
- комбинировать элементы теории и практики, умело интегрировать современные информационные и педагогические технологии с целью достижения новых образовательных результатов у учащихся.
Все это, в свою очередь способствует формированию информационной культуры педагогов в направлении, определенном потребностями и задачами образовательного учреждения.
|