Официальный сайт aquaexpert 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Внешняя политика СССР в 1953-1964гг.: от «духа Женевы» к Карибскому кризису.

Submitted by Нина Юрьевна Макаревская on чт, 15/10/2009 - 08:29
Данные об авторе
Автор(ы): 
Макаревская Н.Ю.
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №, учитель истории
Регион: 
Хабаровский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 
Проанализировать причины и основные направления внешней политики СССР от «духа Женевы» к Карибскому кризису.
Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

 Учебные материалы и карты к УМК "История России, 1945-2008гг." под ред. А.А.Данилова, А.И.Уткина, А.В.Филиппова; презентация урока, информационно-справочная литература кабинета истории. 

Используемая методическая литература: 

Планирование урока обусловлено содержанием программно-методического и тематического сопровождения для курса История России 1945-2008гг., в том числе использована программа общеобразовательных учреждений История России 1945-2007, 11 класс (25 часов), авторы: О.Ю.Стрелова, Е.Е.Вяземский.

 
Используемое оборудование: 

Учебные материалы и карты к УМК "История России, 1945-2008гг." под ред. А.А.Данилова, А.И.Уткина, А.В.Филиппова; презентация урока, информационно-справочная литература кабинета истории, мультимедийная доска, проектор.

 
Краткое описание: 
1. Начало гонки вооружений и теория мирного сосуществования. 2. Роль СССР в урегулировании международных конфликтов. Союзники СССР среди развивающихся стран. 3. Кубинская революция и Карибский кризис: причины и результаты.

     Урок начинается с разъяснения его темы, обоснования цели и постановки учебных задач в виде четырех проблем:

1. Объективные причины и инициаторы развязывания "холодной войны".

2. Возможно ли было избежать гонки вооружений? Проблема вины в ее развязывании.

3. Какова роль СССР в урегулировании международных конфликтов? Ошибки и просчеты.
 
4. Какие противоречия между США и СССР привели к Карибскому кризису? К каким последствиям привело бы применение ядерного оружия?
 
    В начале урока учащимся предлагается обратить внимание на вопросы рубрики "Давайте вспомним" учебника и назвать:
 
- определение "холодной войны";
 
- объективные причины ее начала;
 
- инициаторов "холодной войны".
 
Ответы обучающихся связаны с информацией на интерактивной доске, которая пополняется по мере развития урока (см. презентацию) и материалом учебника.
 
В начале 50-х гг. руководство США приняло курс на "идеологическую войну" с Советским Союзом. Одновременно начинается гонка вооружений.
 
     Теперь попытаемся решить вторую учебную задачу и объяснить причины начала гонки вооружений между СССР и США. Рассмотрим материалы учебника, справочные материалы и материалы презентации. Анализируются статистические данные. При рассмотрении причин начала гонки вооружений подразумевается поиск ответов на вопросы: возможно ли было избежать гонки вооружений? Кто виноват в ее развязывании? (дискуссия).
 
     Проблемная ситуация решается школьниками в процессе нахождения ответа. При коллективном обсуждении учащиеся приходят к выводу, что:
 
  Во-первых: причины развязывания гонки вооружений заключается в стремлении США безраздельно и монопольно "править миром". Для этого по мнению руководства США имелись веские основания:
 
- экономическое и финансовое могущество;
 
- наличие намного большего колличества атомного оружия;
 
- уязвимость российской территории.
 
     Во-вторых: избежать гонки вооружений было нельзя, т.к. США действовали жестко, американские военные продолжали разрабатывать планы ядерной войны против СССР.
 
     В-третьих: осложнение отношений между СССР и Западом в ходе "холодной войны" требовало новых подходов, однако при Сталине никаких явных изменений в этой области не произошло. Лишь после его смерти новые советские лидеры (и в первую очередь Хрущев) выступили с теорией мирного сосуществования.
    
     Урок продолжается постановкой задачи, непосредственно вытекающей из проблемы, рассмотренной ранее: рассмотреть суть теории мирного сосуществования и найти причины того, что отношения между СССР и США вновь были заморожены.
 
     Учащимися делаются выводы:
 
а) об инициативе СССР в вопросах о предотвращении новой мировой войны и о мирном сосуществовании государств с различным социальным строем;
 
б) причинами нового охлаждения отношений между СССР и США стали: подозрение в шпионаже США со стороны СССР; непредсказуемость и взрывной характер Хрущева.
 
     Урок продолжается решением третьей учебной задачи: раскрыть роль СССР в урегулировании международных конфликтов. Найти ошибки и просчеты советской политики. Сначала учащиеся характеризуют отношения СССР со странами ОВД и отвечают на вопрос: какие факты свидетельствуют о том, что во второй половине 50-х гг. СССР был готов признавать большую самостоятельность стран-союзниц?
 
     Работая с материалами учебника и интерактивной доской, учащиеся выделяют следующие факторы:
 
- создание 14 мая 1955г. ОВД;
 
- военные отношения между странами регулировались договором.
 
     Далее, используя материалы учебника, презентации и документа (в конце параграфа) учащиеся знакомятся с событиями в Венгрии и отвечают на вопрос: почему позже Венгрию с горькой иронией станут называть "самым веселым бараком социалистического лагеря"?
 
     Затем обучающиеся рассматривают отношения СССР с Китаем и отвечают на вопросы: какие проблемы существовали между этими странами? В чем заключается кризис отношений? Какие политические ошибки допустил СССР?
 
     Учащиеся делают выводы о том, что политическая и экономическая интеграция была весьма противоречива и во многом зависела от политики конкретных руководителей. Именно это вызывало иногда острые кризисы. Руководство СССР смогло подавлять недовольство, зревшее в восточноевропейских странах. Однако, в случае с Китаем, это сделать уже не удавалось.
 
     Далее рассматриваются отношения СССР с другими странами-союзницами и делаются выводы о плюсах и минусах политики Н.С.Хрущева со странами-союзницами.
 
     И остается решить последнюю проблему урока: причины, сущность, результаты и уроки Карибского кризиса.
     Учащиеся, используя материалы презентации, учебника и документов составляют рассказ по плану:
 
1. Причины ситуации.
2. Цель действий США и СССР.
3. События и мероприятия.
4. Итоги.
5. Последствия.
 
Т.о. на завершающей стадии урока используется самостоятельная деятельность учащихся для решения задания, требующего ознакомления с дополнительной информацией, что вовлекает учащихся в процесс исследования в качестве компетентных помощников учителя, качественно повышает уровень подготовки и мотивации школьников к изучению истории и соответствует выполнению разноуровневых заданий в учебнике.
    
В конце урока учащимся предлагается сделать вывод об успехах и просчетах советской внешней политики в годы правления Н.С.Хрущева.
Прикрепленный файл Size
Презентация урока истории в рамках апробации УМК «.ppt 96.5 KB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн