Использование художественных картин на уроках истории.
Я, как учитель школы начала XXI века, стремлюсь отвечать на вызовы времени и готовить имеющимися у меня средствами ученика, способного и желающего учиться всю жизнь. Сложность заключается в существующем противоречии между деятельностной образовательной парадигмой и требованиями ФГОС с одной стороны, и низкой мотивацией к учению, особенно в среднем звене, «клиповым восприятием» большинства современных подростков, стремлением учеников механически воспроизвести информацию, а не осмыслить ее – с другой. Постараться преодолеть это противоречие и развивать мышление на уроках истории позволяют визуальные методы обучения, использование наглядности, в частности – картин художников, как источников исторической информации.
Что дает работа над картиной? Очевидно, что картина, написанная на исторический сюжет, является наглядным средством обучения на уроке истории. В таком качестве она может использоваться, например, для создания проблемной ситуации или как объект сосредоточения внимания. Работая с картиной, ребенок учится составлять схемы, планы, готовить устный рассказ, последовательно излагать мысли, овладевает пространственными и временными представлениями. Но для меня, как историка, картина представляет интерес и как исторический источник. В контексте современных целей общего исторического образования важно подвести учеников к пониманию того, что в любой картине существует авторская позиция художника, научить школьников эту позицию обнаруживать и на этом основании вступать в диалог с художником. .Подобное умение особенно необходимо сейчас, потому что репродукции картин не только украшают параграфы о культуре, но и становятся частью Текста в сюжетах на политические, социально-экономические и идейно-культурные темы. В процессе организации работы над картиной я использую разработанный доктором педагогических наук, профессором Е.Е. Вяземским алгоритм многоуровневого анализа художественного источника, который позволяет сделать документ «прозрачным», доступным для понимания. Картина художника становится способом перехода к «чтению вглубь», возможностью разговора с автором картины, критического анализа изображенного события или явления, формированию собственной позиции и, в конечном счете, получению достоверного знания. Для меня работа с историческими картинами ценна еще и тем, что позволяет запечатлевать в умах и сердцах ребят высокохудожественные образы событий прошлого, развивать эстетический вкус.
Таким образом, историческая картина становится средством развития исторического мышления обучающихся, критерии развитости которого заключаются в способности рассматривать исторические события с точки зрения их взаимосвязей, умении сопоставлять различные версии и оценки, умении определять свою позицию, находить способы применения усвоенных знаний и другие.
В своей педагогической практике я предпринимаю попытку разумного синтеза имеющихся методических подходов для работы над историческими картинами с целью извлечения полезной информации и активизации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Использую для этого на уроках репродукции исторических картин выдающихся художников, например Сурикова В., Васнецова А., Ге Н., Репина И., Рябушкина А., Лисснера Э., Иванова С., Верещагина В., Якоби В. и др.
Когнитивная технология позволяет использовать методы и приёмы обучения, направленные на достижение понимания учебного материала, перехода знаний в личностно-значимые. Например, реализую метод символического видения, в контексте которого символ становится средством познания действительности. Скажем, использую картину И.Айвазовского «Чесменский бой». При этом в качестве средства интерпретации художественно-образной символики выступает составленный по картине синквейн. Метод позволяет получить обучающимся личностные результаты, т.к. помогает почувствовать себя патриотом, гордиться славной историей своих предков.
Метод образного видения предполагает эмоционально-образное исследование художественного произведения. Пример: картина Н.Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». На завершающем этапе работы над картиной, ребята рисуют или записывают словами возникшие при её рассмотрении эмоции. Такой метод работы с картиной позволяет развивать способность мыслить образами, формулировать возникающие эмоции, чувства, формировать эстетический вкус, что является метапредметным результатом обучения. Метод гипотез, предлагающий выдвижение версий по формуле «что будет, если…», может быть использован при работе над картиной Э.Лисснера «Соляной бунт»: что будет, если изображенная на картине народная толпа все-таки ворвется в Кремль и царские палаты? Выдвижение гипотез позволяет развивать логику, навыки прогнозирования, творческую интуицию. Это так же метапредметные результаты.
Приёмы ТРИЗ-технологии, позволили мне составить серию творческих заданий. Например: раскрасить картину. Группа учащихся получает задание поработать с репродукцией картины художника, нанести на неё условные обозначения к основным персонажам, сюжетным мизансценам и т.д. Данные приемы повышают интерес к изучаемому материалу, увеличивают активность, сознательность.
Технология обучения на образно-эмоциональной основе помогает найти собственный личностный смысл в изучаемых исторических событиях. При этом в качестве дидактического средства выступает историческая картина, использование которой на любом этапе урока создает образно-эмоциональную педагогическую ситуацию, побуждающую к поиску ответов на проблемные вопросы, активизирующую внимание и интерес. Например, работая с картиной В.Сурикова «Боярыня Морозова» по теме «Церковный раскол» (7 класс), учитель зачитывает в начале урока отрывок из публицистического произведения В.Гаршина, затем задаёт вопрос классу: что сделала эта женщина? За что сына своего готова была отдать на растерзание псам? Какие идеи отстаивала?
Технология проблемного обучения позволяет активизировать мышление обучающихся путем формулирования проблемного вопроса, познавательной задачи, противоречия, выдвижения гипотезы, поиска доказательств и, в конечном итоге, решения проблемы.
Например, перед обучающимися картина В.Сурикова «Утро стрелецкой казни». Учитель озвучивает проблему: «Стрельцы – вид регулярного войска при царе, особая царская рать, участники всех военных компаний XVII века. Почему же на картине художника стрельцы и царь смотрят друг на друга с нескрываемой ненавистью?» Обучающиеся выдвигают гипотезы; собирают доказательства и в итоге разрешают данное противоречие. Формулирование проблемы, поиск ответов на поставленные вопросы, является, как известно импульсом для активизации мышления и самостоятельной деятельности школьников, развивает познавательные и творческие способности.
Показателями развития у учащихся исторического мышления можно считать следующие достигнутые предметные результаты:
- повышение уровня обученности по предмету;
- умение извлекать информацию из различных источников, в том числе исторических картин, фотографий, плакатов;
- рост познавательной активности и интереса к предмету «история», в том числе и во внеурочной деятельности (проектно-исследовательская деятельность).
К личностным результатам можно отнести высокий уровень внутренней мотивации к обучению, чувство гордости историей своей страны, формирование собственной нравственной и гражданской позиции.
О достижении метапредметных результатов можно судить по развитию у учеников
- умений представлять результаты своей деятельности в форме презентаций, рефератов, эссе;
- коллективно работать, сотрудничать,
- аргументировано доказывать свое мнение;
- владению навыками работы с информацией,
- в целом - развитию умений учиться.
|
На: Использование художественных карин на уроках истории.
Виктория Борисовна, спасибо за интересный материал.
Тоже стараюсь применять на своих уроках эвристические методы обучения, особенно нравятся метод придумывания и метод "Если бы..." Самое главное в них - отсутствие заранее известного результата, развитие творческих способностей учащихся...