Официальный сайт e-rus 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методическая разработка проблемно- диалогического урока истории по теме «Владимир Святославович. Принятие христианства».

Submitted by Людмила Александровна Годовикова on Wed, 18/01/2017 - 17:34
Данные об авторе
Автор(ы): 
Годовикова Людмила Александровна
Место работы, должность: 

Годовикова Л.А. –учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №7 имени Олега Беспалова»

Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 

Рассмотреть деятельность князя Владимира Святославовича, его внутреннюю и внешнюю политику и раскрыть причины и значение принятия Русью христианства.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 
  1. Учебник: «История России. С Древнейших времён до конца XVI  века. 6 класс». А.А. Данилов,  Л. Г. Косулина. М., «Просвещение», 2015г.
Используемая методическая литература: 

Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса. Мн.: Университетское. 2001г.
Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игры и дискуссии. – Рига: Пед. Центр “Эксперимент”, 1995.
Мельникова Е.Л. “Проблемный урок или как открывать знания с учениками”, Москва, АПК и ПРО, 2002.
М. Н. Назаренко Поурочные планы по учебнику А.А. Данилова и Л.Г.             Косулиной История государства и народов России с древнейших времен до

конца 16 века. Волгоград, 2001 г.    

Учебник: «История России. С Древнейших времён до конца XVI  века. 6 класс». А.А. Данилов,  Л. Г. Косулина. М., «Просвещение», 2015г.
Поурочные разработки к учебнику. А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной История России 6- 7 класс». М., Интеллект-Пресс, 2002 г.

    7.   Россия. Иллюстрированная энциклопедия. Редактор-составитель

          к.и.н. Ю. А. Никифоров. М., ОЛМА МЕДИА ГРУПП, 2008 г.

    8.   Б. Н. Серов, Л. М. Гаркуша Поурочные разработки по истории России с 

           древнейших времен до конца 16 века. М., « ВАКО», 2001 г.                                

    

           

Используемое оборудование: 

Мультимедийный проектор, компьютер карта «Древнерусское государство в IX – XI вв.», исторические документы.

Краткое описание: 
<p>1.Начало правления князя Владимира.</p> <p>2.Причины принятия христианства на Руси.</p> <p>3.Крещение Руси.</p> <p>4.Русская православная церковь.</p> <p>5.Значение принятия христианства на Руси&nbsp;</p>

План изучения новой темы:

1.Начало правления князя Владимира.

2.Причины принятия христианства на Руси.

3.Крещение Руси.

4.Русская православная церковь.

5.Значение принятия христианства на Руси 

 

 

Технологическая карта урока

 

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Формы и виды деятельности

 Организационный момент

 

 

 

 

 

 

Вступительное слово учителя

Цель педагога на данном этапе:

-создать положительный эмоциональный   настрой на урок,

- активизировать  познавательную активность и учебную деятельность учащихся.

-Дорогие ребята, сегодня мы продолжим путешествие по страницам нашей Родины, знакомство с правлением первых русских князей. Давайте вспомним тех князей, с которыми мы уже познакомились? 

1.Назовите имя варяжского князя, которого славяне пригласили на княжение?

2. Какой князь правил в Киеве, хитростью захватив власть?)

3. Хронологические рамки правления князя Олега?)

4. Князь, убитый древлянами?)

5. Жена Игоря, жестоко отомстившая за смерть мужа?

6. Князь, правивший в 957- 972 г.г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Рюрик

 

 

 

 

2.Олег

 

 

3. (882-912

 

 

4. Игорь

 

5. Ольга

 

6.Святослав

 

 

Фронтальная работа с учащимися

Проверка домашнего задания

 

А теперь переходим к

1. Что общего было в деятельности первых князей?
2. Каковы обстоятельства смерти князя Игоря?
3. Какие изменения произошли в правлении княгини Ольги?

4. Покажите на карте направления походов Святослава.
5. Чем отличалось правление Святослава от деятельности первых князей?
6. Учитель просит школьников подумать над такой задачей: «Киевляне упрекали князя Святослава: „Князь! Ты ищешь чужих земель, а своей родной пренебрегаешь“. Чем был вызван этот упрек? Справедлив ли он?»

Оправляясь в походы, Святослав оставлял княжить русскими землями своих сыновей. В Новгороде он посадил княжить своего младшего сына Владимира, который победил в борьбе за власть после смерти отца. Именно о Владимире сегодня и пойдёт речь на нашем уроке.

 

  По терминам и датам – вервь, вече, язычество, дружина, народное ополчение, дань, колонизация, погост, урок, реформа,

907, 911, 945,

 912-945,972.
 

  1. Работа у доски.
  1. Фронтальная беседа.

Работа с исторической картой.
 

2.Постановка проблемы

Ребята, прочитайте  фрагмент исторического документа, из летописи «Повесть временных лет»»: «И послал Владимир к Рогволду,  князю полоцкому, говоря: «Хочу взять дочь твою себе в жены». Она же отвечала: «Не хочу разуть раба, а хочу мужа – Ярополка». Владимир же собрал воинов многих, пришел к Полоцку и убил Рогволда и сыновей его, а дочь его взял в жены». 

- Как вы можете охарактеризовать поступок князя Владимира?

 

 

- Какие личные качества князя Владимира проявились в этом поступке?

На доске фиксируем:

Владимир – злой, жестокий.

 Ребята, теперь прочитайте второй текст «Справочные сведения»:

  1. В русских народных сказаниях (былинах) Владимир именуется как

2. Русская православная церковь причислила князя Владимира Святославича к лику святых как равного апостолам Иисуса Христа.

Фиксируем на доске - «добрая память». 

Сравните справочные и летописные сведения о личности князе Владимира – какое наблюдается противоречие?»

 

- Мы выяснили, что Владимир совершал низкие поступки. Какие?

 

- А память, он о себе оставил, какую?

 

- Какой у вас возникает вопрос?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Поступок плохой», «недобропорядочный», «низкий»

«Жестокость», «коварство», «мстительность»

 

 

 

 

«ласковый князь», «Красное Солнышко»

 

 

Владимир оставил по себе добрую, хорошую память.

 

 

 

 

 

 

Злые, жестокие.

 

Добрую, хорошую.

 

Каким же Владимир был на самом деле? Где правда – в летописи или справочных сведениях?

 Почему он оставил добрую память, если поступки совершал злые?)

 

 

 

 

Фронтальная беседа, работа с историческим документом, со справочным материалом.

 

Выбор проблемы

Почему князь Владимир Святославович, несмотря на совершенные им низкие поступки, оставил о себе добрую память?

 

Возможно, что Владимир совершал больше добрых поступков; сделал много хороших дел, полезных людям).

 

 

Выбор методов решения проблемы

1.Начало правления князя Владимира.

2.Причины принятия христианства на Руси.

3.Крещение Руси.

4.Русская православная церковь.

5.Значение принятия христианства на Руси 

 

 

 

Актуализация знаний

- Каково значение слов: государство, христианство, церковь?

- Когда и как было создано Древнерусского государство? 

- Каковы были верования восточных славян и их соседей? 

Чтобы вспомнить самое существенное запишите в столбик, на отдельных листочках по одному, самому главному, полезному людям делу, которым запомнились в истории предшественники Владимира: Рюрик, Олег, Ольга, Святослав.

Что нам необходимо узнать, чтобы проверить наши версии, найти решение проблемы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поступки Владимира как правителя, его

личные качества.

 

Фронтальная беседа, письменная работа.

Открытие нового знания. 

Решение проблемы.

 

Прочитайте  1 пункт  «Начало правления князя Владимира».   

- Найдите в тексте факты, доказывающие, что в годы правления Владимира  окрепло Древнерусское государство и запишите их  в тетрадь.

1)Объединил все восточнославянские племена.

2)Упорядочил управления, назначив во все города посадников.

3)Защитил границы от набегов печенегов).

 

 Фронтальная беседа, работа с текстом учебника и историческим документом.

 

Физкультминутка-игра

- Кто согласен – встали.  Кто не согласен сели.

1. Перун – это бог грома и молнии? (да)

2. Князь Владимир крестился в Киеве? (нет)

3. Крещение князя состоялось в 988 г? (да)

4. Князь Владимир получил прозвище в народе Грозный? (нет)

5. Князя, убитого древлянами, звали Игорь? (да)

6. Князь Олег объединил Киев и Новгород? (да)

7. Княгиня Ольга провела первую государственную реформу? (да)

 

 

 

Открытие нового знания. 

Решение проблемы.

 

 Ребята, как можно ответить на основной вопрос: «Почему Владимир оставил по себе добрую память?»

 

 

 

 

Теперь проанализируем еще одну из важнейших сторон политики

Владимира – религиозные вопросы. Для этого прочитайте  2 пункт  параграфа

«Причины принятия христианства на Руси». 

- Какие религии исповедовали соседние страны?

 

 

 

 

- Почему Владимир отказался от язычества?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Почему Владимир выбрал именно православное христианство? 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Какой вывод можете предложить по проблеме?

 

 

 

 

 

 

 

 

Докажите, что в результате крещения Русь сделала значительный шаг по пути развития культуры, цивилизации. Для выполнения этого задания, мы с вами поработаем в группах. Основой для выполнения задания являются пункты параграфа «Русская православная церковь», «Значение принятия христианства», а также каждая группа получает разные информационные источники.

1 группа:  «Схема устройства Русской церкви».  

2 группа: Иллюстрация  «Закладка Десятинной церкви в Киеве. Художник В.Верещагин».

3 группа: Иллюстрация  «Свержение идолов языческих богов в Киеве. Художник М.Макаров».   

Итак, ребята, какие выводы можете сделать по изученным материалам, доказывающие развития культуры и цивилизации на Руси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята, какой общий вывод, можете сделать по проблеме?

 

 

 

Владимир защищал жителей Руси от иноземных набегов и от внутренних беспорядков).

 

 

 

 

 

 

 

 

Хазары- иудаизм, булгары- ислам, Византия- православное христианство).

 

1) Для общения с соседями на равных надо было сменить первобытное язычество на мировую религию.

2)Владимир хотел укрепить свою княжескую власть, а первобытное язычество не могло объяснить новые правила жизни в условиях цивилизации: разделение людей на неравные слои, необходимость подчинения государственной власти).

 

 

 

 

1) У Руси и Византии были давние связи по пути «из варяг в греки».

2) Русская знать привыкла заимствовать многие обычаи и традиции из православной Византии.

3) Христианами становились некоторые княжеские дружинники и купцы, посещавшие византийскую империю. Христианкой была и бабка Владимира  княгиня Ольга.

4) Киевский князь нуждался в религии, способной не только сплотить все племена, но и укрепить княжескую власть. Примером была Византия, самая могущественная держава в Европе).

 

 

 

Владимир крестил

Русь, что смягчило нравы жителей, ввело страну в семью христианских народов Европы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1)Появилась Русская православная церковь, священники которой способствовали духовному просвещению жителей.

2) На Руси появились каменные церкви (Десятинная) и монастыри (Киево-Печерский); русичи стали учиться у православных церковной письменности, архитектуре, живописи.

3)Кровавые- жертвоприношения сменились церковными правилами, охраняющими семью, человеческую жизнь.

 

Владимир способствовал становлению православной церкви на Руси, распространению богатой христианской культуры).

 

 

 

Фронтальная беседа, работа с текстом учебника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в  группах

Выражение решения проблемы

Ребята, обратите внимание на доску. Здесь мы с вами зафиксировали решения нашей проблемы по пунктам, давайте теперь постараемся сформулировать общий ответ на проблемный вопрос: «Почему князь Владимир Святославович, несмотря на совершенные им низкие поступки, оставил о себе добрую память?»

Владимир оставил по себе добрую память, так как:

1)Защищал жителей Руси от иноземных набегов и от внутренних беспорядков.

 2) Крестил Русь, что смягчило нравы жителей, ввело страну в семью христианских народов Европы.

3) Способствовал становлению православной церкви на Руси, распространению богатой христианской культуры).

 

Фронтальная беседа.

 Подведение итогов урока. Рефлексия. Выставление оценок.

 

Кто же был главным героем нашего сегодняшнего путешествия в прошлое?

 

- Заполните рабочую таблицу «З-Х-У»:

 

Князь Владимир Святославович.

 

З: Что мы знаем?

Х: Что мы хотим узнать?

У: Что мы узнали?

 

 

 

 

 

Задание на дом. Установка к домашнему заданию.

 

Прочитать § 5, ответить на вопросы и задания.

- Составить кроссворд на тему: «Крещение Руси».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
методическая разработка урока по истории. Годовикова Л.А..docx 288.98 KB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн