Официальный сайт flashgamer 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок разработан по технологии ИОСО, с использованием ИКТ. Тема: « Генетическое определение пола»

Размещено: Валентина Ивановна Рыжова - вт, 29/09/2015 - 18:27
Данные об авторе
Автор(ы): 
Рыжова Валентина Ивановна
Место работы, должность: 

Зам. директора по УВР, учитель биологии Частоостровской средней школы

Регион: 
Красноярский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 

Задачи: Образовательная:  Закрепить и привести в систему знания и умения

по теме: «Генетическое определение пола».

            1) Расширить и углубить знания по генетике путем включения новой    информации.

            2) Научить учащихся определять основные типы наследования у   человека.

  Развивающая: Продолжить обучение интеллектуальным приемам самостоятельной познавательной деятельности ( выделение главного, структурирование учебного материала , систематизация знаний, оформление выводов); учить выступать публично, учить анализировать.          

           1) Развивать поэтапную работу мыслительной деятельности учащихся и   навыки     

            работы с генетической терминологией.

           2) Дать возможность учащимся  осознать роль мутагенов и появление  мутаций у   

           человека.

           3)  Развивать  коммуникативные способности учащихся через работу в парах, группах и    

           развивать чувства толерантности

Воспитательная: Способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений как успешной характеристики современного человека.

              Цель дидактическая: создать условия для проверки и усвоения учебного     

                         материала  средствами технологии  индивидуально-ориентированной 

                         системы  обучения (ИОСО).

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Краткое описание: 
<p><strong>Тема: &laquo; Генетическое определение пола&raquo;</strong></p> <p>&nbsp;</p> <p><strong>Задачи: </strong><u>Образовательная:</u> &nbsp;Закрепить и привести в систему знания и умения</p> <p>по теме: &laquo;Генетическое определение пола&raquo;.</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; 1) Расширить и углубить знания по генетике путем включения новой&nbsp;&nbsp;&nbsp; информации.</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;2) Научить учащихся определять основные типы наследования у &nbsp;&nbsp;человека.</p> <p>&nbsp; <u>Развивающая:</u> Продолжить обучение интеллектуальным приемам самостоятельной познавательной деятельности ( выделение главного, структурирование учебного материала , систематизация знаний, оформление выводов); учить выступать публично, учить анализировать.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; 1) Развивать поэтапную работу мыслительной деятельности учащихся и&nbsp;&nbsp; навыки &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; работы с генетической терминологией.</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;2) Дать возможность учащимся&nbsp; осознать роль мутагенов и появление&nbsp; мутаций у&nbsp; &nbsp;</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; человека.</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; 3)&nbsp; Развивать&nbsp; коммуникативные способности учащихся через работу в парах, группах и &nbsp;&nbsp;&nbsp;</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; развивать чувства толерантности</p> <p><u>Воспитательная:</u> Способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений как успешной характеристики современного человека.</p> <p><strong>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;Цель дидактическая:</strong> создать условия для проверки и усвоения учебного&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;материала &nbsp;средствами технологии&nbsp; индивидуально-ориентированной&nbsp;</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; системы&nbsp; обучения (ИОСО).</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; <strong>Форма урока:</strong> Урок &ndash; лекция</p> <p><strong>Тип урока</strong>: Изложение нового материала.</p> <p><strong>Форма организации</strong>: парная, групповая, индивидуальная.</p> <p><strong>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;Методы</strong>: объяснительно - иллюстративный, частично &ndash; поисковый,&nbsp;&nbsp;</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; исследовательский.&nbsp;</p> <p><strong>Дидактическое обеспечение:</strong> таблица &laquo; Генетическое определение пола&raquo;, &nbsp;мультимедийная аппаратура; слайд- фильм, раздаточный материал ( алгоритм работы по карточке, карточка с заданиями, тестовые задания, карточки&nbsp; с вопросами &ndash; понятиями&nbsp; и вопросами &nbsp;- суждения)</p> <p><strong>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Ход урока. </strong></p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp; На доске &nbsp;написан план урока:</p> <p>1.Теория наследования пола.</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp; -достижения Г.Менделя и Т. Моргана&nbsp; в теории наследования пола на примере мухи</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; дрозофилы и человека.</p> <p>2. Наследование признаков, сцепленных с полом.</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp; - понятие признаков&nbsp; сцепленных с полом;</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp; - появление мутантных генов в организме человека.</p> <p>3. Предупреждение и лечение некоторых наследственных болезней человека.</p> <p><strong>1. Психологический момент</strong>.</p> <p>&nbsp; Обращение к ребятам<em>:&nbsp;&nbsp; Друзья мои! Я очень рада1</em></p> <p><em>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Войти в приветливый ваш класс</em></p> <p><em>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;И для меня уже награда </em></p> <p><em>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Внимание ваших умных глаз </em></p> <p><em>Я знаю, в классе каждый гений,</em></p> <p><em>Но без труда талант не впрок,</em></p> <p><em>&nbsp;Скрестите шпаги ваших мнений</em></p> <p><em>Мы вместе сочиним урок.</em></p> <p>&nbsp; Обращение к гостям: <em>Гостей приветствовать хочу,</em></p> <p><em>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; В душе надеясь честно,</em></p> <p><em>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Урок хочу так провести,</em></p> <p><em>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Чтоб было интересно!</em></p> <p>&nbsp;</p> <p><strong>11. Фронтальная беседа с классом </strong></p> <p>&nbsp;</p> <p>Фенотип человека, формирующийся на ранних стадиях его развития, является в первую очередь продуктом реализации наследственной программы. Значимость данной темы для учащихся очевидна.</p> <p>&nbsp;Урок &nbsp;будет сопровождаться показом&nbsp; слайдов ПРЕЗЕНТАЦИИ,</p> <p>использованием программы &laquo; Knowing&raquo;,&nbsp;</p> <p>использованием &nbsp;&nbsp;сети Интернет.</p> <p>Прежде, чем перейдём к теме урока давайте повторим номенклатуру, связанную с темой урока.</p> <p>Слайд №1.</p> <p>Ген &ndash; это....</p> <p>Слайд №2.</p> <p>Основные структуры ядра, которые составляют материальную основу наследственности и обеспечивают преемственность между поколениями ________</p> <p>Вопросы:</p> <p>1. Какие гены называются аллельными?</p> <p>2. Как обозначается доминантная аллель?</p> <p>3. Как обозначается рецессивная аллель?</p> <p>4. Как&nbsp; называется аллель, проявляющийся в гетерозиготе?</p> <p>5. Как называется аллель, не проявляющийся в гетерозиготе?</p> <p>6. Где располагаются аллельные гены?</p> <p>Слайд №3. &nbsp;Задание : Установить соответствие</p> <p>&nbsp;</p> <p><strong>Тема урока:&nbsp; </strong><strong>Генетическое определение пола,&nbsp; (запись в тетрадях).</strong></p> <p>&nbsp;</p> <p>Цель: Объяснить сущность хромосомного механизма определения пола на основе характеристики особенностей половых хромосом &ndash; аутосом, раскрыть причины возникновения сцепленных с полом генетических болезней.</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;<strong>1. Теория наследования пола.</strong></p> <p>Подавляющее большинство животных представлено особями двух видов &ndash; мужского и женского, причем расщепление по признаку пола происходит в соответствии 1:1.</p> <p>Такое расщепление у потомства&nbsp; наблюдается в тех случаях, когда скрещиваются гетерозиготная ( Аа) и гомозиготная ( аа) родительские&nbsp; особи.</p> <p>&nbsp;Слайд&nbsp; №4.</p> <p>Г. Мендель предположил, таким образом, что один из полов ( тогда было неясно, какой именно) гетерозиготен, а второй &ndash; гомозиготен по гену, который определяет пол организма.</p> <p>Слайд №5.</p> <p>Это предположение было подтверждено в начале XX века, когда Т.Моргану и его сотрудникам</p> <p>удалось установить, что самцы и самки различаются по набору хромосом.</p> <p>Слайд № 6.</p> <p>Закрепление по слайду №6.</p> <p>-Как называются неполовые клетки?</p> <p>- Какой пол у дрозофилы гетерогаметный?</p> <p>- Сколько типов гамет образуют гомозиготы?</p> <p>- Какие организмы называют гетерозиготными?</p> <p>&nbsp;</p> <p><em>Самостоятельная работа с текстом учебника (стр.160 &ndash; 161).</em></p> <p>Работа в парах.</p> <p>Составить вопрос на понимание&nbsp; (вопросы- понятия и вопросы &ndash; суждения)&nbsp; - работа в тетрадях с последующим озвучиванием.</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <table border="0" cellpadding="0" cellspacing="0"> <tbody> <tr> <td style="width:338px"> <p>Карточка 1 ( вопрос -&nbsp; понятие)</p> </td> <td style="width:338px"> <p>Карточка 2 ( вопрос - суждение)</p> </td> </tr> <tr> <td style="width:338px"> <p>1. Что называется...?</p> </td> <td style="width:338px"> <p>1. Чем объяснить, что...?</p> </td> </tr> <tr> <td style="width:338px"> <p>2. Что&nbsp; считается...?</p> </td> <td style="width:338px"> <p>2. Как доказать, что...?</p> </td> </tr> <tr> <td style="width:338px"> <p>3. что понимается под...?</p> </td> <td style="width:338px"> <p>3. В каком случае...?</p> </td> </tr> <tr> <td style="width:338px"> <p>4. Что представляет ...?</p> </td> <td style="width:338px"> <p>4. Когда...?</p> </td> </tr> <tr> <td style="width:338px"> <p>5. Что выражает...?</p> </td> <td style="width:338px"> <p>5. Каким образом...?</p> </td> </tr> <tr> <td style="width:338px"> <p>6. Что является ...7</p> </td> <td style="width:338px"> <p>6. Вследствие чего...?</p> </td> </tr> <tr> <td style="width:338px"> <p>7. Что&nbsp; такое...?</p> </td> <td style="width:338px"> <p>7. Почему...?</p> </td> </tr> <tr> <td style="width:338px"> <p>8. Каковы свойства...?</p> </td> <td style="width:338px"> <p>&nbsp;</p> </td> </tr> <tr> <td style="width:338px"> <p>9. Каковы виды ...?</p> </td> <td style="width:338px"> <p>&nbsp;</p> </td> </tr> <tr> <td style="width:338px"> <p>10. В чем заключается сущность...?</p> </td> <td style="width:338px"> <p>&nbsp;</p> </td> </tr> </tbody> </table> <p>&nbsp;</p> <p>Слайд №7.</p> <p>Закрепление по слайду №7.</p> <p>- Каким образом определяется мужской пол у людей?</p> <p>- Отчего зависит пол младенца?</p> <p>- Что находится в Y &ndash; хромосоме человека?.</p> <p>- У человека женский пол является ... , а мужской ... ?</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;<strong>II. Наследование признаков, сцепленных с полом.</strong></p> <p>Слайд №8.</p> <p>В&nbsp; половых хромосомах расположен целый ряд генов, которые никак не связаны с признаками, имеющими отношение к полу. Если гены, ответственные за какой- то признак, расположены в аутосомах, то наследование осуществляется независимо от того, кто является носителем гена &ndash; мать или отец. Ведь аутосомы у самца и самки одинаковы. Расположение гена в половой хромосоме называют <em>сцепление гена с полом. </em></p> <p>Характер их наследования зависит от принципа генетического определения пола. У человека женский пол является гомогаметным (XX), а мужской &ndash; гетерогаметным (XY).</p> <p>&nbsp;У человека Y- хромосома маленькая, но в ней, кроме гена, отвечающего за развитие мужских половых желез, присутствуют значительное число&nbsp; других генов, отвечающих за другие признаки.</p> <p>А вот Х &ndash; хромосома содержит не менее 200 генов. В соматических клетках женщины по две Х &ndash; хромосомы, поэтому за каждый признак отвечает по два гена, а в клетках организма мужчины всего одна Х-хромосома, и все полторы сотни генов, расположенные в ней,- и доминантные, и рецессивные, - обязательно проявляются в фенотипе.</p> <p>Предположим, что в организм мальчика попала от матери &laquo; бракованная&raquo; Х- хромосома, с каким &ndash; то мутантным геном, приводящим к развитию болезни. Так как второй Х- хромосомы в его клетках нет ( есть только Y- хромосома), то болезнь обязательно &nbsp;проявиться. Если же такая же Х- хромосома с мутантным геном попала в яйцеклетку, их которой разовьется девочка, то она не заболеет, так как получит от отца нормальную Х- хромосому с геном, который подавит действие мутантного. По такой схеме у человека наследуется &ndash; гемофилия &ndash; заболевание, при котором в организме не хватает одного из веществ, необходимого для свертывания крови. При гемофилии человек может истечь кровью даже при небольшом порезе или ушибе.</p> <p>Эта болезнь может передаваться мальчику от здоровой матери в том случае, если она является носительницей гена гемофилии.</p> <p>Дети с гемофилией совершили восхождение на Эльбрус. Состоялся заключительный этап Всероссийского конкурса &laquo; Скажи жизни &laquo;ДА!&raquo;&raquo;, организованного Всероссийским обществом гемофилии (ВОГ).</p> <p>Закрепление по слайду №8.</p> <p>- В каком случае болезнь может передаваться мальчику от здоровой женщины?</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p><strong>Экспресс &ndash; контроль</strong> (тестовые задания &ndash; ( 6 учеников работают на компьютере с &nbsp;</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;использованием &nbsp;&nbsp;&nbsp;программы &nbsp;&nbsp;&nbsp;&laquo; Knowing&raquo; &nbsp;и, одновременно, получают оценку)</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;9 учащихся работают с тестами на местах,&nbsp; с последующей &nbsp;&nbsp;взаимопроверкой&nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; по ключу ( ключ для проверки: &nbsp;1в,2б,3б,4 б, 5 в - &nbsp;на обратной стороне теста).</p> <p>&nbsp;</p> <p>1. Аллельные гены расположены в:</p> <p>&nbsp;а) одной хромосоме;</p> <p>б) половых хромосомах;</p> <p>в) гомологичных хромосомах.</p> <p>2. У раздельнополых животных самцы и самки могут быть гомо &ndash; и гетерогаметными. У кого из приведенных ниже организмов самцы гетерогаметны?</p> <p>а) человек;</p> <p>б) дрозофила;</p> <p>в) птицы;</p> <p>г ) пресмыкающиеся.</p> <p>3. Сцепленными с полом называются признаки, для которых определяющие их гены расположены в:</p> <p>а) аутосомах;</p> <p>б) половых хромосомах;</p> <p>в) ДНК митохондрий.</p> <p>4. Гены, ответственные за формирование врожденных дефектов зрения ( дальтонизма) и несвертываемости крови (гемофилии), расположены в:</p> <p>а) аутосомах;</p> <p>б) половой Х- хромосоме;</p> <p>в) половойY- хромосоме.</p> <p>5. Какой парой представлены половые хромосомы в кариотипе женщины?</p> <p>а) &nbsp;XY</p> <p>б)&nbsp; XO</p> <p>&nbsp;в) XX</p> <p>&nbsp;</p> <p><strong>III. Предупреждение и лечение некоторых наследственных болезней человека.</strong></p> <p><strong>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; (</strong><em>Применение &nbsp;сети Интернет для получения новой информации по гемофилии)</em></p> <p>Работа в группах, по карточкам, с последующим&nbsp; выступлением от группы.</p> <p>&nbsp;</p> <p><strong>Алгоритм работы в группах:</strong></p> <p><strong>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; 1этап </strong>&ndash; внимательно прочитай задание.</p> <p><strong>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; 2этап </strong>&ndash;&nbsp; выдели ключевые понятия.</p> <p><strong>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; 3этап &ndash; </strong>используя материал , полученный в Интернете, выполни задание.</p> <p><strong>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; 4этап </strong>&ndash; затем выслушай ответы товарищей в группе.</p> <p><strong>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; 5этап</strong> &ndash; выступление от группы.</p> <p>&nbsp;</p> <p><strong>Карточка 1 (п.2)</strong> (ru.wikipedia.org/wiki/гемофилия)</p> <p>&nbsp;</p> <p>1.Понятие гемофилии.</p> <p>2.Причина появления гемофилии.</p> <p>3. Типы гемофилии.</p> <p><strong>Карточка</strong><strong> 2 (п</strong><strong>.4)</strong> (health. rin.ru/uni/text/pages/4945. html)</p> <p>1. Виды лечения:</p> <p>- патогенетические;</p> <p>- симптоматическая терапия.</p> <p>&nbsp;</p> <p><strong>Карточка</strong><strong> 3 (п</strong><strong>.8)</strong>www. krugosver. ru/articles/34/1003427/1003427 a1. htm.</p> <p>1. Чем обусловлено заболевание гемофилией?</p> <p>2. Почему она носит семейный характер?</p> <p>&nbsp;</p> <p><strong>Карточка</strong><strong> 4 (п</strong><strong>.5)</strong> (www. 03 ru/article/gemofilija)</p> <p>1. Болезнь фон Виллебранда.</p> <p>2. Гемофилия А.</p> <p>3. Гемофилия В.</p> <p>4. К чему приводит отсутствие быстрого и адекватного лечения заболевания?</p> <p>&nbsp;</p> <p><strong>Карточка</strong><strong> 5 (п</strong><strong>. 44) </strong>(www. gaoordi. ru/news/ id/000058 shtml)</p> <p>1.Чем знаменателен день 17 апреля?</p> <p>2. Что было создано в 2000 году в России?</p> <p>3. Под какими лозунгами Всероссийское общество гемофилии проводит день&nbsp; гемофилии?</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p><u>Выводы.</u></p> <p>1. Законы Менделя применимы к человеку. Однако при изучении генетики человека возникают определенные трудности: а) редкой сменой поколений; б) малочисленным потомством; в) большим числом хромосом; г) поздним половым созреванием; д) невозможностью применения основного генетического метода контрольного скрещивания.</p> <p>2.Знания законов генетики позволяют предупредить наследственные болезни или ослабить их проявления.</p> <p>3.На проявления наследственных признаков оказывает влияние внешней среды.</p> <p>4. Целям профилактики наследственных болезней служит медико-генетическая консультация.</p> <p>К числу таких мероприятий относят:</p> <p>а) Предупреждение близкородственных браков.</p> <p>б) Выявление гетерозиготных носителей мутантных генов.</p> <p>в) Дородовая диагностика, выявляющая ряд заболеваний генной природы и хромосомной аномалией.</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p><strong>Домашнее задание по ИОПам.</strong></p> <p>&nbsp;</p> <p><strong><em>Нормативный уровень </em></strong></p> <p>Тестовые задания:</p> <p>1.Совокупность всех внешних и внутренних признаков организма составляет:</p> <p>а) генотип, б) генофонд, в) фенотип, г) код ДНК.</p> <p>2. Как называется наука о закономерностях наследования и изменчивости?</p> <p>а) экология, б) селекция, в) генетика,&nbsp;&nbsp; г) биотехнология.</p> <p>3. Возможный генотип в F1,образующегося при скрещивании АА и аа:</p> <p>а) аа,&nbsp;&nbsp;&nbsp; б) АА,&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; в)Аа,&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; г) АВ.</p> <p>4.Парные гены гомологичных хромосом называют:</p> <p>а) сцепленными, б)неаллельными, в) аллельными, г) диплоидными.</p> <p>5. Гемофилия у детей чаще проявляется от брака:</p> <p>а) не родственного, б) близкородственного, в) людей разных национальностей,</p> <p>&nbsp;г) людей разных рас.</p> <p>6. У родителей, состоящих в родстве, значительно повышается вероятность рождения детей с заболеваниями:</p> <p>а) наследственными, б) ненаследственными, в) инфекционными, г) сердечно- сосудистыми.</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p><strong><em>Компетентный уровень</em></strong>.</p> <p>1. Имеются ли различия по числу хромосом между маткой и рабочими особями медоносной пчелы?</p> <p>2.Задача.</p> <p>У человека брахидактилия (укороченные пальцы)- доминантный признак, а альбинизм - рецессивный. Какова вероятность рождения ребенка с двумя аномалиями у гетерозиготных по обоим признакам родителей?</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p><strong><em>Творческий уровень.</em></strong></p> <p>1. Какие варианты хромосомного и нехромосомного определения пола у живых организмов вам известны? Приведите конкретные примеры.</p> <p>2.Задача по гемофилии.</p> <p>Классическая гемофилия передается как рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой, признак. Мужчина, больной гемофилией, женился на здоровой женщине ( все её предки были здоровы). У них родилась здоровая дочь. Определить вероятность рождения больного гемофилией ребенка от брака этой дочери со здоровым мужчиной.</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p><strong><u>Рефлексия урока.</u></strong></p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp; <strong><em>1.Какой из этапов урока учит вас думать, наблюдать?</em></strong></p> <p>&nbsp;<strong><em>2.&nbsp; На каком этапе урока вы пробовали применять свои знания?</em></strong></p> <p><strong><em>&nbsp;3.Какое ощущение у вас в конце урока?</em></strong></p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p><em>Урока время истекло</em></p> <p><em>Я вам, ребята, благодарна</em></p> <p><em>За то, что встретили тепло</em></p> <p><em>И поработали ударно.</em></p> <p>&nbsp;Спасибо, до свидания!</p>
Прикрепленный файл Размер
Урок по теме Генетическое определение пола 9- 10-11 кл.rar 2.75 Мбайт

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн