Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Ход урока.
I. Организация урока.
II. Сообщение темы и цели урока.
Учитель. Дорогие ребята! Сегодня мы проводим урок внеклассного чтения, посвященный детскому писателю и художнику Е. И. Чарушину. Тему урока вы уже знали, поэтому вы уже знакомы с его рассказами и я надеюсь, что вы будете активно участвовать на уроке. Наш урок сегодня будет необычным, потому что к нам сегодня пришли много гостей. Они нас послушают сегодня и, я надеюсь, они тоже убедятся в том, что вы у меня умники и умницы.
Но вот я получила известие, что к нам на урок ещё должны прийти гости. Пригласим их, ребята?
Входят три ученика с мягкими игрушками на руках, здороваются.
Учитель. - Здравствуйте, гости дорогие! Мы рады приветствовать вас на уроке. Но представьтесь пожалуйста, кто вы такие и откуда вы пришли?
Ученики.- Я – Томка! - Я – Тюпа! - Я – Мишка!
- Ребята, вы узнали наших гостей? А может вы сами скажете, откуда они пришли? ( Они пришли с рассказов Е. И. Чарушина).
III. Знакомство с биографией автора. Просмотр по компьютеру презентации о писателе. Первый слайд с фотографией писателя.
Ø 1901 – 1965 писатель и художник
Следующие слайды с записями и рисунками:
Ø Отец его был архитектором – художником. Мальчик наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов и сам с увлечением рисовал что–нибудь для себя или приятелей.
Ø Много о родной природе Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом и животноводом.
Ø «Я вырос с карандашом и кистью в руках» - вспоминал о своем детстве Е. Чарушин.
Ø В доме у Чарушиных всегда жили собаки и кошки, на окнах стояли банки с рыбами, в клетках распевали и свистели птицы.
Ø «Я приучился с детства понимать животное – понимать его движение и мимику. Мне даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животного».
Ø «Щур» - первый рассказ Е. И. Чарушина. (1930 год).
Ø «Волчишко» - рассказ о маленьком звереныше, принесенном в комнату из волчьего логова в лесу.
Ø И мы видим, как волчонку тоскливо и страшно в чужом, незнакомом месте и ему хочется убежать в лес к матери – волчице.
IV. Работа над рассказами Е. И. Чарушина.
Ребята, продолжим наше знакомство с гостями. Что они могут рассказать нам о себе? Это в сказках только звери разговаривают, так ведь, ребята, да? Поэтому о наших сегодняшних гостях пусть нам расскажут их товарищи.
Ученик1. Это Томка. Он был ещё маленький, когда его забрал у своей мамы один охотник. Он грыз деревяшку. Охотник взял эту деревяшку и спрятал. А Томка нашёл его. Поэтому охотнику этот щенок понравился и он забрал его к себе.
Ученик2. Это Тюпа. Он был маленький, непонятный, неуклюжий, но в то же время очень хорошенький. И всегда удивлялся всему: птичкам, бабочкам, и даже букашкам разным.Всё время он полз, подкрадывался и тюпал «тюп – тюп - тюп», поэтому его и прозвали Тюпой.
Ученик3.Это Мишка. Он жил в зоопарке вместе с другими медвежатами. Но он отличался от других. Всё время сидел в углу, лапу сосал, ворчал. Однажды даже он полез по метле и свалился вместе с ней. Ушибся сильно, и палка от метлы его по голове ударила. Еле успокоили. Дали ему соску.
Учитель. Ребята, у них на руках конверты. Они, наверное, адресованы нам. Давайте посмотрим их.
1). (берём конверт у Томки). Я хочу узнать, что вы запомнили из рассказов Е. И. Чарушина? Ответьте, пожалуйста, на вопросы!
· Как называется самый первый рассказ Е. И. Чарушина?
(Щур. Словарная работа. Щур – это лесная певчая птица, которая питается червяками, по-татарски – корташар.)
· В каких рассказах вы встречались с Томкой?
· Как Томка научился плавать?
· Чем привлекло ваше внимание Томка?
· В каких рассказах вы встретились с кошками и котятами? Как их звали?
· Чем вам понравились Маруська, Епифан и Пунька? (Словарная работа. Бакены – это плавучие плетёные корзины с фонарём наверху, они показывают верную дорогу. Бакенщик – человек, который расставляет эти бакены по реке, вечером фонари зажигает, а утром их тушит).
· Почему волчишко не стал жить у охотника?
· В каких рассказах вы встречались с медвежатами?
Физминутка. Сейчас мы попробуем изобразить щенков, таких, как Томка. - Покажите, какие щенки маленькие. Для этого присядьте, пожалуйста, колени обхватите руками.
- Щенки медленно растут. Встаньте, пожалуйста, поднимите руки вверх. - Покажите, как щенки подпрыгивают.
- Покажите, как щенки бегают
- А сейчас щенки будут лаять. Наберите воздух в грудь, резко выдохните и скажите «Гав!»
V. Работа над новым текстом.
2). (берём конверт у Тюпы). Прочитайте рассказ Е. И. Чарушина «Друзья».
Чтение рассказа по цепочке. (Словарная работа. Гончая собака – охотничья собака. Курки на ружье – чакма, тәте, курок – часть ударного механизма в ружье).
1. О ком мы прочитали в тексте?
2. Почему охотник назвал щенка Огарком, а лисёнка Васькой?
3. Что хотел сделать лесник, когда вырастит лисёнок?
4. Почему же лесник не застрелил лису?
5. Какой вывод можно сделать из этого рассказа? ( Дружбой надо дорожить!) в каких рассказах вы встречались с медвежатами.но онал "кам, и даже букашкам разным. гостей.
6. Кто вам понравился больше в этом рассказе? Почему?
На: Рассказы Е. И. Чарушина.
Рафида Магсумовна, здравствуйте! Ваш урок очень интересный, спасибо Вам. Но хотелось бы просмотреть презентацию к этому уроку. Прикрепите её, пожалуйста, к данному документу.
На: Рассказы Е. И. Чарушина.
Большое спасибо, Галина Ивановна! Прикрепляю презентацию.
На: Рассказы Е. И. Чарушина.
Большое спасибо!!!