ГКС(К)ОУ «С(К)ОШ № 17 VIII вида г. Энгельса» Саратовской области.
Доклад на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛ VIII ВИДА».
Выполнила: Решетникова Ю. В.
учитель высшей категории
Энгельс 2013год.
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛ VIII ВИДА.
В конце ХХ - начале ХХI века в России со всей остротой встал вопрос сохранения и укрепления здоровья нации, особенно детей, в единстве его физического, физиологического, психоэмоционального и духовного компонентов.
Понятие здоровья определяет следующим образом: «Здоровье человека - это динамическое состояние (процесс) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни».
Дети с недостатками с ограниченными возможностями здоровья в силу особенностей психофизического состояния ограничены в самостоятельном приобретении знаний и умений валеологического характера. Наиболее приоритетный канал формирования образа жизни для них - педагогический. Он ориентирован на воспитание и развитие личности при грамотном воздействии на все сферы сознания - познавательную, эмоционально-чувственную, ценностно-ориентированную и деятельностную, чтобы в итоге сформировать у учащихся ответственность за свое здоровье и умение поддерживать его.
Валеоло́гия (от одного из значений лат. valeo — «быть здоровым») — термин, введённый в обиход советским учёным, доктором медицинских наук, профессором, академиком Академии технологических наук России Израилем Брехманом.
Мой опыт работы показывает, что дети, с помощью учителя, способны самостоятельно не только формировать ценности, но и воплощать их. Совместная с ними деятельность поможет понять, что они знают о здоровье, что их интересует, беспокоит, тревожит больше всего, что бы они хотели сделать для своего здоровья и здоровья других людей. А инструментом может стать сотворчество, совместное постижение знаний, опыта – в неформальном, партнёрском взаимодействии. Одним из ключевых моментов в выработке мотивации ребёнка на сознательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих является сознание у него ценности физического, психологического, духовного здоровья.
Работая с учащимися, я ставлю цель: принятие здоровья как высшей ценности в своей жизни и жизни других людей, формирование соответствующих этому мотивов поведения.
А так же определяю задачи:
- формирование осознанного отношения к ценности здоровья;
- выработка жизненной позиции, позволяющей личности понимать обязанность ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
- способствовать формированию у обучающихся потребности и мотивации к здравотворческой деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья;
- способствовать формированию культуры здоровья у всех участников образовательного процесса.
Для решения поставленных задач, для среднего звена – используются чаще игровые методы. Для старшего звена – моделирование и анализ проблемной ситуации и беседа. Например. Соблюдение техники безопасности во время уроков профессионально – трудового обучения. При изучении техники безопасности при работе с ножницами дети с удовольствием выполняют просьбу учителя – передать ножницы друг другу по кругу. При этом даже учащиеся 3 группы запоминают эту тему очень быстро. Посмотрев наглядно, как передаются ножницы, учащиеся, как правило, запоминают зрительно приём передачи ножниц. Следующая тема, на которую обращается внимание – это правильно отмерить нить для выполнения различных стежков. Показывается приём – отмерить нить через локоток. На первый взгляд очень безобидная «операция» - однако, когда учащиеся приходят на урок и впервые отмеряют нить, они широко разводят руки в стороны, и тем самым могут травмировать друг друга резким движением. Техника безопасности при работе с иглой, так же особых трудностей в изучении не вызывает. Достаточно наглядно показать красиво оформленную подушечку и правильное расположение в ней игл. Работая с рабочими коробками, учащийся бережно относится к рабочим инструментам. Часто одну коробочку используют сразу несколько человек из разных классов. Поэтому на первых уроках обращаю внимание на расположение иголок и булавок. Иглы должны входить и выходить из подушечки. Приучаю детей не оставлять там длинные «хвосты» нити, что бы случайно её не выдернуть, и не уколоть пальцы. В конце каждого урока учащиеся задают рабочие коробочки, а я проверяю, что бы был полный комплект игл и булавок, нитираспарыватель закрыт колпачком, ножницы были сомкнутыми. Такая работа, в первый год обучения ребёнка швейному делу, приучает его не только к порядку, но и к соблюдению правил безопасной работы в швейной мастерской.
Так же большое внимание уделяется спецодежде детей. Уже в 4 – 5 классе приучаю учащихся одевать фартук и косынку, одевать удобную обувь.
В целях профилактики здоровья, на своих уроках провожу физминутки, разминку для рук. Которые очень нравятся учащимся. В первый год обучения раздаю тексты физминуток ребятам, которые с удовольствием повторяют их и со временем запоминают.
Мы работать начинаем,
Наши ручки растираем.
С силой кулачки сожмём,
А теперь их разожмём.
Раз, два, три, четыре, пять –
Можно ими помахать,
Покрутить и повертеть,
И немножко потереть.
К работе можем приступить,
И всех на славу удивить.
Проведём, друзья, сейчас
Упражнение для глаз.
Вправо, влево посмотрели,
Глазки все повеселели,
Снизу вверх и сверху вниз.
Ты, хрусталик, не сердись,
Чтобы мышцы крепче стали
Мы немножко поморгали.
Плавно глазками моргаем
Потом глазки закрываем.
Чтобы больше было силы,
К ним ладони приложили.
Раз, два, три, четыре, пять –
Можно глазки открывать!
И работать продолжать.
В пятом классе передышка –
Все ребята встали в ряд –
Это значит физминутка
В пятом классе у ребят!
Мы немножечко устали…
Покачали головой,
А теперь ещё немного…
Потянулись за рукой…
Руки в «боки» мы поставим
И немного повращаем,
Поведём плечами,
Потрясём руками…
В пятом классе физминутка
Приближается к концу…
И бесшумно все ребятки
Опускаются на стул.
Проводя разминку для глаз, использую задание на внимание. Например, показываю ёлочку, далее учащиеся закрывают глаза, а я меняю новогодние «шарики», звезду. Учащиеся должны догадаться, что изменилось.
В старших классах, большое внимание уделяю здоровому образу жизни. Провожу короткие беседы о вреде курения, употреблении спиртных напитках, провожу беседы на тему: «Внешний вид ученика». Однако, результат бывает, но он не продолжителен. Одну – две перемены обошлись без курения, далее забыли о вреде никотина. Или же сегодня пришли с аккуратно причесанной головой, завтра проспали, опоздали на урок, и забыли не только расчесаться, но и умыться и позавтракать. Так же с девочками говорим на тему: « Мода и время года», такие беседы необходимы, т.к. зачастую чтобы привлечь внимание противоположного пола, мы зимой надеваем лёгкие капроновые колготки и короткую юбку. Часто бывает, что экспериментируя, девочки надевают водолазку в сочетании с лёгкой шёлковой кофтой и спортивными брюками. Здесь хочется отметить, что учащиеся прислушиваются к советам учителя, стараются подобрать одежду.
В условиях специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения все темы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни – актуальны и направлены на то чтобы оказать помощь учащимся в социальной адаптации в современное общество.
Интернет источники.
1. http://www.science-education.ru/39-1477.
2. http://festival.1september.ru/articles/517559/.
3. http://www.eduhmao.ru/info/1/3939/.
|