Официальный сайт radikalno 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Программа для общеобразовательных учреждений.Естествознание. Биология. 8 класс. А.И.Никишов, А.В.Теремов, Р.А.Петросова

Фото пользователя Светлана Анатольевна Гуськова
Submitted by Светлана Анатольевна Гуськова on Tue, 02/04/2013 - 11:23
Данные об авторе
Автор(ы): 
Гуськова С.А.
Место работы, должность: 

МБОУ "Гатчинская СОШ№ 9 с углублённым изучением отдельных предметов"

Регион: 
Ленинградская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Биология
Предмет(ы): 
Естествознание
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
программа
Краткое описание ресурса: 
<p> Программа для общеобразовательных учреждений.Естествознание. Биология. 8 класс. А.И.Никишов, А.В.Теремов, Р.А.Петросова</p>

Программа для общеобразовательных учреждений

 

Естествознание.

 

Биология.

 

5-11 классы

 

Авторы: А.И.Никишов, А.В.Теремов, Р.А.Петросова

 

Москва, Владос, 2009 г.

 

 

8 КЛАСС

(68 ч,2 ч в неделю)

 

БИОЛОГИЯ. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

 

ВВЕДЕНИЕ (1ч)

 

Науки, изучающие организм человека. Некоторые сведения из истории изучения организма человека. Вклад учёеных в развитие знаний об организме человека. Значение знаний о

строении и жизнедеятельности организма человека для улучшения условий жизни человека, сохранения его здоровья,профилактики и диагностики заболеваний.

 

 

1. ОБЩИЕ СВОЙСТВА ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

И УРОВНИ ЕГО ОРГАНИ3АЦИИ (5 ч)

 

Общие свойства организма. Общие свойства и признаки, присущие организмам: возбудимость,  движение,  рост, дыхание, питание, выделение, обмен веществ, воспроизводство.

Условия поддержания жизни организма: пища, вода, кислород, тепло, давление, социальная среда.

Уровни организации живого. Атомарный, молекулярный, клеточный, тканевый, органный, системный, организменный уровни организации организма человека. Взаимосвязь и иерархичность уровней организации.

Клетка, ее строение, химический состав, жизненные свойства. Строение клетки. Цитоплазма и ядро. Гены. Органеллы клетки. Органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Неорганические вещества клетки: вода, минеральные вещества. Органические вещества клетки: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты. Жизненные свойства клетки: биосинтез и распад веществ, размножение (деление) клетки, возбудимость клеток. Взаимосвязь клеток и

внутренняя среда организма.

Ткани и органы. Системы органов. Понятие о ткани. Виды тканей: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. особенности строения клеток тканей и выполняемые

функции. Понятие об органе и системе органов. Понятия об аппарате и функциональной системе органов.

Организм человека как единое целое. Строение тела человека. Части тела и полости. Способы регуляции функций организма: гуморальная и нервная. Биологически активные

вещества и их роль в регуляции функций организма. Само-

регуляция функций в организме. Связь организма с окружающей средой. Влияние различных природных факторов на организм. Адаптации организма к природным факторам. Вза-

имоотношения человека и природы. Биосоциальная природа человека. Биологическая и социальная программы развития организма человека.

Демонстрации: таблиц, схем, рисунков, видеофильмов и слайдов, показывающих общие черты строения организма человека, расположения органов и систем органов, микропрепаратов

эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

 

2. ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА (5 ч)

 

Железы внутренней секреции. Понятие о железах внутренней секреции (эндокринных железах) и гормонах. Железы смешанной секреции. Строение и функции эндокринных желез: щитовидная железа, околощитовидные железы, гипофиз, эпифиз, тимус, поджелудочная железа, половые железы. Гормоны эндокринных желез и их влияние на организм

человека. Нарушение функций желез эндокринной системы. Регуляция функции эндокринных желез. Гипоталамо-гипофизарная система. Взаимодействие нервно-гуморальных факторов и их нарушение. Стресс как реакция организма на действие факторов среды и роль в нем нервно-гуморальных регуляций. Физиологические изменения в организме человека под воздействием стресса.

Демонстрации: таблиц, схем, рисунков, видеофильмов и слайдов, показывающих строение желез эндокринной системы и нарушений их функций.

 

3. НЕРВНАЯ СИСТЕМА (6 ч)

 

Строение нервной системы. Нервная ткань. Строение

нейронов и нейроглии. Межнейронные контакты - синапсы. Строение синапсов. Классификация нейронов: чувствительные, двигательные, вставочные. Нервы: чувствительные,

двигательные, смешанные. Отделы нервной системы. Периферическая, центральная, соматическая и автономная нервная система. Отделы автономной (вегетативной) нервной системы: парасимпатический и симпатический. Строение и работа автономной нервной системы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Понятие о рефлексе и рефлекторной дуге. Строение рефлекторной дуги. Возбуждение и торможение в рефлекторной деятельности и их взаимодействие.

Спинной мозг. Строение спинного мозга. Белое и серое вещество. Спинно-мозговые нервы и узлы. Функции спинного мозга: рефлекторная и проводниковая. Головной мозг. Строение головного мозга. Отделы головного мозга и их функции: продолговатый мозг, мост, мозжечок,

средний мозг, rrромежуточный мозг, большие полушария. Зоны коры больших полушарий головного мозга. Значение коры больших полушарий головного мозга. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. Наследственные нарушения работы мозга. Нарушения работы мозга, вызванные факторами внешней среды:

вирусные инфекции, отравления химическими веществами, сотрясения. Первая помощь при потери сознания человеком. Заболевания нервной системы, связанные с нарушением снабжения мозга кровью: кровоизлияния и травмы.

Демонстрации: таблиц и схем, показывающих общее строение нервной системы, головного, спинного мозга, рефлекторной дуги, вегетативной нервной системы, коленного и зрачкового

рефлексов, моделей головного мозга, видеофильмов и слайдов.

Лабораторная работа. 1. Строение головного мозга человека.

 

4. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ (5 ч)

 

Кость: состав, строение, рост. Строение и состав костной ткани. Неорганические и органические вещества кости. Виды костей. Длинные (трубчатые), короткие и смешанные кости. Рост костей в длину и в толщину.

Скелет человека. Соединение костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Отделы скелета: череп, скелет туловища, скелеты поясов конечностей и конечностей. Кости, образующие отделы скелета. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.

Первая помощь при повреждениях скелета. Первая помощь при растяжении связок и вывихе суставов. Первая помощь при переломах костей.

 

Мышцы и их функции. Виды мышечной ткани. Скелетные мышцы. Сердечная мышца. Гладкая мышечная ткань. Роль нервной системы в регуляции деятельности мышц. Согласованная работа мышц сгибателей и разгибателей. Работа мышц. Утомление при мышечной работе. 3начение работ И.М. Сеченова для физиологии труда. Активный отдых. 3начение физических упражнений для формирования скелета и мышц. 3начение тренировки  мышц. Искривления позвоночника: сколиоз, лордоз, кифоз. Плоскостопие. Меры предупреждения искривления позвоночника и развития плоскостопия.

Демонстрации: скелета человека, отдельных костей, распилов костей, микропрепаратов костной, хрящевой и волокнистой тканей, приемов первой помощи при повреждениях (травмах) скелета; таблиц, муляжей и моделей, показывающих расположение основных групп мышц человеческого тела и их работу; опыта, доказывающего сравнительную эффективность

статической и динамической работы, влияния нагрузки и ритма работы на развитие утомления, видеофильмов и слайдов.

Лабораторная работа. 2. Строение позвонков.

 

б. КРОВЬ (4ч)

 

Функции и состав крови. (Функции крови. Состав крови: неорганические и органические вещества крови. Органы кроветворения. Форменные элементы крови и их функции. Строение и

функции аритроцитов. Переливание крови. Группы крови. Донорство. Резус-фактор. Лейкоциты и их роль в защите организма от чужеродных для него веществ, клеток и тканей.

Иммунитет. Образование антител. Фагоцитоз и выработка антител. Виды иммунитета. Тромбоциты и их роль в реакциях свертывания крови. Противосвертывающие факторы. Нару-

шение свертывания крови - гемофилия.

Демопстрации: микропрепаратов крови, таблиц и схем, показывающих состав крови, строение клеток крови, переливание крови, реакций свертывания крови и иммунного ответа

организма, видеофильмов и слайдов.

 

Лабораторпая работа. 3. Микроскопическое строение крови лягушки и человека.

 

6. КРОВООБРАЩЕНИЕ (5 ч)

 

Система кровообращения. Понятие о кровообращении. Органы кровообращения. Строение сердца. Кровеносные сосуды: артерии, вены и капилляры. Движение крови в организме. Малый

круг кровообращения. Большой круг кровообррщения. Работа сердца. Автоматия сердечной мышцы. Щикл сердечных сокращений. Регуляция работы сердца: рефлекторная и гуморальная.

Движеrrие крови и лимфы по сосудам. Кровяное давление. Пульс. Скорость тока крови. Движение крови по венам. Перераспределение крови в организме. Лимфатическая система и

движение лимфы в организме.

Предупреясдение сердечно-сосудистых заболевапий. Причины заболеваний сердечно-сосудистой системы. Влияние алкоголя и курения на сердечно-сосудистую систему. 3начение

тренировки сердца для предупреждения заболеваний сердечно-сосудистой системы. Кровотечения и меры первой помощи.

Демонстрации: муляжей и таблиц, покавывающих строение сердца и кругов кровообращения; измерения артериального давления при помощи сфигмоманометра и фонендоскопа;

Приемов оказания первой помощи при кровотечениях; видеофильмов и слайдов.

 

Лабораторпая работа. 4. Подсчет пульса в разных условиях.

 

7. ДЫХАНИЕ (4 ч)

 

Органы дыхания. Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Воздухоносные пути. Гортань. Трахея. Бронхи. Легкие. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения.

Жизненная емкость легких. обмен газов в легких. обмен газов в тканях.

Регуляция дыхания и первая помощь при остановке дыхания. Рефлекторная и гуморaльная регуляции дыхания.

Дыхательные рефлексы и их значение для дыхания. Искусственное дыхание.

Болезни органов дыхания и их предупреждение. Заражение через воздух капельными и вирусными инфекциями органов дыхания. Грипп и туберкулез. Предупреждение заболевания органов дыхания. Действие курения на органы дыхания.

Демопстрации: муляжей и таблиц, схем строения органов дыхания, дыхательных движений и их регуляции; модели Дондерса, иллюстрирующей вдох и выдох; функциональных проб с задержкой дыхания; методов оцределения жизненной емкости легких и приемов осуществления искусственного дыхания видеофильмов и слайдов.

 

 

8. ПИЩЕВАРЕНИЕ (5 ч)

 

Органы пищеварения и их функции. Понятие о питании и пищеварении. Питательные вещества. Строение органов пищеварения. Методы изучения пищеварения. Работы

И.П. Павлова по изучению пищеварения. Обработка пищи в ротовой полости. Строение зуба. Пищеварение в ротовой полости. Пищеварение в желудке. Нервная регуляция желудочного сокоотделения. Гуморальная регуляция желудочного сокоотделения. Изменение питательных веществ в кишечнике. Всасывание. 3ащитная роль печени. Функции толстого кишечника.

Заболевания шелудочно-кишечного тракта и их предупреждение. Пищевые отравления и их предупреждение. Кишечные инфекции и борьба с ними. Меры предупреждения кишечных и глистных заболеваний. Влияние алкоголя и никотина на пищеварение.

Демонстрации: модели торса человека, муляжей поперечного распила головы, желудка, печени, таблиц, показывающих строение пищеварительной системы и деятельности

органов пищеварения; опыта, иллюстрирующего действие слюны на крахмал и желудочного сока на белки.

 

9. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ (8 ч)

 

Обмен веществ. Понятие об обмене веществ. Обмен белков. Обмен углеводов. Обмен жиров. Превращения в организме органических соединений. Обмен неорганических веществ. Регуляция обмена веществ. Витамины. 3начение витаминов. основные витамины. Заболевания, вывванные нехваткой витаминов в пище. Сохра

нение витаминов в пище. Энергетический обмен и питание. Превращение энергии в организме. Расход энергии у людей, занимающихся различными видами труда. Определение норм питания. Понятие о правильном питании. Неправильное питание и вызванные им болезни. Режим питания школьника.

Поддерпсание постоянной температуры тела. Образование и отдача тепла организмом человека. Механизмы терморегуляции. Химическая и физическая терморегуляции. Нервная

и гуморальная регуляции температуры тела. Терморегуляция при разных условиях. Терморегуляция в условиях жары.Терморегуляция в условиях холода. Терморегуляция при

мышечной работе. Изменение температуры тела при простудныx и инфекционных заболеваниях. Тепловой и солнечный удары. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.

Закаливание организма. Требование к одежде. Роль кожи в процессах терморегуляции. Строение и функции кожи. Обморожения кожи. Ожоги кожи. Первая помощь при обморожениях и ожёгах.

Демопстрации: моделей и таблиц строения кожи; схем, показывающих строение волоса, ногтя, механизмов терморегуляции, приемов оказания первой помощи при тепловом,

солнечном ударах, термических и химических ожогах, обморожениях, видеофильмов и слайдов.

 

 

1О. ВЫДЕЛЕНИЕ (2 ч)

 

Мочевыделительная система. Строение мочевыделительной системы. Почки как органы выделения. Механизм образования мочи. Первичная и вторичная моча. Реryляция процессов образования и выведения мочи. Нервная и гуморальная регуляции процессов выделения. 3аболевание органов выделения и их предупреждение.

Демонстрации: модели и таблицы строения почек; схем,показывающих строение нефрона, образования первичной и вторичной мочи.

 

11. РА3МНОЖЕНИЕ И РА3ВИТИЕ (4 ч)

 

Значение цроцессов самовоспроизведения организмов. Органы размножения. Мужская половая система. Женская половая система. Строение и функциональные особенности мужской и женской половой систем. Половое созревание. Половое созревание мальчиков. Половое созреваниедевочек. Характеристика подросткового периода. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Оплодотворение. 3ародышевый период внутриутробного развития. Образование плаценты. Развитие зародыша и плода. Гигиена беременной женщины. Рождение ребенка. Рост и развитие ребенка. Периоды послеутробного развития. Особенности развития человека. Роль социальных условий для развития человека. Акселерация и ее значение.

Демонстрации: таблиц и схем строения половой системы человека, развития зародыша и плода, видеофильмов и слайдов.

 

12. СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ (5 ч)

 

Понятие об органах чувств. Сенсорные системы (анализаторы). Орган зрения. Значение зрения. Строение глаза. Построение зрительного изображения. Нарушения зрени я и их предупреждение. Первая помощь при повреждении глаз. Гигиена зрения. Орган слуха. Строение органа слуха. Функция органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Чувство равновесия. Вестибулярный аппарат, мышечное чувство. осязание. обоняние. Орган вкуса. Взаимозаменяемость органов чувств.

Демонстрации: моделей, муляжей, таблиц и схем строения органов зрения и слуха; зрительных иллюзий и дефектов, функциональной выносливости вестибулярного аппарата,

приемов определения запахов неизвестных веществ; видеофильмов и слайдов.

 

Лабораторная работа. 5. Определение бинокулярного зрения.

 

13. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЪНОСТЪ (5 ч)

 

Безусловные и условные рефлексы. Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные рефлексы и их значение. Образование условных рефлексов. Значение условных рефлексов. Торможение рефлексов и его значение.Особенности высшей первной деятельности человека. Элементарная рассудочная деятельность животных. Речь. Эмоции и их физиологическая rrрирода. Память и мышление.

(Физиологическая природа памяти). Виды памяти. Условияразвития памяти. Сон и бодрствование. Характеристика сна. Физиологическая природа сна. Значение сна и сновидений. Предупреждение нарушений сна.

Нарушение высшей нервной деятельности. Предупреждение нарушений высшей первной деятельности у человека.Влияние алкоголя на нервную систему и поведение человека.

Алкоголизм и борьба с ним.

Демонстрации: безусловных и условных рефлексов человека; выработки условного рефлекса на основе речевого цодкрепления; тестов на проверку внимания, памяти и консерватизма мышления; двойственных изображений, иллюзий, установки, контраста, стрелок, перспективы.

 

 

 

14. ОСНОВЫ ФИ3ИОЛОГИИ ТРУДА (2 ч)

 

Краткая характеристика основных форм труда. Физиология труда. Механический и психический компоненты труда.

Формы трудовой деятельности человека. Изменение физиологический функций при физическом и умственном труде.

Работоспособность и утомление.

Деятельность человека в необычных условиях. Приспособление организма к новым условиям жизни. Экологическая физиология как наука об приспособлениях человека к

различным природным факторам среды. Механизмы акклиматизации и адаптации человека к новым факторам среды.

Дмонстрации: видеофильмов, показывающих приспособление человека к жизни в условиях Крайнего Севера, пустыни, высокогорья, невесомости и др.

 

15. ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И СПОСОБЫ ЕГО СОХРАНЕНИЯ (2 ч)

 

IIонятие о здоровье и мерах его сохранения. Факторы среды, нарушающие здоровье. Факторы среды, сохраняющие здоровье. Двигательная активность, рациональное питание,

Режим труда и отдыха. Физическое и психическое здоровье организма человека. 3ащитно-приспособительные реакции организма. Защитно-приспособительные реакции организма человека как факторы, направленные на сохранение постоянства его внутренней среды и адаптацию к условиям существования. Роль гуморальных факторов и нервной системы в защите организма от воздействий среды.

Демонстрации: видеофильмов, показывающих роль факторов среды обитания человека для сохранения физического и психического здоровья.

 

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДОСТИЖЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

8 КЛАССА ПО БИОЛОГИИ

 

3нать и понимать:

 

·       о строение и функции биолоrических структур, слагающих организм человека (клетка, ткань, орган, системы органов);

·       особенности биологических процессов (питание, дыхание, кровообращение, выделение, движение, обмен веществ и превращение энергии,рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности, возбуждение, торможение), протекающих в организме человека;

·       влияние факторов окружающей среды на здоровье организма человека.

 

Уметь:

 

·       приводить примеры уровней организации человека как биосоциального вида; биологически активных веществ (витаминов, гормонов, ферментов), факторов среды, оказывающих влияние на здоровье;

·       доказывать роль окружающей среды как источника веществ и энергии для собственного организма; зависимость состояния собственного здоровья от состояния окружающей среды; влияние факторов окружающей среды на здоровье организма человека;

·       узнавать на таблицах, моделях, схемах, рисунках и собственном организме основные органы и системы органов;

·       оценивать: изменения в собственном организме; влияние факторов окружающей среды, факторов здоровья и риска на собственный организм; последствия влияния своей деятельности и образа жизни на собственное здоровье и здоровье окружающих;

·       проводить наблюдения за состоянием собственного организма путем подсчета пульса, измерения давления, температуры, массы тела и др.;

·       использовать биологические модели при изучении организма человека;

·       получать и оценивать значение информации из разных источников о здоровом образе жизни и факторах,способных привести к развитию болезней.

 

Применять знания и умения:

 

·       соблюдать меры профилактики и предупреждения развития травмативма, стрессов, пищевых отравлений, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правила поведения, обеспечивающие безопасность в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях;

·       оказывать первую помощь при переломах костей, вывихах и растяжениях суставов, кровотечениях, отсутствии дыхания и сердечной деятельности, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, поражении электрическим током и молнией.

 

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн