Официальный сайт rosregistr 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Специфика организации учебно-воспитательного процесса в сельской МКШ

Submitted by Елена Николаевна Ким on пн, 01/04/2013 - 20:07
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ким Елена Николаевна
Место работы, должность: 

учитель начальных классов, СШЛ № 5 им.Ломоносова

Регион: 
Зарубежье - Казахстан
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
все уровни образования
Уровни образования: 
начальное общее образование
Предмет(ы): 
Педагогика
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
<p class="rtejustify" style=""> <span style="font-family:comic sans ms,cursive;"><span style="background-color: rgb(221, 160, 221);">Статья познакомит вас со специфичексими особенностями сельской МКШ,сложностями в работе учителя МКШ, преимуществами школы такого типа. В ней предложены конкретные ркомендации по повышению качества образования в класс-комплектах.&nbsp;</span></span></p>

В осуществлении гуманистических преобразований на селе ведущая роль принадлежит сельской школе. Сельская малокомплектная школа и весь круг проблем, связанных со спецификой организации в ней учебно-воспитательного процесса, остается одним из актуальных направлений системы образования в РК.

Понятие «малокомплектная школа» определено Законом Республики Казахстан «Об образовании» (ст. I, п.23) как общеобразовательная школа с малым контингентом учащихся, совмещенными класс-комплектами и со специфической формой организации учебных занятий [1].

Приток сельского населения в город, уменьшение рождаемости, закрытие сел, объявленных бесперспективными, затем новое возрождение малых сел, особенно связанное с перестройкой в аграрном секторе, привели к росту числа сельских школ при значительном уменьшении их наполняемости. За последние 15 лет количество основных МКШ увеличилось в 2 раза. ОБ этом свидетельствуют результаты исследований Л.Г.Денисовой, А.Е.Кондратенкова, А.Шарипова, З.А.Алдамжарова, Г.З.Адилгазинова и др. Из 7576 общеобразовательных организаций Казахстана 4288 являются МКШ, что составляет 56,5% от общего числа. В сельской местности – 4139 (68,6%) – МКШ. Практически каждый четвёртый учитель работает и каждый шестой казахстанский школьник учится в условиях МКШ [2].

Сельская школа характеризуется отдаленностью от культурно-административных центров, специфической структурой, организационными особенностями, невозможностью создания методических объединений учителей, низкой информационной насыщенностью, слабой постановкой преподавания отдельных предметов, кадровой проблемой. Острой проблемой является финансирование. В силу высокого содержания одного учащегося в МКШ средства на укрепление  материальной базы не всегда соответствуют потребностям школы.

Учитель малокомплектной школы работает в сложнейших условиях: ему приходится вести занятия одновременно с детьми разного возраста, разной подготовленности по учебным программам разных классов. Исходя из этого более 50 % учебного времени в МКШ отводится самостоятельной работе, при выполнении которой дети оказываются лишены возможности получить немедленную помощь со стороны учителя, так как учитель в это время занят другим классом. Стоит ли говорить, что учащиеся вынуждены работать самостоятельно при наличии помех со стороны другого класса, так как в это время в другом классе может идти беседа, объяснение и т.д.

Кроме того мотивация учения, познавательные интересы сельских школьников развиты слабее, чем городских. Выпускники сельских школ труднее адаптируются в новых условиях, на рынке труда и профессий. Объясняется это многими причинами, в том числе и малочисленностью классов, что снижает соревновательность учащихся, ограничивает круг общения, препятствуя развитию коммуникативных умений. Однообразие обстановки, контактов, форм взаимодействия развивает психологическую усталость или отторжение. Недостаточное число учеников в классе порождает явление «психологической монотонности», что может приводить к усталости и потере интереса к обучению.

Вместе с тем, сельская школа выделяется из всех типов школ своей непохожестью. В малокомплектной школе учитель не просто работает, он живет жизнью детей, воспринимает свою школу как родной дом, где отдавать душевное тепло так же естественно, как в собственной семье. Учитель знает каждого ученика по имени, его родителей, братьев, сестер, положение ребёнка вне школы, помогает ему. При сегодняшних масштабах семейного неблагополучия, в условиях ухудшения психического и физического здоровья детей этот фактор носит характер их социальной защиты.

Воспитательные преимущества малочисленных школ огромны, их никогда не заменят крупные школы. Сельские ребята в целом отличаются высокими моральными и гражданскими качествами, приобщенностью к земле, физическому труду. Можно сказать, что в сельских условиях процесс образования, воспитания и развития личности школьника, осуществляется, по крайней мере, в трех социумах: в многодетной семье со сложившейся системой воспитания и самовоспитания, в школе и в системе села. Для сельского учащегося эти величины являются постоянными, в то время как для городского школьный социум и ближайшая социальная среда могут меняться: он, например, может перейти из одной школы в другую, переехать с родителями из одного района города в другой. Задача учителя состоит в том, чтобы правильно использовать эту благоприятную, объективно сложившуюся ситуацию.

 Для уроков в малокомплектной сельской школе свойственны камерность, меньшая заорганизованность, здесь легче решаются проблемы дисциплины [3].

Таким образом, наиболее сложная по характеру и специфическая особенность уроков в малокомплектной школе состоит в том, что методические приемы, используемые учителем, нуждаются в видоизменении и модификации. В этой связи приобретает особое значение работа по повышению уровня подготовки специалистов. Однако вузы, готовящие педагогов, пока не имеют научно обоснованных профессиограмм, что создает большие трудности в работе, дезориентирует профессорско-преподавательский состав и не позволяет разработать концепцию эквивалентности. В этом плане, на наш взгляд, представляет интерес исследование Л.А.Легоставой, которая на основе изучения личности и профессиональной подготовки учителя начальной МКШ, предлагает следующий вариант профессиограммы [4]:

1. Профессионально значимые качества личности: эрудированность, способность к распределению внимания; владение педагогической импровизацией; настойчивость, целеустремлённость; наличие организаторских умений; общительность; гибкость ума; стремление пополнять и обновлять педагогические знания.

2. Профессиональная компетентность: знание действующих школьных программ и учебников по начальной школе, теоретических основ методики преподавания каждого предмета; знание функций руководства школой; умение организовать совместную работу с учащимися разных классов по одному предмету, распределять время на уроке между классами; дифференцировать задания и обучать учащихся рациональным приемам выполнения самостоятельной работы, планировать и проводить внеклассную работу в детском разновозрастном коллективе и т.д.

Следовательно, требования, предъявляемые к учителю МКШ, конкретизируют, дополняют и углубляют общую профессиограмму учителя. При этом профессиограмма должна регулярно обновляться на основе научных исследований по проблемам качества высшего педагогического образования.

Мы понимаем, что описанная профессиограмма близка к идеалу, однако именно к ее внедрению и реализации, на наш взгляд, должны стремиться все педагогические вузы страны, потому как подготовка будущих учителей, а тем более учителей МКШ - дело ответственное, а значит выпускники педагогических училищ должны покидать стены своего учебного заведения профессионалами, мастерами своего дела.

В заключение, основываясь на собственном опыте работы, хотелось бы дать несколько советов действующим учителям МКШ:

1. В условиях одновременной работы учителя с несколькими классами, отсутствует возможность постоянного контроля за ходом выполнения самостоятельной работы учащихся, поэтому важно научить детей самоконтролю. Элементы самоконтроля полезно вводить уже к концу первого класса. На уроках математики можно использовать проверку решенных примеров путем обратных действий. При решении задач надо научить детей проверять задачу различными способами.

2. Большое значение для развития навыков самоконтроля имеет приём взаимопроверки. Дети обмениваются тетрадями друг с другом, с тем, чтобы проверить самостоятельно выполненную работу.

3. Так как для малокомплектных школ нет никакой специальной методической литературы, важно готовить к уроку много дидактического материала (различных таблиц, карточек, заданий), которые дают возможность организовать самостоятельную работу учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

4. Во время работы над трудными разделами программы следует изготавливать индивидуальные карточки, которые содержат не только учебные задания, но и рекомендации, образцы. Для самостоятельной работы можно давать и такие задания, выполнение которых готовит учащихся к восприятию нового материала.

5. Следует составить картотеку воспитательных мероприятий, куда войдут вырезки из журналов, собственные разработки, а также опыт передовых педагогов. Это позволит учителям МКШ избежать однообразия форм работы с детьми и поможет определить содержание плана воспитательной работы.

Подводя итог, хочется подчеркнуть, что труд учителя в малокомплектной школе требует творчества, одержимости, доброты и сердечности, профессионализма и комплексности. Школа для деревенского ребенка - единственный центр культуры. И от учителя зависит, будут ли будущие граждане смотреть на мир широко раскрытыми глазами. Так давайте же помнить об этом, уважаемые коллеги!

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Закон Республики Казахстан от 27.07.2007

2. http://www.pandia.ru

3. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М., 2008. – 408 с.

4. Легостаева Л.А. Личность и профессиональная подготовка учителя малокомплектной школы. – М., 1975. – 95 с.

Прикрепленный файл Size
МКШ статья.doc 56.5 KB

»  Tags for document:

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн