Официальный сайт forexnw 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Условия эффективного и безопасного использования средст вычислительной техники и оборудования кабинетов информатики

Submitted by Елена Владимировна Мясникова on Tue, 17/04/2012 - 06:38

Оборудование кабинета

  Роль кабинетов информатики в школе в последнее время очень возросла в связи с реализацией Государственной программы информатизации системы среднего образования. В современных условиях кабинет информатики становится центром формирования информационной культуры, глубокого овладения новыми информационными технологиями для сознательного их использования в учебной и профессиональной деятельности учащихся.

 Кабинет информатики - это учебно-воспитательное подразделение средней общеобразовательной и профессиональной школы, являющееся средством осуществления Государственной программы информатизации системы среднего образования, обеспечивающее подготовку учащихся к жизни в условиях мирового информационного общества, повышение уровня образования. Поэтому важно помнить, что от содержания работы кабинета информатики в школе зависит, каким будет выпускник общеобразовательной школы.

  При оборудовании кабинета информатики опирались на Государственный образовательный стандарт по информатике, Требования к учебным кабинетам, Санитарно-гигиенические требования. Также опирались на то, что занятия в кабинете информатики должны служить для:
формирования у учащихся современной информационной картины мира;
формирования навыков использования информационных технологий, как основной составляющей профессиональной деятельности в современном информационном обществе;
формирования знаний об устройстве и функционировании современной вычислительной техники;
формирования творческой личности, развитию у учащихся теоретического мышления, памяти, воображения;
воспитания подрастающего поколения, направленному на формирование у обучаемых гражданственности, нравственности и высокой морали.

Оснащение кабинета информатики включает в себя:

класс вычислительной техники,

учебно-наглядные пособия,

учебное оборудование,

оргтехнику,

мебель для проведения внеклассных,

факультативных и кружковых занятий по курсу "Информатика"

и другим общеобразовательным дисциплинам с использованием компьютеров.

В кабинете информатики проводятся:

* занятия по информатике (базовый и профильные курсы);
* занятия по базовым общеобразовательным учебным предметам с использованием вычислительной техники;
* практические занятия;
* внеклассные, факультативные и кружковые занятия.

В кабинете имеются

нормативные документы (Государственный образовательный стандарт,

календарно-тематические планы,

требования к выпускникам и др.),

регламентирующие деятельность по реализации Государственной программы информатизации.

Кабинет укомплектован учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы школы, выходом в сеть Интернет и локальной сетью между компьютерами внутри кабинета. Учебно-методический комплекс и комплекс средств обучения соответствует требованиям стандарта образования и образовательным программам (базовый и профильные курсы). Школа получила комплект лицензионного программного обеспечения (СБПО), в котором представлены все основные программы для работы со всеми видами информации. Кабинет обеспечен основными учебниками и пособиями, накапливаются дидактические материалы, раздаточные материалы в соответствии с образовательной программой школы. Имеется в наличии комплекты типовых заданий, тестов, контрольных работ для диагностики выполнения требований базового и профильного уровней образовательного стандарта.

В кабинете информатики оформлены постоянные и сменные учебно-информационные стенды. Стендовый материал кабинета информатики содержит:
Государственный образовательный стандарт по информатике (минимально необходимое содержание образования и требования к уровню обязательной подготовки);
Рекомендации для учащихся (подготовка к тестированию, экзаменам, практикумам и др.);
Правила техники безопасности работы и поведения в кабинете;
Учебные материалы, используемые в учебном процессе.
Ведется работа по соблюдению правил техники безопасности. Заведен журнал о проведении инструктажа по ТБ с учащимися во время занятий и при проведении внеклассных мероприятий. Пожарная безопасность является одним из важных факторов работы кабинета информатики. Для этого оборудован и оснащен необходимыми средствами пожаротушения пожарный щит. Оформлен стенд по правилам пожарной безопасности. Имеется медицинская аптечка с необходимыми медикаментами. В кабинете соблюдаются охранные мероприятия (местная сигнализация, решетки на окнах, железные двери).

В коридоре со стороны входа имеется расписание работы кабинета информатики по обязательной программе, факультативным и кружковым занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с учащимися, консультаций. В расписание включен график профилактического обслуживания компьютеров. Оформлен паспорт кабинета информатики. Разработаны правила техники безопасности работы в учебном кабинете, правила пользования кабинетом информатики учащимися. Работа в кабинете информатики ведется по плану работы на учебный год, утвержденным директором школы.

Кабинет информатики оснащен:
* программными средствами учебного назначения по курсу «Информатики» как базового, так и профильного уровня;
* заданиями для осуществления индивидуального подхода при обучении, организации самостоятельных работ и упражнений обучающихся на компьютерах;
* комплектом научно-популярной, справочной и методической литературы;
* журналом вводного и периодического инструктажей обучающихся по технике безопасности;
* журналом учета рабочего времени вычислительной техники на каждом рабочем месте;
* журналом отказа машин и их ремонта;
* инвентарной книгой для учета имеющегося в кабинете учебного оборудования;
* картотекой учебного оборудования.

Площадь помещения кабинета информатики соответствует требованиям нормативного документа "Учебно-материальная база образовательного учреждения общего среднего образование", а также СанПиНа. Минимальная площадь, приходящаяся на одну ПЭВМ, составляет около 6 кв.м. Помещение кабинета информатики имеет естественное и искусственное освещение. Основной поток естественного света падает слева. Ориентация оконных проемов направлена на север. В осветительных установках кабинета информатики использована система общего освещения, выполненная потолочными люминесцентными светильниками, равномерно размещенными по потолку рядами в виде сплошных линий с двух сторон. Светильники имеют светорассеивающую арматуру. Средняя температура воздуха в кабинете - 18-19 0С. Подводка электрического напряжения к столам учащихся и учителя выполнена стационарно и скрыто. Имеется устройство защитного отключения, которое дает возможность быстрого отключения системы электроснабжения.

Для окраски стен использована водоэмульсионная краска светлого тона голубого цвета. Поверхности стен кабинета, классной доски, рабочих столов -матовые. Поверхность пола ровная, без выбоин, нескользкая, обладает антистатическими свойствами. В кабинете информатики уровень шума в пределах нормы. Площадь кабинета позволяет расставить в нем мебель с соблюдением санитарно-гигиенических норм. Передняя стена оборудована классной доской, экраном. Вдоль задней стены установлены секционные шкафы для хранения учебного оборудования и носителей информации. На стене, противоположной окнам и около доски, размещаются экспозиционные щиты с постоянной и временной информацией, знакомящими обучающихся с правилами техники безопасности, основными узлами ЭВМ и их функциями, таблица "Правила работы учащихся на ПЭВМ".

Рабочие места обучающихся, оснащенные персональными ЭВМ (ПЭВМ), состоят из одноместного стола и стула(приспособленных из парт), расположенными вдоль боковых стен. Дополнительно кабинет информатики оборудован двухместными ученическими столами в соответствии с количеством рабочих мест обучающихся при работе на ПЭВМ. Ученические столы расположены в центре и предназначены для проведения теоретических занятий. К столу обучающихся подведены электропитание и кабель локальной сети. Столы крепятся к полу. Расстановка рабочих мест обучающихся кабинете информатики обеспечивает свободный доступ обучающихся и учителя во время урока к рабочему месту.

Диски с программными средствами хранятся в специальных небольших ящиках, защищенных от пыли и света, ящички размещаются в шкафу. Справочная, учебно-методическая и научно-популярная литература хранится на полках шкафа

Введение

Современный период развития цивилизованного общества поправу называют этапом информатизации. Характерной чертой этого периода является тот факт, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства, повышающим его эффективность и наукоемкость, становится сбор, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на базе современных информационных технологий.

Информатизация общества - это глобальный социально- экономический процесс, характеризующийся интенсивным производством и использованием информации в качестве общественного продукта, обеспечивающего интенсификацию всех сфер экономики, ускорение научно-технического прогресса, интеллектуализацию всех видов человеческой деятельности, интенсификацию процессов обучения и подготовки кадров, развитие творческого потенциала членов общества и, как следствие этого, демократизацию общества, повышение уровня благосостояния народа.

Одним из главных направлений процесса информатизации современного общества становится информатизация образования, обеспечивающая широкое внедрение в практику психолого- педагогических разработок, направленных на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения фактологических знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания.

Реализация идей информатизации образования возможна в условиях использования в сфере образования перспективных моделей ЭВМ, обеспечивающих, во-первых, знакомство учащихся с современными программными средствами, системами искусственного интеллекта, средствами, реализующими технологию мультимедиа, требующими работы с большими объемами информации, в том числе и аудиовизуальной, как постоянно хранимой (накопитель на лазерном или оптическом диске), так и сменной (винчестер большой емкости), и работы в среде ДОС на каждом рабочем месте, во-вторых, обеспечивающих работу со специальным периферийным оборудованием (блоки АЦП и ЦАП для персональной компьютерной лаборатории, учебные роботы и обрабатывающие комплексы и т.д.).

В связи с этим особое значение приобретает роль кабинета, в котором должны проводиться занятия по курсу информатики.

1. Назначение кабинета информатики и вычислительной техники

Кабинет информатики и вычислительной техники (КИВТ) организуется как учебно-воспитательное подразделение средней общеобразовательной и профессиональной школы, учебно- производственного комбината, оснащенное комплектом учебной вычислительной техники (КУВТ), учебно-наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, оргтехникой и приспособлениями для проведения теоретических и практических, классных, внеклассных занятий по курсу "Основы информатики и вычислительной техники" (ОИВТ) как базовому, так и профильным. Кроме того, КИВТ может использоваться в преподавании различных учебных предметов, трудового обучения, в организации общественно-полезного и производительного труда учащихся, для эффективного управления учебно-воспитательным процессом.

КИВТ должен быть выполнен как психологически, гигиенически и эргономически комфортная среда, организованная так, чтобы в максимальной степени содействовать успешному преподаванию, умственному развитию и формированию информационной культуры учащихся, приобретению ими прочных знаний, умений и навыков по ОИВТ и основам наук при полном обеспечении требований к охране здоровья и безопасности труда учителя и учащихся.

В КИВТ должно быть обеспечено информационное взаимодействие между учащимися и программно-аппаратными средствами хранения и обработки информации, между учащимися и учителем, необходимое для осуществления учебно- воспитательного процесса.

Занятия в КИВТ должны способствовать:

формированию у учащихся знаний об устройстве и функционировании современной вычислительной техники; умений и навыков решения задач с помощью ЭВМ, по использованию программного обеспечения современных ЭВМ и работы информационных ресурсов;
ознакомлению учащихся с применениями вычислительной техники на производстве, в проектно-конструкторских организациях, научных учреждениях, учебном процессе и управлении;
совершенствованию методов обучения и организации учебно-воспитательного процесса в школе.

В КИВТ может проводиться следующая работа:

занятия по информатике и вычислительной технике и отдельным темам учебных предметов с использованием средств новых информационных технологий (СНИТ), учебно-наглядных пособий;
составление учащимися прикладных программ по заданиям учителей и руководства школы для удовлетворения потребностей школы и базовых предприятий;
внеклассные занятия с использованием СНИТ.

Число рабочих мест для учащихся может быть 9, 12, 15 в зависимости от наполняемости классов. Для проведения практических занятий на ПЭВМ рекомендуется организовывать индивидуальную, групповую и коллективную работу. В зависимости от методических задач на одном рабочем месте может быть организована работа одного-двух учащихся.

КИВТ может быть школьным (обслуживать одну школу) или межшкольным (обслуживать учащихся нескольких школ, училищ).

2. Оборудование кабинета информатики и вычислительной техники

Для реализации задач и содержания работ, отмеченных выше, КИВТ оснащается материальными средствами, согласно "Перечням средств вычислительной техники и учебного оборудования для всех типов учебных заведений с базовым изучением информатики и вычислительной техники" (см. Приложение 1).

Кроме того, КИВТ оснащается:

программными средствами учебного назначения по курсу "Основы информатики и вычислительной техники" как базового, так и профильных;
заданиями для осуществления индивидуального подхода при обучении, организации самостоятельных работ и упражнений учащихся на компьютерах;
комплектом научно-популярной, справочной и методической литературы;
журналом вводного и периодического инструктажей учащихся по технике безопасности (рекомендуется);
журналом использования комплекта учебной вычислительной техники на каждом рабочем месте;
журналом отказа машин и их ремонта;
держателями для демонстрации таблиц и стендами для экспонирования работ учащихся;
инвентарной книгой для учета имеющегося в кабинете учебного оборудования, годовыми планами дооборудования КИВТ, утвержденными директором школы;
аптечкой первой помощи;
средствами пожаротушения.

Рабочие места учащихся, оснащенные персональными ЭВМ (ПЭВМ), должны состоять из одноместного (или двухместного) стола и одного (или двух) стульев. На столе учащегося устанавливается ПЭВМ со всеми необходимыми периферийными устройствами. К столам подводится электропитание (возможна скрытая или наружная проводка на стенах КИВТ) и кабель локальной сети. Столы оборудуются в соответствии с требованиями безопасности и крепятся к полу. Рекомендуется подставка под монитор на ученический стол для соответствующих моделей ПЭВМ.

Общая электрическая схема питания для КИВТ включается в сопроводительную документацию, поставляемую с комплектом электрооборудования для КУВТ.

Рабочее место учителя оборудуется столом, оснащенным аппаратурой в соответствии с "Перечнями средств вычислительной техники и учебного оборудования для всех типов учебных заведений с базовым изучением информатики и вычислительной техники" (см. Приложение 1) и двумя тумбами для принтера и графопроектора.

В процессе проведения занятия подключение электропитания к рабочим местам учащихся и выключение его производит преподаватель.

Расстановка рабочих мест учащихся в КИВТ должна обеспечить свободный доступ учащихся и учителя во время урока к рабочему месту. Оптимальным вариантом, с точки зрения безопасности труда учащихся и учителя, электробезопасности и создания постоянных уровней освещенности при работе, является периметральная расстановка рабочих столов с ПЭВМ.

При наличии периметральной расстановки столов с ПЭВМ КИВТ должен быть оборудован дополнительно двухместными столами (ГОСТ 11015-86.) из расчета количества занимающихся. Эти учебные столы необходимы для теоретических занятий, опроса учащихся, выполнения контрольных работ, составления или модификации программ, решения задач в тетрадях. Расставляются эти столы в один или два ряда.

Примерное размещение рабочих мест учащихся и учителя в КИВТ приведено в Приложении 2.

Передняя стена КИВТ оборудуется классной доской для фломастеров, экраном, шкафом для хранения учебно-наглядных пособий и носителей информации и демонстрационным монитором (телевизором). Демонстрационный телевизор устанавливается на высоте 2 м от пола на кронштейне слева от классной доски. Под доской устанавливают ящики для таблиц. На верхней кромке доски крепятся держатели (или планка с держателями) для подвешивания таблиц.

Учебные пособия и оборудование размещаются и хранятся в кабинете по разделам программы. Демонстрационные пособия и оборудование для самостоятельных работ хранятся раздельно. Для хранения учебно-наглядных пособий и оборудования КИВТ оснащается шкафом, который может быть установлен в лаборантской. Демонстрационные пособия хранятся в КИВТ следующим образом:

диски с программными средствами - в специальных небольших ящичках, защищенных от пыли и света, по классам и разделам программы; ящички размещаются в шкафу, а места для хранения в нем дисков отмечаются надписями;
таблицы - в ящиках под доской или в специальных отделениях по разделам программ и классам с учетом габаритов;
аудиовизуальные пособия хранятся на полках шкафов, диафильмы и диапозитивы - в укладках с выемками для коробок;
справочная, учебно-методическая и научно-популярная литература - на полках шкафа (поставляется школьной библиотекой).

В КИВТ создается картотека имеющегося учебного оборудования с указанием мест хранения и методическая картотека, oблегчающая учителю и лаборанту подготовку оборудования к занятиям.

На стене, противоположной окнам, размещаются щиты с постоянно находящимися в кабинете справочными таблицами, знакомящими учащихся с правилами по технике безопасности, основными узлами ЭВМ и их функциями, видами алгоритмов и т.д. Пособия, необходимые для изучения отдельных тем и разделов курса, рекомендуется экспонировать на стене кабинета, противоположной классной доске. Для экспозиции пособий, книг и материалов КИВТ оснащается съемными стендами. Экспозиции устраиваются по наиболее важным или трудным темам курса, а также по темам, по которым учащиеся провели большую самостоятельную работу. При переходе к изучению другой темы материалы экспозиции предыдущей темы заменяются новыми.

Следует предупреждать перегрузку кабинета стендами с указанными материалами. Часть материалов может быть вынесена на стенды перед входом в КИВТ.

В КИВТ используется комплект технических средств обучения (ТСО), имеющийся в школе (см. Приложение 1).

3. Организация работы в кабинете информатики и вычислительной техники

Организационную работу КИВТ должен возглавлять заведующий из преподавателей ОИВТ, который является организатором оборудования кабинета, работы учителей и учащихся по применению вычислительной техники в процессе изучения курса информатики и вычислительной техники и отдельных тем других общеобразовательных предметов.

Заведующий кабинетом ответствен за сохранность оборудования, ведение журнала инвентаризационной записи, содержание оборудования в постоянной готовности к применению, своевременность и тщательность профилактического технического обслуживания вычислительной техники, правильное ее использование, регистрацию отказов машин и организацию их наладки или ремонта, за исправность противопожарных средств и средств первой помощи при несчастных случаях, за своевременное проведение вводного и периодического инструктажей учащихся по технике безопасности, за соблюдение преподавателем и учащимися правил техники безопасности, регистрацию в журнале времени начала и окончания каждого занятия, включение и выключение электропитания.

При знакомстве учащихся с КИВТ преподаватель ОИВТ должен:

распределить учащихся и закрепить их по рабочим местам КИВТ с учетом роста, состояния зрения и слуха;
ознакомить с правилами по технике безопасности и работе в КИВТ.

Учащиеся, в свою очередь, должны сдать зачет по технике безопасности и правилам работы в кабинете, что отмечается в "Журнале регистрации вводного и периодического инструктажей по технике безопасности", в котором указывается дата инструктажей и зачетов, фамилии и инициалы преподавателей, проводивших инструктаж и принявших зачет, фамилии и инициалы учеников, сдавших зачет, содержание инструктажа. Эти данные скрепляются подписью учителя. Ученики должны нести ответственность за состояние рабочего места и размещенного на нем оборудования.

Преподаватели, работающие в КИВТ, должны строго следить за выполнением учащимися требований по технике безопасности и правил работы в КИВТ и отмечать на каждом занятии в журналах использования ПЭВМ время начала и окончания работы, состояние рабочего места, отказы машин.

При организации работы в КИВТ следует исходить из необходимости интенсивного и одновременно эффективного использования ПЭВМ. Время, свободное от обязательных занятий по программе курса ОИВТ, следует использовать для проведения профильного обучения и кружковой работы с учащимися. При этом возможно привлечение к подобной работе учащихся младших классов. Можно рекомендовать заведующему КИВТ создание из наиболее творчески активных учащихся некоторой инициативной группы, которая наряду с участием в кружковой работе выполняла бы одновременно и отдельные работы, связанные с оборудованием КИВТ, разработкой и изготовлением различного рода учебных пособий. Необходимо также постараться подключить к внеклассной работе с учащимися их родителей.

Одной из важных форм внеклассной работы, осуществляемой заведующим КИВТ или преподавателями, должен стать учебно- методический семинар, к участию в котором необходимо привлечь не только преподавателей информатики, но и преподавателей других общеобразовательных дисциплин. Этот семинар мог бы взять на себя прежде всего решение таких задач, как распространение опыта, знакомство с новыми программными средствами учебного назначения, обучение преподавателей основам работы на ПЭВМ, разработка основных направлений кружковой работы с учащимися и т. п. Очевидно, что организационные формы семинара могут быть весьма разнообразными и, вероятно, будут меняться по мере роста информационной культуры преподавателей.

Деятельность заведующего кабинетом охватывает широкий круг обязанностей, очень многогранна и ответственна. Помощь в его работе должен оказывать лаборант кабинета информатики и вычислительной техники. Лаборант находится в непосредственном подчинении заведующего КИВТ и отчитывается перед ним за сохранность, правильное хранение и использование учебного оборудования. Лаборант обязан знать всю систему КИВТ, правила ухода за ним, условия сохранности средств вычислительной техники, программных средств и наглядных пособий. По плану преподавателя и под его руководством лаборант готовит оборудование к уроку, ведет отчетность, инвентаризационные записи. Лаборант помогает обеспечивать соблюдение правил по технике безопасности учащимися, обеспечивает постоянную готовность противопожарных средств и средств первой помощи. Лаборант может осуществлять регистрацию в журнале времени начала и окончания каждого занятия, регистрирует отказы техники во время занятий. Под руководством заведующего кабинетом лаборант проводит мелкий ремонт вышедших из строя ТСО.

4. Учебно-материальная база, ориентированная на использование средств новых информационных технологий

Создание учебно-материальной базы (УМБ) инфраструктуры информатизации образования предполагает решение ряда комплексных проблем. Перечислим основные из них:

производство комплектов учебной вычислительной техники (КУВТ), отвечающих техническим, психолого-педагогическим и эргономическим требованиям;
создание в масштабах страны (территориального региона, республики, района) системы сервисного обслуживания технических и программных средств пользователей КУВТ;
создание распределенной системы Государственных и локальных баз данных и в перспективе баз знаний учебного назначения;
создание телекоммуникационной сети учебного назначения регионального и в перспективе глобального масштаба;
интеграция ведомственных, республиканских, территориальных и других информационно-вычислительных систем учебного назначения в единую Государственную информационно- вычислительную сеть, ориентированную на использование в системе народного образования.

Остановимся на рассмотрении состава УМБ, ориентированной на использование средств новых информационных технологий, в процессе изучения курса информатики и вычислительной техники.

  1. вариант состава УМБ, ориентированной на использование СНИТ:
    1. КИВТ (с лаборантской неменее 18 кв. м.) для преподавания курса информатики и отдельных общеобразовательных предметов с использованием СНИТ, в состав которого входит:
Комплект учебной вычислительной техники, имеющий характеристики, удовлетворяющие психолого-педагогическим, эргономическим и техническим требованиям.
Учебно-методический комплекс (УМК), ориентированный на использование СНИТ и предназначенный для преподавания общеобразовательных предметов. УМК целесообразно формировать в виде блочной структуры, допускающей перекомплектацию отдельных видов учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, сообразно целям и задачам изучаемого учебного материала.
Специализированная мебель и оргтехника.
Устройства и средства, обеспечивающие технику безопасности при работе в КИВТ.
    1. Лаборатория, предназначенная для проведения учебных экспериментально-исследовательских работ с использованием СНИТ.
    2. Средства и устройства, обеспечивающие функционирование телекоммуникационной сети (синтез компьютерных сетей и средств телефонной, телевизионной, спутниковой связи) регионального и в перспективе глобального масштаба.
  1. вариант состава УМБ, ориентированной на использование СНИТ, предполагает, помимо состава, описанного для I-го варианта, наличие автономных ПЭВМ, распределенных по одной- две по всем школьным предметным кабинетам.

При таком оснащении учебного заведения процесс преподавания каждого учебного предмета может сопровождаться (при необходимости на каждом уроке) использованием вычислительных, демонстрационных, информационных и других возможностей ПЭВМ.

В случае проведения индивидуальной, групповой, коллективной работы с использованием ПЭВМ, а также в случае необходимости применения учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, учащиеся могут заниматься 2-3 раза в неделю в КИВТ по расписанию (по одному или вдвоем за каждой ПЭВМ).

Такой вариант состава УМБ требует больших затрат, но обеспечивает систематическое общение учащихся с ПЭВМ в их повседневной учебной работе.

Для II-го варианта состава УМБ необходимо наличие школьной информационной сети, которая обеспечивает, во- первых, связь между КУВТ, расположенным в кабинете информатики и вычислительной техники, и автономными ПЭВМ, распределенными по другим школьным кабинетам, во-вторых, доступ к информационному банку данных центральной ЭВМ, расположенной в региональном (или районном) центре.

5. Система средств обучения курсу информатики и вычислительной техники

Реализация возможностей современных ПЭВМ в области управления различными устройствами и механизмами создает предпосылки для разработки качественно новых средств обучения для поддержки процесса преподавания курса информатики, объединяющих программные средства с техническими устройствами, имитирующими разнообразные промышленные механизмы и приспособления, управляемые ЭВМ.

Примером этому может служить использование учебных роботов, управляемых ПЭВМ: робот-манипулятор (робот- подъемник), имитирующий промышленные механизмы, управляемые ЭВМ, и осуществляющий погрузочно-разгрузочные работы или робот-тележка, имитирующий управление движущимися объектами с помощью компьютера. Цель использования учебных роботов: демонстрация возможностей современных ЭВМ в сфере управления объектами реальной действительности; обучение практике составления программ для управления оъектами реальной действительности; профориентация подрастающего поколения.

Новым компонентом учебной деятельности становится работа со средствами пространственного ввода и манипулирования текстовой и графической информацией. Они демонстрируют возможности технических и программных средств по обеспечению комфортности работы пользователя в области передачи и обработки информации. К ним можно, например, отнести манипуляторы типа "мышь" (или "трек-болл"), "джойстик", "графический планшет", "световое перо".

Цель использования средств пространственного ввода и манипулирования текстовой и графической информацией:

демонстрация возможностей аппаратных и программных средств по обеспечению комфортности работы пользователя в области обработки и передачи информации;
изучение сущности процессов передачи и обработки информации в ЭВМ;
использование разнообразных средств ввода (вывода) информации в ЭВМ.

Новое направление использования компьютера в учебном процессе открывает интеграция возможностей сенсорики (техники конструирования и использования датчиков физических параметров) и учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ.

Использование датчиков и устройств для регистрации и измерения некоторых физических величин ( например, величины светового потока, температуры, влажности) и устройств, обеспечивающих ввод и вывод аналоговых и дискретных сигналов, для связи с комплектом оборудования, сопрягаемого с ЭВМ, или оборудования на их базе (назовем его дополнительным учебным оборудованием, сопрягаемым с ПЭВМ) позволяет визуализировать на экране ЭВМ различные физические закономерности в виде графиков, динамически изменяющихся в зависимости от изменения входных параметров.

Цель использования дополнительного учебного оборудования:

изучение возможностей и овладение разнообразными методами использования СНИТ в области обработки информации о реально протекающих процессах в реальном времени;
осуществление автоматизации процессов обработки информации, в том числе и результатов учебного эксперимента.

Таким образом, реализация возможностей СНИТ обусловливает введение в процесс обучения принципиально нового учебного, демонстрационного оборудования, обеспечивающего:

управление с помощью ЭВМ объектами реальной действительности (например, управление учебными роботами, имитирующими технические устройства и механизмы, управляемые ЭВМ);
автоматизацию процессов обработки результатов эксперимента (демонстрационного, лабораторного) по основам наук;
визуализацию в виде графиков на экране ЭВМ изучаемых закономерностей;
сбор, обработку и передачу информации о реальных и виртуальных процессах, явлениях;
графические построения (например, конструирование разнообразных графических форм с помощью графического планшета).

Изучение отечественного и зарубежного опыта использования СНИТ компьютера в целях обучения, а также теоретические исследования в области проблем информатизации образования позволяют заключить, что включение компьютера в учебный процесс оказывает определенное влияние на роль средств обучения, используемых в процессе преподавания того или иного предмета (курса), а само применение СНИТ деформирует традиционно сложившуюся структуру учебного процесса. При этом претерпевают изменения не только организационные формы, методы обучения, но также объем и содержание изучаемого материала. Последнее обусловлено многими факторами, из которых наиболее значимыми можно считать экономию учебного времени за счет исключения рутинных операций вычислительного характера и числового анализа; расширение и углубление изучаемой предметной области за счет возможности моделирования, имитации изучаемых процессов и явлений, а также использования периферийного оборудования ПЭВМ, учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, в целях организации исследовательской деятельности обучаемых; расширение сферы самостоятельной деятельности обучаемых; расширение сферы самостоятельной деятельности обучаемых по обработке информации, в том числе о реально протекающих процессах, явлениях.

Отсутствие комплексного подхода к проблеме использования компьютера в учебных целях, недооценка вышеперечисленных факторов, а также того, что применение компьютера в отрыве от других средств обучения, вне специализированного кабинета, не может привести к позитивным сдвигам в области повышения эффективности процесса обучения, повлекло распространение практики использования компьютера в качестве средства, предназначенного для "латания прорех" традиционной методики обучения. Такое "усеченное" представление о возможном использовании СНИТ и, в частности, компьютера в учебных целях дискредитирует саму идею информатизации образования. Кроме того, работа за компьютером связана с высоким эмоциональным напряжением, которое не всегда и не каждому может быть полезно.

Учитывая вышеизложенное, компьютер следует рассматривать как компонент системы средств обучения курсу информатики, ориентированной на использование СНИТ. Характерной чертой учебного процесса, осуществляемого с применением системы средств обучения, использующей СНИТ, является, во-первых, то обстоятельство, что процессы передачи информации и управления в этой системе осуществляются с помощью СНИТ и, в частности, с помощью компьютера; во-вторых, непременное условие - включение в систему средств обучения компонентов, обеспечивающих предметность деятельности, ее практическую направленность. Это реализуется использованием возможностей нижеописанных средств.

  1. Программно-методической обеспечение курса информатики и вычислительной техники, которое должно включать как программные средства (ПС) для поддержки преподавания, так и инструментальные программные средства (ИПС), обеспечивающие учителю возможность управления учебным процессом, автоматизацию процесса контроля учебной деятельности.
    Программное обеспечение курса информатики и вычислительной техники должно быть ориентировано на: поддержку изучения курса (изучение теоретических вопросов, выработка умений и навыков общения с ЭВМ), обеспечение управления учебным процессом, автоматизацию процесса контроля учебной деятельности, формирование специфических умений и навыков, повышающих культуру учебной деятельности и способствующих общему развитию учащихся (умение работать с текстовым редактором, информационно-поисковыми системами, учебными электронными таблицами, различными графическими и музыкальными редакторами).
  2. Объектно-ориентированные программные системы, обеспечивающие формирование культуры учебной деятельности, в основе которых лежит определенная модель объектного мирa пользователя (например, текстовый редактор, база данных, электронные таблицы, различные графические системы).
  3. Средства обучения, функционирующие на базе СНИТ, компенсирующие или амортизирующие отсутствие предметной среды и обеспечивающие предметность деятельности, ее практическую направленность. Примером таких средств обучения могут служить учебные роботы, управляемые ЭВМ; электронные конструкторы; модели для демонстрации принципов работы ЭВМ, ее частей, устройств.

Помимо средств обучения, ориентированных на использование СНИТ, в систему средств обучения курсу информатики и вычислительной техники следует включать так называемые традиционные средства обучения, обеспечивающие поддержку преподавания того или иного учебного предмета. Необходимость этого обусловлена их специфическими функциями, которые передать компьютеру либо невозможно, либо нецелесообразно с психолого - педагогической или гигиенической точки зрения.

Например, демонстрацию статической информации, представляемой учащимся для запоминания теоретических положений, а также систематизированные сведения, справочные данные, которые ученик должен запомнить, следует предъявлять в виде учебных таблиц, схем (учебно-наглядные пособия, демонстрационные средства обучения). Систематически, из урока в урок, наблюдая демонстрируемый таблицей материал, ученик непроизвольно заучивает его, не тратя на это специального времени. Естественно, что компьютер в этом случае неприемлем. Если же справочный материал не подлежит запоминанию и нужен для кратковременного использования, его целесообразно выводить на экран с помощью специальной программы или пользоваться информационно-поисковой системой.

Аналогичные рассуждения можно привести и относительно учебных кинофильмов, диафильмов, транспарантов для графопроектора и т.д., включение которых в методическую канву учебного процесса должно определяться педагогической целесообразностью их использования.

Исходя из вышеизложенного, можно предложить состав системы средств обучения курсу информатики:

программно-методическое обеспечение процесса преподавания;
объектно-ориентированные программные системы для формирования культуры учебной деятельности;
учебное, демонстрационное оборудование, сопрягаемое с ПЭВМ;
учебно-наглядные средства обучения для поддержки процесса преподавания;
методика применения системы средств обучения, ориентированной на использование СНИТ.

Таким образом, применение системы средств обучения курсу информатики и вычислительной техники, должно, во-первых, осуществлять поддержку процесса преподавания курса, во- вторых, обеспечивать демонстрацию возможностей современных ЭВМ, в-третьих, способствовать формированию культуры учебной деятельности и информационной культуры учащихся.

Такая система средств обучения совместно с учебно- методической литературой (учебники, учебные пособия для учащихся, методические пособия для учителя) составит учебно- методический комплекс (УМК), для изучения курса информатики и вычислительной техники с использованием СНИТ.

Варьируя состав и комплектность УМК, его можно использовать не только в процессе преподавания информатики, но и других предметов, а также интегрированных курсов.

Естественно, что применение УМК возможно только в условиях работы кабинета информатики и вычислительной техники, оснащенного комплектом средств вычислительной техники с соответствующим периферийным оборудованием, учебным, демонстрационным оборудованием, сопрягаемым с ПЭВМ, учебно-наглядными пособиями, специализированной мебелью.

Для того, чтобы КИВТ отвечал вышеперечисленным требованиям, необходимо обеспечить возможность перекомплектации отдельных блоков оборудования КИВТ, ответственных за использование различных видов СНИТ. В связи с этим оборудование КИВТ целесообразно формировать в виде блочной структуры, обеспечивающей возможность "наращивания" к основному блоку-модулю.

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн