Официальный сайт radikalno 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Анализ программ по литературе

Submitted by Надежда Викторовна Челышева on Fri, 23/03/2012 - 16:08
Данные об авторе
Автор(ы): 
Челышева Надежда Викторовна
Регион: 
Новгородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Литература
Краткое описание: 
Анализ программ по литературе под редакцией В.Я.Коровиной, А.Г.Кутузова, М.Б.Ладыгина. Программы под редакцией В.Я.Коровиной, А.Г.Кутузова, М.Б.Ладыгина имеют как общие, так и различные черты в подходе к преподаванию литературы в средней (полной) школе: 1.Все три программы рассчитаны на преподавание литературы в средней (полной) школе в 5-11 классах. Программа В.Я.Коровиной базовая, то есть она рассчитана на использование её в массовой школе. Программа А.Г.Кутузова может быть тоже использована в 5-9 классах массовой школы, а также и в профильных гуманитарных классах; в 10-11 классах она ориентирована на профильные гуманитарные школы. А программа под редакцией М.Б.Ладыгина, так как она является переработанным вариантом авторской программы по литературе для школ с углублённым изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля под редакцией АГ.Кутузова, то также рассчитана на её использование в профильных школах или классах, хотя авторы программы делают оговорку, что программа рассчитана таким образом, чтобы учитель имел возможность самостоятельно систематизировать предлагаемой программой литературный материал с учётом количества часов. 2.Цели и задачи, поставленные в программах, близки по своей сути: А) Программа под редакцией В.Я.Коровиной считает, что уроки литературы должны приобщать учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы; развивать литературный вкус учащихся и подготавливать их к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения; познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, воспитывающими нравственные чувства у человека читающего; формировать навыки выразительного чтения и совершенствовать речь учащихся. Б) Программа под редакцией Кутузова А.Г. под литературным образованием понимает освоение литературы как искусства слова, а изучение литературного произведения как результат творческой деятельности (этим отличается от программы В.Я.Коровиной), как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности. Авторы программы считают, что уроки литературы также должны формировать такого читателя, который способен был бы полноценно воспринимать произведения в контексте духовной культуры человечества и самостоятельно общаться с искусством слова; формировать и развивать умение грамотного и свободного владения устной и письменной речью посредством серьёзного изучения основных эстетических и теоретико-литературных понятий (изучению теории литературы отводится особое место!). В) Авторы программы под редакцией М.Б.Ладыгина исходным материалом литературы считают слово, а значит, изучение этой дисциплины, по их мнению, должно способствовать формированию навыков устной и письменной речи школьников, развитию их потенциальных творческих способностей, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей. Также данная программа ставит целью уроков литературы изучение словесности как вида искусства, включающего в себя народное поэтическое творчество, отечественную и зарубежную литературу, что даёт возможность установить принципы культурного взаимодействия народов, осмыслить общечеловеческие и национальные культурные ценности, понять русскую национальную традицию. 3. Все программы направлены на выработку у учащихся основных умений и навыков в работе с художественным произведением. Разница в том, что, например, программа под редакцией Кутузова А.Г. в связи с теми целями и задачами, которые она ставит перед собой, больший упор, в отличие от программы В.Я.Коровиной, делает на формирование умения определять жанрово-родовую природу произведения, восприятию художественного произведения как сюжетно-композиционного единства в его причинно-следственных связях, а также на выполнение учащимися различной исследовательской работы. В программе М.Б.Ладыгина уже по окончании 5-9 классов предусматривается владение умением не только дать характеристику литературному произведению, но и определять конструктивные признаки творческого метода произведения, а также дать сравнительно- историческую характеристику двух произведений или двух писателей определённой литературной эпохи, чего нет, например, в программе В.Я.Коровиной и А.Г.Кутузова. 4. Структура анализируемых программ тоже имеет свои особенности: А) Программа В.Я.Коровиной по принципу концентра, который предполагает возвращение к определённым авторам и даже к одному и тому же произведению, но в каждом классе решаются различные задачи изучения текста. В ней 2 концентра: 5-9 класс, 10-11 класс. В 1 концентре три группы: 1) 5-6 класс – восприятие прочитанного текста, владение техникой чтения; 2) 7-8 класс – овладение техникой чтения, обучение истолкованию текста; 3) 9 класс – подведение итогов, расширение сведений о биографии писателя, знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, изучение критической, мемуарной и справочной литера. Второй концентр – 10-11 класс – изучение литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Преподавание на базовом уровне. Также главной идеей программы является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе 18, 19 и 20 веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме «Фольклор и литература» в старших классах; от сказок, стихотворных и прозаических произведений Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом; от знакомства с отдельными произведениями по истории создания и восприятия его обществом до начальных представлений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков и в каждом из классов (горизонталь). В каждом классе затронута одна ведущая проблема. В 5 – внимание к книге; 6- художественное произведение и автор; 7- особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; 8 – взаимосвязь литературы и истории; 9 – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы; 10-11 – линейный курс на историко-литературной основе (русская литература 19-20 веков). Чтение и изучение произведений зарубежной литературы предусмотрено в конце курса в каждом классе. Программа уделяем значительное внимание внеклассному чтению и изучению теории литературы, предлагая понятия, которые помогут учащимся ориентироваться и в мире книг, и в каждом конкретном произведении. Программа даёт учителю право выбора произведений для обязательного и самостоятельного прочтения. Б) В основе программы под редакцией А.Г.Кутузова концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Она, как и программы Коровиной и Ладыгина, ориентирована на базовый компонент литературного образования. В ней 2 концентра: 1- 5-9 класс, 2 – 10-11 класс. Основу программы составляют базовые теоретико-литературные понятия как структурнообразующие её принципы, в соответствии с которыми в каждом классе, в отличие от программ Коровиной и Ладыгина, выделяется ведущая теоретико-литературная проблема: 5 класс – жанры, 6 – роды и жанры, 7 – характер-герой-образ, 8 – литература и традиция, 9 – автор-образ-читатель, 10-11 – литературный процесс. Эта система направлена на формирование читательской квалификации. Программа содержит практическую направленность обучения в каждом классе: в 5 кл. – переход от литературного чтения к изучению литературы, в 6-9 кл. – изучение литературы как искусства слова, в 10-11 – изучение литературы в историко-культурном и историко-функциональном аспектах. А учебные цели охватывают деятельность учащихся на каждом этапе литературного развития: 5-8 кл. – обучение эстетическому анализу; 9 кл. – интерпретация текстов; 10-11 кл. – усвоение художественного мира писателя в историко-культурном аспекте. В отличие от программы Коровиной, в данной программе широко представлены произведения мировой литературы, что обусловлено, изучение которых ведётся параллельно изучению произведений русской литературы. Например, в 8 классе, где ведущей темой является тема «Литература и традиции», выделены разделы: «Зарубежная литература и её традиции», «Древняя русская литература и её традиции», «Русская литература 19 века и её традиции» и т.д. В программе Кутузова, в отличие от программ Коровиной и Ладыгина, расширен жанровый аспект литературы. Важное место занимают разделы «Мифы» и «Фольклор». Введён курс «Духовная литература». Но в программе нет традиционного раздела «Развитие связной речи учащихся». Взамен предлагается система коммуникативно-творческих работ: «Творческая мастерская», «Творческий практикум», «Творческое задание», «Самостоятельный анализ выбранного произведения», ежегодная «Итоговая читательская конференция» и др.. В) В программе под редакцией М.Б.Ладыгина литературный материал скомпонован вокруг центральных проблем, распределённых по классам для обеспечения последовательности изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний: 5 класс – фольклор и литература; 6 класс – художественный мир литературного произведения; 7 класс – человек в литературе; 8–9 классы – литературный процесс; 10-11 классы – национальное своеобразие и история русской литературы 19-20 веков. Внутри тем выделяются специальные разделы, призванные систематизировать литературное образование на всех этапах развития: «Уроки волшебства» (освоение законов теории литературы); «Сокровища книжных полок» (внеклассное чтение по мировой литературе); «В мастерской художника слова» (поэтическая мастерская). В программе также два концентра: 1) 5-9 классы – даётся общее литературное образование, предполагается освоение специфики литературы как полноценной составной части духовной культуры человечества. Главная цель этого этапа – на основе творческого чтения раскрыть перед учениками основные законы литературы как вида искусства и её отличия от народного поэтического творчества; познакомить с основными литературоведческими понятиями; отработать и закрепить свободное владение устной и письменной речью; сформировать у учащихся литературный вкус. 2) 10-11 классы – углублённое изучение русской национальной литературы 19-20 веков. Главная цель этого этапа – изучение литературного процесса в России 19-20 веков, освоение русской литературной классики, овладение элементами историко-функционального анализа. В отличие от программ Коровиной и Кутузова, программа М.Б.Ладыгина включает в себя большое количество произведений зарубежной литературы, изучение которой, по мнению авторов, должно дать не только представление об основных этапах развития мировой литературы и о месте в ней русской национальной литературы, но и служить выявлению литературных связей с русской литературой и раскрытию закономерностей мирового литературного процесса. 5. Объектом изучения программы под редакцией В.Я.Коровиной являются произведения искусства слова, среди которых произведения русской литературы, начиная с устного народного творчества и заканчивая произведениями современной русской литературы конца 20- начала 21 веков, и некоторые тексты зарубежной литературы, вошедшие в классику мировой литературы. Программа А.Г.Кутузова для изучения включает произведения, имеющие эстетическую ценность, личностно-значимый потенциал и включённость в сферу читательских интересов. Всякое произведение, по мнению авторов, включённое в программу, имеет двойную ориентацию – на читателя и на культурную (литературную) традицию. Это произведения русской национальной литературы и значительное количество произведений зарубежной литературы, связанной с русскими произведениями по родовым и жанровым признакам. Программа М.Б.Ладыгина объектом изучения предлагают художественные произведения русской и зарубежной литературы, представляющие эстетическую ценность, отмечая при этом, что они обязательно должны изучаться в полном объёме. Эти произведения, по мнению авторов программы, доступны читательскому восприятию учащихся, соответствуют их интересам и возрастным особенностям, образовательным целям, способствуют решению задач преподавания литературы. 6. Каждая программа оснащена комплектами учебников, учебными и методическими пособиями. Программа под редакцией В.Я.Коровиной оснащена следующими учебниками: 5 класс – Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература: Учебник-хрестоматия: В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2005. 6 класс – Полухина В.П. Литература: Учебник-хрестоматия: В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2005. 7 класс – Коровина В.Я. Литература: Учебник-хрестоматия: В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2005. 8 класс – Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература: Учебник-хрестоматия: В 2-хч. – М.: Просвещение, 2005. 9 класс – Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: Учебник-хрестоматия. – М.: Просвещение, 2005. 10 класс – Коровин В.И. и др. Русская литература 19 века: Учебник: В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2005. 11 класс – Русская литература 20 века: Учебник: В 2-х ч. / Под ред. В.П.Журавлёва. – М.: Просвещение, 2005. Программа под редакцией А.Г.Кутузова также оснащена учебниками: 5 класс – В мире литературы. 5 класс. Учеб. хрестоматия для общеобразовательных учеб. завед.В –х ч.2 /Авт.-сост. А.Г.Кутузов, А.Г.Леденёва, Е.С.Романичева, А.К.Киселёв. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998. 6 класс – В мире литературы. 6 класс. Учеб. хрестоматия для общеобразовательных учебных завед. В 2-х ч. / Авт.-сост. А.Г.Кутузоа, А.Г.Леденёва, Е.С.Романичева, А.К.Киселёв. – М.: Дрофа, 1998. 7 класс – В мире литературы. 7 класс. Учеб.-хрестоматия для образовательных учебных заведен. /Авт.-сост. А.Г.Кутузоа, А.Г.Леденёва, Е.С.Романичева, А.К.Киселёв. – 10-е изд. – М.: Дрофа, 2007. 8 класс – В мире литературы . 8 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учеб. завед. /Авт.-сост. А.Г.Кутузов, А.Г.Леденёва, Е.С.Романичева, А.К.Киселёв. - М.: Дрофа, 1999. 9 класс – В мире литературы. 9 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учеб. завед. /Авт.-сост. А.Г.Кутузов, А.Г.Леденёва, Е.С.Романичева, А.К.Киселёв. – М.: Дрофа, 1999. 10 класс – В мире литературы. 10 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учеб. завед. /Авт.-сост. А.Г.Леденёва, Е.С.Романичева, А.К.Киселёв; под ред. А.Г.Кутузова. - М.: Дрофа, 2000. 11 класс – В мире литературы. 11 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учеб. завед. /Авт.-сост. А.Г.Леденёва, Е.С.Романичева, А.К.Киселёв; под ред. А.Г.Кутузова. – М.: Дрофа, 2002. Программа под редакцией М.Б.Ладыгина также оснащена учебниками, но в библиотеках, хотя она и допущена Министерством образования, в наличии есть только учебники для 5-9 классов. В федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учебных учреждениях на 2007-2008 годы учебники для 10-11 классов не указаны. 5 класс – Литература. 5 класс. Учеб.хрестоматия для школ и классов углубл. изучения литературы, гимназий и лицеев. – В 2 ч. /Авт.-сост. М.Б.Ладыгин, Н.А.Нефёдова, Т.Г.Тренина. – 3-е изд. перераб. и лоп. – М.: Дрофа, 1998. 6 класс – Литература. 6 класс. Учеб.-хрестоматия для школ и классов с углубл. изуч. литературы, гимназий и лицеев / Авт.-сост. О.Н.Зайцева, М.Б.Ладыгин, Н.А.Нефедова, Т.Г.Тренина; под ред. М.Б.Ладыгина. - 9-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2008. 7 класс – Литература. 7 класс. Учеб. хрестоматия для школ и классов с углубл. изуч. литературы, гимназий и лицеев /Авт.-сост. М.Б.Ладыгин, Н.А.Нефедова, Т.Г.Тренина. 2-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 1998. 8 класс – Литература. 8 класс. Учеб.-хрестоматия для школ и классов углубл. изуч. литературы, гимназий и лицеев / Авт.-сост. М.Б.Ладыгин, Н.А.Нефедова, Т.Г.Тренина. – М.: Дрофа, 1998. 9 класс – Литература. 9 класс. Учеб.-хрестоматия для школ и классов с углубл. изуч. литературы, гимназий и лицеев / Авт.-сост. А.Б.Есин, М.Б.Ладыгин, Н.А.Нефедова, Т.Г.Тренина. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007

 

          Анализ программ по литературе под редакцией В.Я.Коровиной,    

                                    А.Г.Кутузова, М.Б.Ладыгина.

 

 

          Программы под редакцией В.Я.Коровиной, А.Г.Кутузова, М.Б.Ладыгина имеют как общие, так и различные черты в подходе к преподаванию литературы в средней (полной) школе:

          1.Все три программы рассчитаны на преподавание литературы в средней (полной) школе в 5-11 классах. Программа В.Я.Коровиной базовая, то есть она рассчитана на использование её в массовой школе. Программа А.Г.Кутузова может быть тоже использована в 5-9 классах массовой школы, а также и в профильных гуманитарных классах; в 10-11 классах она ориентирована на профильные гуманитарные школы. А программа  под редакцией М.Б.Ладыгина, так как она является переработанным вариантом авторской программы по литературе для школ с углублённым изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля под редакцией АГ.Кутузова, то также рассчитана на её использование в профильных школах или классах, хотя авторы программы делают оговорку, что программа рассчитана таким образом, чтобы учитель имел возможность самостоятельно систематизировать предлагаемой программой литературный материал с учётом количества часов.

         2.Цели и задачи, поставленные в программах, близки по своей сути:

              А) Программа под редакцией В.Я.Коровиной считает, что уроки литературы должны приобщать учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы; развивать литературный вкус учащихся и подготавливать их к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения; познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, воспитывающими нравственные чувства у человека читающего; формировать навыки выразительного чтения и совершенствовать речь учащихся.

             Б) Программа под редакцией Кутузова А.Г. под литературным образованием понимает освоение литературы как искусства слова, а изучение литературного произведения как результат творческой деятельности (этим отличается от программы В.Я.Коровиной), как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности. Авторы программы считают, что уроки литературы также должны формировать такого читателя, который способен был бы полноценно воспринимать произведения в контексте духовной культуры человечества и самостоятельно общаться с искусством слова; формировать и развивать умение грамотного и свободного владения устной и письменной речью посредством серьёзного изучения основных эстетических и теоретико-литературных понятий (изучению теории литературы отводится особое место!).     

             В) Авторы программы под редакцией М.Б.Ладыгина исходным материалом литературы считают слово, а значит, изучение этой дисциплины, по их мнению, должно способствовать формированию навыков устной и письменной речи школьников, развитию их потенциальных творческих способностей, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей. Также данная программа ставит целью уроков литературы изучение словесности как вида искусства, включающего в себя народное поэтическое творчество, отечественную и зарубежную литературу, что даёт возможность установить принципы культурного взаимодействия народов, осмыслить общечеловеческие и национальные культурные ценности, понять русскую национальную традицию.

            3. Все программы направлены на выработку у учащихся основных умений и навыков в работе с художественным произведением. Разница в том, что, например, программа под редакцией Кутузова А.Г. в связи с теми целями и задачами, которые она ставит перед собой, больший упор, в отличие от программы В.Я.Коровиной,  делает на формирование умения определять жанрово-родовую природу произведения, восприятию художественного произведения как сюжетно-композиционного единства в его причинно-следственных связях, а также на выполнение учащимися  различной исследовательской работы. В программе М.Б.Ладыгина уже по окончании 5-9 классов предусматривается владение умением не только дать характеристику литературному произведению, но и определять конструктивные признаки творческого метода произведения, а также дать сравнительно- историческую характеристику двух произведений или двух писателей определённой литературной эпохи, чего нет, например, в программе В.Я.Коровиной и А.Г.Кутузова.

               4. Структура анализируемых программ тоже имеет свои особенности:

                    А) Программа В.Я.Коровиной по принципу концентра, который предполагает возвращение к определённым авторам и даже к одному и тому же произведению, но в каждом классе решаются различные задачи изучения текста. В ней 2 концентра: 5-9 класс, 10-11 класс. В 1 концентре три группы:

   1) 5-6 класс – восприятие прочитанного текста, владение техникой чтения;  

   2)  7-8 класс – овладение техникой чтения, обучение истолкованию текста;

                     3)  9 класс – подведение итогов, расширение сведений о биографии писателя, знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, изучение критической, мемуарной и справочной литера.

         Второй концентр – 10-11 класс – изучение литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Преподавание на базовом уровне.                   

         Также  главной идеей программы является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе 18, 19 и 20 веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме «Фольклор и литература» в старших классах; от сказок, стихотворных и прозаических произведений Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом; от знакомства с отдельными произведениями по истории создания и восприятия его обществом до начальных представлений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков и в каждом из классов (горизонталь). В каждом классе затронута одна ведущая проблема. В 5 – внимание к книге; 6- художественное произведение и автор; 7- особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; 8 – взаимосвязь литературы и истории; 9 – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы; 10-11 – линейный курс на историко-литературной основе (русская литература 19-20 веков).

          Чтение и изучение произведений зарубежной литературы предусмотрено в конце курса в каждом классе.

           Программа уделяем  значительное внимание  внеклассному чтению и изучению теории литературы, предлагая понятия, которые помогут учащимся ориентироваться и в мире книг, и в каждом конкретном произведении.

           Программа даёт учителю право выбора произведений для обязательного и самостоятельного прочтения.

            Б) В основе программы под редакцией А.Г.Кутузова концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Она, как и программы Коровиной и Ладыгина, ориентирована на базовый компонент литературного образования. В ней 2 концентра: 1- 5-9 класс, 2 – 10-11 класс.

           Основу программы составляют базовые теоретико-литературные понятия как структурнообразующие её принципы, в соответствии с которыми в каждом классе, в отличие от программ Коровиной и Ладыгина, выделяется ведущая теоретико-литературная проблема: 5 класс – жанры, 6 – роды и жанры, 7 – характер-герой-образ, 8 – литература и традиция, 9 – автор-образ-читатель, 10-11 – литературный процесс. Эта система направлена на формирование читательской квалификации.

        Программа содержит практическую направленность обучения в каждом классе:  в 5 кл. – переход от литературного чтения к изучению литературы, в 6-9 кл. – изучение литературы как искусства слова, в 10-11 – изучение литературы в историко-культурном и историко-функциональном аспектах. А учебные цели охватывают деятельность учащихся на каждом этапе литературного развития: 5-8 кл. – обучение эстетическому анализу; 9 кл. – интерпретация текстов; 10-11 кл. – усвоение художественного мира писателя в историко-культурном аспекте.

        В отличие от программы Коровиной, в данной программе широко представлены произведения мировой литературы, что обусловлено, изучение которых ведётся параллельно изучению произведений русской литературы. Например, в 8 классе, где ведущей темой является тема «Литература и традиции», выделены разделы: «Зарубежная литература и её традиции», «Древняя русская литература и её традиции», «Русская литература 19 века и её традиции» и т.д.

       В программе Кутузова, в отличие от программ Коровиной и Ладыгина, расширен жанровый аспект литературы. Важное место занимают разделы «Мифы» и «Фольклор». Введён курс «Духовная литература».

       Но в программе нет традиционного раздела «Развитие связной речи учащихся». Взамен предлагается система коммуникативно-творческих работ: «Творческая мастерская», «Творческий практикум», «Творческое задание», «Самостоятельный анализ выбранного произведения», ежегодная «Итоговая читательская конференция» и др.. 

         В) В программе под редакцией М.Б.Ладыгина литературный материал скомпонован вокруг центральных проблем, распределённых по классам для обеспечения последовательности изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний:

                    5 класс – фольклор и литература;

                    6 класс – художественный мир литературного произведения;

                    7 класс – человек в литературе;

                    8–9  классы – литературный процесс;

                    10-11 классы – национальное своеобразие и история русской литературы 19-20 веков.

           Внутри тем выделяются специальные разделы, призванные систематизировать литературное образование на всех этапах развития: «Уроки волшебства» (освоение законов теории литературы); «Сокровища книжных полок» (внеклассное чтение по мировой литературе); «В мастерской художника слова» (поэтическая мастерская).

           В программе также два концентра:

                 1) 5-9 классы – даётся общее литературное образование, предполагается освоение специфики литературы как полноценной составной части духовной культуры человечества. Главная цель этого этапа – на основе творческого чтения раскрыть перед учениками основные законы литературы как вида искусства и её отличия от народного поэтического творчества; познакомить с основными литературоведческими понятиями; отработать и закрепить свободное владение устной и письменной речью; сформировать у учащихся литературный вкус.

                2)  10-11 классы – углублённое изучение русской  национальной  литературы 19-20 веков. Главная цель этого этапа – изучение литературного процесса в России 19-20 веков, освоение русской литературной классики, овладение элементами историко-функционального анализа.

          В отличие от программ Коровиной и Кутузова, программа М.Б.Ладыгина включает в себя большое количество произведений зарубежной литературы, изучение которой, по мнению авторов, должно дать не только представление об основных этапах развития мировой литературы и о месте в ней русской национальной литературы, но и служить выявлению литературных связей с русской литературой и раскрытию закономерностей мирового литературного процесса.    

              5. Объектом изучения программы под редакцией В.Я.Коровиной являются произведения искусства слова, среди которых произведения русской литературы, начиная с устного народного творчества и заканчивая произведениями современной русской литературы конца 20- начала 21 веков, и некоторые тексты зарубежной литературы, вошедшие в классику мировой литературы.

             Программа А.Г.Кутузова для изучения включает произведения, имеющие эстетическую ценность, личностно-значимый потенциал и включённость в сферу читательских интересов. Всякое произведение, по мнению авторов, включённое в программу, имеет двойную ориентацию – на читателя и на культурную (литературную) традицию. Это произведения русской национальной литературы и значительное количество произведений зарубежной литературы, связанной с русскими произведениями по родовым и жанровым признакам.

            Программа М.Б.Ладыгина объектом изучения предлагают художественные произведения русской и зарубежной литературы, представляющие эстетическую ценность, отмечая при этом, что они обязательно должны изучаться в полном объёме. Эти произведения, по мнению  авторов программы, доступны читательскому восприятию учащихся, соответствуют их интересам и возрастным особенностям, образовательным целям, способствуют решению задач преподавания литературы.

           6. Каждая программа оснащена комплектами учебников, учебными и методическими пособиями.

            Программа под редакцией В.Я.Коровиной оснащена следующими учебниками:

                            5 класс – Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература: Учебник-хрестоматия: В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2005.

                            6 класс – Полухина В.П. Литература: Учебник-хрестоматия: В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2005.

                            7 класс – Коровина В.Я. Литература: Учебник-хрестоматия: В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2005.

                            8 класс – Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература: Учебник-хрестоматия: В 2-хч. – М.: Просвещение, 2005.

                            9 класс – Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: Учебник-хрестоматия. – М.: Просвещение, 2005.

                           10 класс – Коровин В.И. и др. Русская литература 19 века: Учебник: В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2005.

                           11 класс – Русская литература 20 века: Учебник: В 2-х ч. / Под ред. В.П.Журавлёва. – М.: Просвещение, 2005.

             Программа под редакцией А.Г.Кутузова также оснащена учебниками:

                           5 класс – В мире литературы. 5 класс. Учеб. хрестоматия для общеобразовательных учеб. завед.В –х ч.2 /Авт.-сост. А.Г.Кутузов, А.Г.Леденёва, Е.С.Романичева, А.К.Киселёв. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998.

                           6 класс – В мире литературы. 6 класс. Учеб. хрестоматия для общеобразовательных учебных завед. В 2-х ч. / Авт.-сост. А.Г.Кутузоа, А.Г.Леденёва, Е.С.Романичева, А.К.Киселёв. – М.: Дрофа, 1998.

                           7 класс – В мире литературы. 7 класс. Учеб.-хрестоматия для образовательных учебных заведен. /Авт.-сост. А.Г.Кутузоа, А.Г.Леденёва, Е.С.Романичева, А.К.Киселёв. – 10-е изд. – М.: Дрофа, 2007.

                           8 класс – В мире литературы . 8 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учеб. завед. /Авт.-сост. А.Г.Кутузов, А.Г.Леденёва, Е.С.Романичева, А.К.Киселёв. -  М.: Дрофа, 1999.

                           9 класс – В мире литературы. 9 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учеб. завед. /Авт.-сост. А.Г.Кутузов, А.Г.Леденёва, Е.С.Романичева, А.К.Киселёв. – М.: Дрофа, 1999.

                          10 класс – В мире литературы. 10 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учеб. завед. /Авт.-сост. А.Г.Леденёва, Е.С.Романичева, А.К.Киселёв; под ред. А.Г.Кутузова.  - М.: Дрофа, 2000.

                          11 класс – В мире литературы. 11 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учеб. завед. /Авт.-сост. А.Г.Леденёва, Е.С.Романичева, А.К.Киселёв; под ред. А.Г.Кутузова. – М.: Дрофа, 2002.  

          Программа под редакцией М.Б.Ладыгина также оснащена учебниками, но в библиотеках, хотя она и допущена Министерством образования, в наличии есть только учебники для 5-9 классов. В федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учебных учреждениях на 2007-2008 годы учебники для 10-11 классов не указаны.

                          5 класс – Литература. 5 класс. Учеб.хрестоматия для школ и классов углубл. изучения литературы, гимназий и лицеев. – В 2 ч. /Авт.-сост. М.Б.Ладыгин, Н.А.Нефёдова, Т.Г.Тренина. – 3-е изд. перераб. и лоп. – М.: Дрофа, 1998.                        

                          6 класс – Литература. 6 класс. Учеб.-хрестоматия для школ и классов с углубл. изуч. литературы, гимназий и лицеев / Авт.-сост. О.Н.Зайцева, М.Б.Ладыгин, Н.А.Нефедова, Т.Г.Тренина; под ред. М.Б.Ладыгина. -  9-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2008.

                          7 класс – Литература. 7 класс. Учеб. хрестоматия для школ и классов с углубл. изуч. литературы, гимназий и лицеев /Авт.-сост. М.Б.Ладыгин, Н.А.Нефедова, Т.Г.Тренина. 2-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 1998.

                          8 класс – Литература. 8 класс. Учеб.-хрестоматия для школ и классов углубл. изуч. литературы, гимназий и лицеев / Авт.-сост. М.Б.Ладыгин, Н.А.Нефедова, Т.Г.Тренина. – М.: Дрофа, 1998.

                         9 класс – Литература. 9 класс. Учеб.-хрестоматия для школ и классов с углубл. изуч. литературы, гимназий и лицеев / Авт.-сост. А.Б.Есин, М.Б.Ладыгин, Н.А.Нефедова, Т.Г.Тренина. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн