«Облака вишневых цветов…» Художественное своеобразие японской поэзии хокку
Размещено: Анна Латухина - вс, 18/03/2012 - 13:20
Тема: «Облака вишневых цветов…»
Художественное своеобразие японской поэзии хокку
Цели урока:
Образовательные:сформировать представление о японской культуре; показать отличительные особенности жанра хокку; познакомить с творчеством М. Басё и К. Исса.
Развивающие: развитие аналитического и ассоциативного мышления; развитие творческих способностей.
Воспитательные: воспитание чувства прекрасного.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: групповая
Оборудование:мультимедийная презентация.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Сегодня мы с вами совершим путешествие в загадочный мир японской поэзии. Давайте запишем тему урока. Эпиграфом к уроку будут слова из сборника «Одинокий сверчок»«Всматривайтесь в привычное – и увидите неожиданное, всматривайтесь в некрасивое – и увидите красивое, всматривайтесь в простое – и увидите сложное, всматривайтесь в частицы – и увидите целое, всматривайтесь в малое – и увидите великое.»
Мы с вами сегодня на уроке познакомимся с культурными и литературными традициями Японии; изучим каноны сложения хокку; проанализируем стихотворения с точки зрения формы и содержания.
Но прежде чем говорить о поэзии, нам необходимо познакомиться с историей страны. Когда боги Идзанаки и Идзанами по радуге спускались с небес, чтобы отделить земную твердь от хляби, Идзанаки ударил своим богатырским копьём по зыбко колыхавшейся внизу пучине. И тогда с его копья скатилась вереница капель, образовав изогнутую цепь островов. Древняя легенда о сотворении Японии приходит на память, когда смотришь на эту страну с самолёта. Изогнутая гряда гористых островов и впрямь похожа на окаменевшие капли. Или, может быть, это караван гор, прокладывающий себе путь через бескрайнюю пустыню океана? “Путь гор” — таково одно из толкований древнего имени этой страны — Ямато.
Гидом по современной Японии будет ученица 10 «А» класса, которая занимается изучением японской поэзии. Послушаем (рассказ о религии, обрядах ханами и икебане).
3. Выступление старшеклассницы с докладом о Японии.
4.Как мы услышали, японская религия синто (“путь богов”) утверждает, что всё в мире одушевлено, свято: огнедышащая гора, лотос, радуга после грозы. Религия синто — это обожествление природы, рождённое восхищением ею. Японцы поклонялись предметам и явлениям не из страха перед грозными силами природы, а из чувства благодарности. Ведь чаще всего природа бывает ласковой и щедрой.
5.Каково же понятие японцев о красоте? Его формируют четыре понятия:
Мерилами красоты у японцев служат четыре понятия: саби, ваби, сибуй и югэн.
Саби — это красота и естественность. Всё, что неестественно, не может быть красивым. Саби — это прелесть старины.
Ваби — это отсутствие вычурного, броского, вульгарного. Ваби — это прелесть обычного, красота простоты.
Если спросишь японца, что такое сибуй, он ответит: то, что человек с хорошим вкусом назовёт красивым.
Тайна искусства состоит в том, чтобы любоваться невидимым. Югэн — это прелесть недоговорённости, намёка.
Японцы увидели в недолговечности источник красоты, не случайно своим национальным цветком они избрали именно вишню — сакуру.
6.Заполнение кластера «Япония». Давайте мы с вами заполним таблицу, отражающую те черты, о которых мы говорили.
Япония
Религияприрода
Синтоизмбуддизм
ханами икебана
Саби Сибуй
ВабиЮген
7. Самым популярным стихотворным жанром в Японии является хокку. До сих пор считается, что любой уважающий себя человек должен уметь сочинять хокку. Давайте же познакомимся с этим жанром.
8. Слово предоставляется группе «литературоведов». (Перечисляют основные черты хокку).
9. А теперь на основе услышанного давайте составим самостоятельно схему «Хокку». (Составление схемы).
З строки
17 слогов (5:7:5 )отсутствие рифмы
настроение хокку простота
природа и человек минимум
изобразительных средств
10. Мы разобрались с основными чертами хокку, а теперь давайте перейдем к анализу стихотворений.
Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету
К. Исса
- Каково настроение этого стихотворения?
- Определите лирический сюжет.
- Выделите основные образы.
- Определите основную тему стихотворения.
- По каким признакам вы догадались, что это хокку.
11.Наиболее известными создателями хокку являются Мацуо Басе и Кобаиса Исса, именно их стихотворения мы и рассматриваем на уроке.
12.Давайте познакомимся с этими поэтами. Выступают группы с краткой информацией о поэтах.
13.У каждой из групп на столах лежат тексты хокку. Ваша задача внимательно их прочитать и определить, какой темой они объединены (по временам года) (см. Приложение 1).
Действительно, время года становится ключевым понятием хокку.
14.Сейчас вы должны будете проанализировать тексты по плану:
1. Определить настроение стихотворения. 2. Выявить основные образы – «сезонные слова».
15. Работа в группах, зачитывание ответов.
Таким образом, мы видим значимость «сезонных слов» в хокку. Иногда даже в стихотворении не говорится о том или ином времени года, но по определенным образам мы понимаем, о чем оно.
16. Последняя группа у нас работала с символикой растений (см. Приложение 2).
17. «Японское трехстишие требует от читателя работы воображения. Все растолковать до конца – значит не только погрешить против японской поэзии, но и лишить читателя большой радости самому вырастить цветы из горсти семян, щедро рассыпанных японскими поэтами».Девочки проиллюстрировали понравившиеся хокку и сейчас расскажут нам о своих работах. (См. Приложение 3)
18. Подведение итогов. Итак, мы сегодня познакомились с хокку, узнали много нового о японской культуре и даже сами сочиняли хокку.
19. Домашнее задание:
1.Выучить наизусть наиболее понравившиеся хокку М. Басе и К. Исса.
2.Сочинить хокку и оформить их в виде книжечки, проиллюстрировав стихотворения.
20. И в заключении я хотела бы попрощаться с вами в жанре хокку:
Закончился урок.
Спасибо за работу!
До новых встреч, друзья!
Приложение 1 .
Тексты стихотворений.
1 группа
Поник головой до земли,-
Словно весь мир опрокинут вверх дном,-
Придавленныйснегом бамбук.
М. Басе.
Послышался вдруг «шорх-шорх».
В душе тоска шевельнулась…
Бамбук в морозную ночь.
М. Басе.
Первый снег под утро.
Он едва-едва пригнул
Листики нарцисса.
М. Басе.
Молись о счастливых днях!
На зимнее дерево сливы
Будь сердцем своим похож.
М. Басе.
2 группа.
Осень уже пришла!» -
Шепнул мне на ухо ветер,
Подкравшись к подушке моей.
М. Басе
Бабочкой никогда
Он уж не станет… Напрасно дрожит
Червяк на осеннем ветру.
М. Басе.
Как стонет от ветра банан,
Как падают капли в кадку,
Я слышу всю ночь напролет.
М. Басе.
Цветы увяли.
Сыплются, падают семена,
Как будто слезы.
М. Басе.
3 группа.
Сад и гора вдали
Дрогнули, движутся, входят
В летний раскрытый дом.
М. Басе.
Тишина кругом.
Проникает в сердце скал
Легкий звон цикад.
М. Басе.
Летние травы
Там, где исчезли герои,
Как сновиденье.
М. Басе.
Голос летнего соловья!
В роще молодого бамбука
Он о старости плачет своей.
М. Басе.
4 группа.
Вишен цветы
Будто с небес упали –
Так хороши!
К. Исса
В гостях у вишневых цветов
Я пробыл ни много ни мало –
Двадцать счастливых дней.
М. Басе.
Ворон-скиталец, взгляни!
Где гнездо твое старое?
Всюду сливы в цвету.
М. Басе.
Как вишни расцвели!
Они с коня согнали
И князя-гордеца.
К. Исса.
Приложение 2.
Символика японских растений
Бамбук
Саса– низкорослый бамбук.
Является одним из атрибутов новогоднего, брачного и похоронного обрядов. Так же символ мучений и смерти (одна из древних пыток: стебли бамбука впивались в привязанные к нему тела людей).
Дуб
Хисаги- дерево семейства дубовых, растет в горных долинах.
священное дерево, небесные врата, через которые божество может появиться перед людьми, жилище бога или богов, связано происхождение человечества.
Ива
Имеет различные, часто противоположные, символические значения. Она может выступать в функции мирового дерева или дерева жизни и символизировать долголетие и обилие жизни. С ивой связано представление о женской красоте, мягкости, податливости, о весне; существует поверье о способности ивовых ветвей, вывешенных на воротах, отгонять злых духов, что связано с общим представлением об иве как средстве связи с духовным миром. Комплекс отрицательной семантики образа ивы включает такие символы, как несчастье и невежество, печаль, грусть, смерть, похороны (плакучая ива).
Померанец–мандарин.
Запах цветов померанца в японской поэзии навевает воспоминания о прошлом. Лепестками цветов наполняли карманы широких рукавов. В памяти встает прекрасный образ любимого человека. Вечнозеленое цитрусовое дерево с горькими плодами. Прошедшая любовь.
Сакура
японская вишня. Один из центральных образов японской поэзии, символ весны. Любование цветущей вишней - старинный японский обычай. Красоту японской женщины часто сравнивают с цветущей вишней.
Слива
Символ весны, торжествующей над зимой, добродетель и мужество, преодолевающие трудности, брак и счастье.
По народным приметам, снег способствует цветению сливы. Слива и снег - обычные парные образы. Символизирует добродетель. Цветет обычно в конце февраля.
Хризантема
Означает долголетие, счастье.
Сосна
Символ долголетия и счастья. Все садовые ворота сделаны из сосны, на новый год входные двери украшают сосновыми ветками. Прообраз «вечного союза». Символ дружбы и любви супругов, верность, хранимая до самой старости.
Хаги
Цветы хаги лилового и розоватого цвета, являются традиционным символом осени.
Глициния
Лозы глицинии, чьи цветы напоминают крупные лиловые или белые грозди, могут оплетать большие деревья, подобно лианам, добираясь до самой вершины. Глициния цветет в марте.